Бубнова Екатерина
Конспект НОД «Русская матрешка»
h4]Конспект занятия на тему : «Русская матрешка»[/h4]
Цель: знакомство детей с матрёшками, отражение представлений о них в изобразительной деятельности.
Задачи:
Развивающие: развивать умение удерживать в уме последовательность операций, добиваться конечного результата;
развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета, композиции;
Публикация «Конспект НОД „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
формировать умение детей работать с трафаретом, вырезать из цветной бумаги, закреплять навыки вырезания ;
развивать интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрешки узором, используя геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал);
Образовательные: познакомить детей с разнообразием матрешек; закрепить у детей правила наклеивания геометрических фигур на бумагу с помощью клея. Учить вырезать предмет с помощью трафарета, аккуратно наклеивать элементы аппликации, располагая их в определенном порядке.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к поделкам, изготовленным своими руками, воспитывать любовь к народному творчеству.
Оборудование: матрешки разных размеров, трафарет матрешки, белый картон, карандаш, ножницы, клей, кисти, цветная бумага, салфетки.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель:
столе
Загадка:
Они летом и зимой любят жить одна в одной,
принесите им сапожки — и пойдут плясать. (матрешки)
Дети:
Матрешки
Воспитатель:
Показывает стоящих на столе матрешек.
Правильно, это матрешки. Да какие красивые.
Вопрос:
Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой?
Дети:
Так девочек называли на Руси — Матрены
Воспитатель:
Как вы думаете, какой человек их смастерил добрый или злой?
Почему вы так решили?
Дети:
Ее смастерил добрый человек, потому что она улыбается, у нее
веселые глаза
Воспитатель:
На Руси много городов и деревень, где живут народные
умельцы, изготавливающие матрешек
Вопрос:
А из чего их вырезают и почему матрешки цветные, яркие и все
такие разные?
Дети:
Их вырезают из дерева, а расписывают красками
Воспитатель:
Правильно. Вот у Загорской матрешки (показывает матрешку)
двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя
точками (две вверху, одна внизу, две пряди волос прячутся под
платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются
простым цветным узором.
А Семеновской матрешке (показывает матрешку) мастера
делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза,
нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку
украшают цветочными бутонами, пышными розами,
колокольчиками.
Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые, основные
цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да
ягоды.
(Показать детям несколько игрушек, предложить их назвать, среди игрушек поставить матрёшку и обычные игрушки).
- А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте её отгадать:
Ростом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
-Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему? (ответы детей)
Основная часть
- Сделана она из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек.
-А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей)
-Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами (дети подходят к доске и садятся на стульчики).
-Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки) .Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково - матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали.
- Мастеров было много, и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной (показать современную матрёшку) .
- Прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрёшку. Ведь она является символом нашей страны – России!
-Под русскую народную музыку люди изображают движения русской матрёшки Физминутка- пляска «Мы матрешки».
Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (выставляю матрешку из аппликации).
У нашей матрешки нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны подружкам нашей матрёшки.
Практическая часть
Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой)
Итог
- Что мы сегодня делали на занятии?
-Что было сложно делать?
(дети со своими работами подходят к главной матрешке).
Давайте оживим матрешек и нарисуем им личики.
(с помощью воспитателя прорисовываются лица у матрешек, оценивается работа каждого ребенка).
- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.