Елена Слободчикова
Конспект НОД «Рождество Христово» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово, и о его значении.
2. Познакомить с иконой праздника.
3. Воспитывать в детях нравственные чувства: сострадания, кротости, желание делать добрые дела.
Материал:
Публикация «Конспект НОД „Рождество Христово“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Панно, репродукция иконы Рождество Христово, ширма, фигурки для теневого театра (девочка, девочка плачущая, дети с дарами, вертеп, ангел (сделан из фольги и показывается как фигурка на ширме, а не как тень за ней, розы, игрушка юла, материал для работы в художественной мастерской.
Ход занятия
Воспитатель: Скажите, дети, какой сейчас год?
А знаете ли вы, что каждый год отсчитывается с того дня, в который родился Христос? Раньше написали бы так: 2008 год от Рождества Христова. Оказывается, уже два тысячелетия люди отмечают это удивительное и таинственное событие – рождение Богомладенца.
Воспитатель начинает рассказ на музыкальном фоне (музыка – зимние звуки).
Воспитатель: Давным-давно это было… У нас трещали зимние морозы, кружила метель, кругом, куда ни глянь, лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей в январской стуже земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, тихой ночью родился Младенец Христос. Он появился на земле неподалеку от города Вифлеема, в пещере, куда во время непогоды пастухи загоняли скот: овец, коров, лошадей.
Поздно вечером накануне этого события добрались до Вифлеема родители Христа – Дева Мария и благочестивый старец Иосиф. Случилось так, что в городе никто не пустил их на ночлег. И тогда они нашли себе пристанище в пещере, называемой вертепом.
Каждый час и каждую минуту рождаются на земле люди. Но когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных, дивных чудес, что до сих пор им удивляются.
Кто из вас слышал о них, может быть, вам читали об этом родители?
Ответы детей.
Чтение о вифлеемской звезде.
В вышине небесной
Много звёзд горит,
Но одна всех ярче
Радостью блестит.
То звезда Младенца
И Царя царей, -
В ясли Он положен
Матерью Своей.
И волхвы с востока
За Звездой идут,
И дары с любовью
Господу несут. Братья!
Поспешимте Господа принять,
Поспешим радушно
Хлеб и соль подать -
Он руками бедных
Этот хлеб возьмет,
И благословенье
Нам за то пошлёт. (Батюшка Игорь)
Воспитатель: Вот какое это было удивительное событие. О нем рассказывает и Священное Писание. Его стали изображать и на праздничных иконах, которые выносят в центр храма в день Христова Рождества. Давайте и мы с вами посмотрим на икону.
Воспитатель показывает репродукцию или слайд иконы Рождества Христова.
Воспитатель: Написана она в VI веке учениками великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева. Как вы думаете, кто изображен в центре этой иконы?
Конечно же – Мать Иисуса Христа – Дева Мария. С какой затаенной нежностью смотрит Она на Своего Сына. А теперь скажите, кого еще изобразили иконописцы? Вы заметили, что даже розовая коровка и маленький белый жеребенок с любовью смотрят на Младенца Христа, лежащего в яслях? Как будто они ждут от него чего-то неожиданного.
А деревья? Посмотрите, как интересно они написаны! Что бы вы сказали о них? Какие они? Совершенно верно. Деревца на иконе кудрявые, радостные. Земля и склоны золотистые, звонкие. Вся икона как бы пронизана золотым, сияющим светом, залита солнцем. Земля и небо, деревья и животные, ангелы и люди – все звенит, ликует на иконе.
А почему? (Ответы детей.)
Да, потому что родился не просто младенец, а Сын Божий, который пришел спасти людей от смерти, принес мир, любовь и надежду на жизнь вечную.
Древние предания рассказывают нам о том, что поклонялись Христу в те дни не только люди и животные, но и деревья и цветы.
Давайте посмотрим и послушаем «Легенду о рождественских розах».
Теневой театр.
«Легенда о рождественских розах» А. Николов.
То было в давние года:
Над спящим миром ночь царила,
И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.
И дети бедных пастухов,
Узнав, что родился Спаситель,
Со всех сторон, из всех шатров
С дарами шли в Его обитель.
