Разина Елена
Конспект НОД «Развитие связной речи по лексической теме зима, зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Тема непрерывной образовательной деятельности: «Развитие связной речи по лексической теме зима, зимние забавы»
II. Программное содержание:
Цель: развитие связной речи по лексической теме зима, зимние забавы.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить и расширить представления о зиме и ее приметах;
- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима», «Зимние забавы»;
Публикация «Конспект НОД „Развитие связной речи по лексической теме зима, зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- учить составлять короткий рассказ по наглядному плану (мнемотаблицы);
- упражнять детей в употреблении предлогов.
Коррекционно-развивающие задачи :
- развивать связную речь, умение выразительно читать стихи;
- развивать творческое воображение, мышление, координацию речи с движением внимание, память;
- развивать целостное восприятие;
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность, самостоятельность;
- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия.
III. Словарная работа
Закрепление в речи слов по теме «Зима», «Зимние забавы»
IV. Индивидуальная работа:
Активизировать Злату С. - добиваться четкого произношения, умение составлять предложения.
V. Предварительная работа:
Рассматривание предметно-развивающей среды (иллюстрации, сюжетные картинки) о зиме. Рассматривание репродукции картин русских художников. Рисование по теме, беседы о зиме, приметах зимы, зимних забавах. Просмотр мультимедийной презентации. Чтение Н. Носова «На горке», К. Ушинского «Проказы старухи зимы», р. н. с. «Снегурочка», стихотворение И. Сурикова «Вот моя деревня…»
VI. Оборудование:
Мультимедийное оборудование (проектор, экран, слайды к занятию, стулья, магнитная доска, разрезная картинка, снеговик, заяц, снегирь, ведро со снегом, салфетки, следы, иллюстрация к игре «Что перепутал художник», мнемотаблицы на тему «Зима», «Зимние забавы», корзина с угощением.
Ход педагогического мероприятия
1. Организационный момент
(Организационный момент, психогимнастика)
Дефектолог: Доброе утро, ребята!
Дети: Доброе утро!
Дефектолог: Доброе утро, уважаемые гости! Ребята поприветствуйте наших гостей!
Дети: Здравствуйте!
Дефектолог: Сегодня замечательный день давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(на слайде улыбающееся солнышко)
I. часть - вступительная
Дефектолог: Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Дефектолог: А как вы узнали, что к нам пришла зима?
Дети: Стало холодно, выпал снег, прилетели снегири, люди надели теплую одежду.
Дефектолог: Правильно. Ребята, к нам в гости пришёл…
А вот кто пришёл, попробуйте отгадать.
Что за нелепый человек,
Пробрался в 21 век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла? Кто это?
Дети: Снеговик.
(дети подходят к грустному снеговику)
Дефектолог. Конечно, снеговик, но посмотрите какой-то он грустный. Снеговик нарисовал рисунок для деда Мороза, но подул сильный ветер и порвал его на 3 части, все части разлетелись по лесу. Ребята, давайте отправимся на прогулку в зимний лес и поможем снеговику собрать рисунок.
Дети: Да
II.часть - основная
Дефектолог: В лесу много снега. На чём же нам отправиться в лес?
(на экране появляется картинка лыжи)
Дети: На лыжах
Дефектолог: Давайте наденем лыжи, возьмём в руки лыжные палки и поедим на лыжах.
2. Речевая игра с движением
Мы на лыжах в лес идём, (дети выполняют движение ногами
Поднимаемся на холм. словно идут на лыжах
Палки нам идти помогут, движения руками,
Будет нам легка дорога. словно работают лыжными палками.)
(на поляне сидит заяц у него фрагмент рисунка)
Дефектолог: Посмотрите кто это?
Дети: Заяц
Дефектолог: У него в лапах 1часть рисунка, но он нам его не отдаст, пока мы с ним не поиграем.
3. Игра «Закончи предложение»
Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим. (льдом).
Земля покрылась белым, пушистым. (снегом).
Дети слепили большую снежную. (бабу).
Зимой дети любят кататься на. (санках, лыжах, коньках).
Всё вокруг белым-бело, потому что (наступила зима; ночью шёл снег, идёт снег и т. д.)
Зимой надо одеваться теплее, чтобы (не заболеть; не замёрзнуть; не простудиться и т. д.)
Я люблю зиму, потому что (можно играть в снежки; наступает Новый год; можно лепить снежную бабу и т. д.)
Дефектолог: Зайчику понравилось с нами играть, и он отдал нам часть рисунка. Отправимся дальше, посмотрите перед нами озеро, а чем оно покрыто зимой?
Дети: Льдом
Дефектолог: На чём мы можем прокатиться по льду?
Дети: На коньках
Дефектолог: Надеваем коньки, и покатились по льду.
4. Физкультминутка
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки…
(Руки держим за спиной, делаем скользящие движения ногами в стороны, как будто катимся на коньках — так двигаемся по комнате)
Рукавицы на руках,
(Останавливаемся. Согнутые в локтях руки ставим перед своим лицом ладошками на себя — сначала одной, потом другой рукой «надеваем» рукавички, обхватывая противоположной ладонью руку и двигая её вниз от кончиков пальцев до запястья)
Шапка на макушке…
(Вытягиваем прямые руки вверх над головой, затем опускаем их вниз, сгибая в локтях и сжимая кулачки — «надели шапку»)
Дефектолог: Перед нами снежная поляна, а на ней большие сугробы, а сугробы из чего?
Дети: Из снега
(выношу ведро со снегом)
5. Игра «Опиши на ощупь»
Дефектолог: А давайте потрогаем его. Какой он на ощупь?
Дети: Холодный, мокрый, рассыпчатый, белый, липкий.
(дети вытирают руки салфеткой)
Дефектолог: А что можно слепить из снега?
Дети: Снеговика, снежный ком.
Дефектолог: А давайте поиграем со снегом.
6. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
Дефектолог: Ручки у нас замерзли, погреем руки.
7. Проводится дыхательная гимнастика
Дефектолог: Посмотрите, за сугробом я нашла 2 часть рисунка. Отправимся дальше, перед нами горка, на чём мы можем скатиться с горки?
Дети: На санках
Дефектолог: Конечно, скатимся с горы на саночках.
8. Игра на развитие фонематического слуха
(на экране появляется картинка со звуковым эффектом)
Дефектолог: Кто на веточке сидит?
Дети: Снегирь
Дефектолог: Как вы догадались, что это снегирь?
Дети: У него красная грудка, он прилетает к нам зимой.
Дефектолог: У него ещё одна часть нашего рисунка, Он предлагает нам поиграть в игру, что перепутал художник.
9. Игра «Что перепутал художник»
Дефектолог: Снегирь благодарит нас за игру, и отдал нам 3 часть рисунка. Пора нам вернуться к снеговику, по следам пойдем к снеговику придем.
(дети идут по следам, подходят к снеговику)
Дефектолог: Давайте поможем снеговику собрать рисунок.
10. Игра «Собери картинку»
(дети собирают рисунок на доске)
Дефектолог: Снеговик очень рад, что мы помогли ему. А сейчас мы с вами составим рассказ.
11. Составление рассказа по картинке с использованием мнемотаблиц
Наступила зима. Выпал снег. Дети катаются с горы на санках. Дети катаются по льду на коньках. Дети катаются на лыжах. Дети слепили снеговика. Дети играют в снежки.
(снеговик улыбается)
III.Заключительная часть непосредственной образовательной деятельности
Дефектолог: Молодцы, ребята. Скажите, кому мы сегодня помогали?
(дети отвечают полным ответом)
Дети: Мы сегодня помогали снеговику.
Дефектолог: Куда мы ходили?
Дети: Мы ходили в зимний лес.
Дефектолог: На чём мы ходили?
Дети: Мы ходили на лыжах, на коньках, на санках.
Дефектолог: С кем мы играли?
Дети: Мы играли с зайчиком, со снегирём.
Дефектолог: Ребята, снеговик хочет поблагодарить вас за помощь и дарит вам корзину мандарин. Что надо сказать за угощение?
Дети: Спасибо
Дефектолог: Давайте скажем снеговику, до свидания.
Дети: До свидания