Несли Ему ягнят живых,
И соты меда золотого,
И молока от стад родных,
И хлеб от очага родного.
И только девочка одна
В святой вертеп войти не смела.
Стояла поодаль, грустна,
А дети шли, смеясь над нею…
"О Боже! – плакала она. –
Зачем меня Ты создал нищей?
Я одинока, я бедна…
С чем я войду в Его жилище?"
Вдруг свет, как тысяча огней,
Сверкнул вокруг, во тьме унылой.
И видит девочка - пред ней
Посланник неба светлокрылый.
«Не плачь, бедняжка, не грусти! –
Промолвил кротко гость небесный. –
Ты можешь Богу принести
Своих слезинок дар чудесный.
Взгляни, малютка, на земле,
Куда твои упали слезы, -
Там вырастают, там, во мгле,
Цветут прекраснейшие розы.
Ты розы светлые сорви,
Иди к заветному порогу,
И дар страданья, дар любви
Отдай, дитя, Младенцу Богу!»
И вот, с кошницею цветов,
Цветов, усеянных шипами,
Она вошла под Божий кров,
Сияя светлыми слезами.
И ей в ответ в очах святых,
Как искры звезд, сверкнули слезы,
И изо всех даров земных
Христос Младенец выбрал розы.
Воспитатель: Вот какое чудесное рождественское предание увидели мы сегодня. (Мнения детей.) Ясно для нас только одно: за скромность и доброту были выбраны Христом Младенцем розы.
Воспитатель приглашает детей сесть «вкруг» на ковер.
Воспитатель: Я прочитаю вам рассказ про очень знакомую всем вам обыкновенную игрушку. (Загадывает загадку. После отгадки в центр круга воспитатель выставляет юлу.)
«Волчок»
Это был необыкновенный волчок. Бабушка купила его в магазине. А в магазин его привезли из Китая - далекой восточной страны. На первый взгляд волчок совсем не привлекал внимания. Он был маленький и невзрачный, не было у него богатых украшений, как у многих других волчков. Только скромное ожерелье из дырочек-бусинок окружало его маленькую головку, за которую его раскручивали.
Но когда волчок начинал танцевать, кружиться на своей единственной короткой ножке, происходило чудо. В маленьких бусинках-дырочках, словно в окошках, загорался яркий свет, и через них раздавалась чудесная музыка. Она мгновенно проникала в сердца людей, которые шли мимо по своим делам, и они начинали оглядываться в поисках невидимого музыканта или хотя бы музыкального отдела в магазине. Каково же было их удивление, когда они обнаруживали, что красивая мелодия шла из самого скромного волчка на свете! Люди даже забывали о своих делах и останавливались, чтобы послушать пение волчка.
- Бабушка! – воскликнула однажды бабушкина внучка. – Смотри, волчок похож на маленький домик. Кто живет в нем? Ведь кто-то включает в нем свет и красивую музыку.
- Этот кто-то, - ответила бабушка, - батарейка. Она живет внутри волчка, как твое сердечко живет внутри тебя. Когда сердечко радуется, в твоих глазах-окошках тоже загорается свет, а само сердечко неслышно поет – выстукивает свою песенку.
- А о чем поет батарейка? – спросила девочка.
- В нашем волчке батарейка поет рождественскую песню – песню о Младенце Иисусе Христе.
- А мое сердечко тоже поет рождественскую песню? – спросила девочка.
- Да, - ответила бабушка, - каждое сердечко поет о радости, что оно живет.
- А почему я не слышу? – снова спросила внучка.
- Потому что очень часто всякие обидки и капризки, завидки и ленивки заглушают песню сердца, - сказала бабушка.
И девочка замолкла, она прислушивалась к своему сердцу.
Духовно-нравственная беседа по рассказу «Волчок».
Почему же очень часто мы, так же как и эта девочка, не слышим своего сердца?
Давайте подумаем: что же нужно сделать, чтобы слышать музыку своего сердца?
Как можно было бы порадовать в праздник Рождества своих близких?
А какие еще добрые дела можно сделать?
Работа в художественной мастерской. Изготовление подарков: Конструирование «Ангелочки».