Вера Вострикова
Конспект НОД «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в космос».
Цель:
Автоматизация звука С в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Развивать навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.
2. Продолжать формировать знания детей о речевых единицах (звуке и букве, слоге и слове, предложении и тексте).
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, координацию речи с движением.
2. Продолжать формировать лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в космос“» размещена в разделах
3. Совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.
4. Активизировать словарный запас детей по теме «Космос».
Коррекционно -воспитательные:
1. Формировать нравственные качества: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма.
2. Воспитывать внимание к собственной речи.
3. Развивать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа:
Постановка звука С и его автоматизация в свободной речи детей; беседа с детьми на тему: «Космос»; разучивание с детьми стихов, используя мнемотехнику; разучивание пословиц на тему «Космос»; развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Оборудование:
Карточки с изображениями космического корабля, космонавтов, животных, продуктов питания, посуды, элементы костюма для «марсианки», глобус, цветные символы звуков.
Ход занятия:
1. Оргмомент
(Дети становятся в круг)
Дефектолог: Отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (солнце). Как ласково называют его? (солнышко). Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно. (расслабление) Подул холодный ветер, вам холодно. (напряжение). Опять засверкало солнышко, расслабились – вам тепло и приятно. (сели за столы)
2. Сообщение темы занятия.
Дефектолог: Какой первый звук вы услышали в словах солнышко, светит, сверкает, согревает.
Как мы произносим звук С.
- губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка находится за нижними зубами, горлышко «молчит».
- Возьмите зеркало, приготовьте его к работе.
- Произносим звук С. Какой это звук? (звук С согласный, глухой). Почему согласный? (он не поется). Почему глухой? (мы произносим его без голоса)
Игра: «повтори слоги»
СА-СА-СО, СА-СО-СА, СО-СО-СА, СА-СА-СО-СО.
СЫ-СЫ-СУ, СЫ-СУ-СЫ, СЫ-СУ-СУ, СЫ-СЫ-СУ-СУ.
СО-СЫ-СА, СА-СЫ-СО, СЫ-СО-СА, СЫ-СА-СА-СО.
(убрали зеркало)
Дефектолог: Сегодня мы совершим путешествие в солнечное царство, космического государство.
3. Развитие фонематического восприятия.
- Слушайте внимательно, я называю планеты, а вы должны выбрать ту в названии которой есть звук С.
- Венера, Юпитер, Нептун, Марс. (в слове марс есть звук С)
- Мы совершим полет на Марс. Кого мы можем там встретить? (марсиан).
Мужчину называют… марсианин, а женщину … марсианкой. А мы кто? Почему нас так называют? (нас называют землянами, потому что наша планета Земля). Кем мы будем в полете? (космонавтами)
4. Произношение слов сложного звуко – слогового состава.
- Откуда стартуют космические корабли? (с космодрома). Российский космодром находится в Плесецке. На чем бы нам туда побыстрее добраться, может на собачьей упряжке? (нет на самолете)
Упражнение: «САМОЛЕТЫ»
Руки в стороны – полет.
Полетел наш самолет,
Правое крыло – вперед,
Левое крыло – вперед,
Полетел наш самолет.
- А вот и космодром. Можно ли полетать в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (скафандры, имитация надевания)
-Внимание! Приготовьтесь к полету. 54321. Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые головы, руки, ноги. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения земли и находимся в состоянии невесомости.
- Как вы понимаете это слово?
5. Звуковой анализ слова МОСТ.
- Из центра управления получили сигнал: проверить одно место на реке Волга. Расшифруйте это слово М, О, С, Т. Передайте сигналами, что он в порядке. Составьте схему слова (мост). Назовите 1 звук. Какой звук М? Каким цветом обозначим? (обозначайте) и т, д.
- Сколько гласных звуков в слове МОСТ? Сколько согласных? Сколько всего в слове?
М – согласный, губной, звонкий. О – гласный.
С – согласный, глухой. Н – согласный, звонкий.
6. Произношение звука С в предложениях.
- Наденьте наушники. Выходим на связь с землей. Передайте правильно радиограммы из следующих слов:
- Пролетать, Северный полюя, над.
- Пролетать, пустыня, над.
- Смотреть, иллюминатор, в.
- Пролетать, планета, Марс, к.
- Видеть, марсиане, Марс, на.
(Передайте своим близким, какое у вас настроение, есть ли опасность в космосе).
7. Развитие связи речи. Развитие функции языкового анализа и синтеза. (входит «марсианка»)
- Хе – ллоу, я мар- си-ан-ка Су –са-се-я. Кто вы та-ки-е? (мы земляне. Наша планета- земля.) Ин-те-рес-но, ка-ка-я о-на? Что есть на Зем-ле?
- Сусасея, проходи на наш космический корабль. Мы познакомим тебя с землей.
- Покажем посуду, животных, птиц, в названии которых есть звук С. (переверните картинки)
- Назовите посуду, расскажите о ее назначении.
- это стакан, из него пьют сок.
- это солонка, в нее насыпают соль.
- это сковорода, в ней жарят мясо.
- это кастрюля, в ней варят суп.
- это сахарница, в нее насыпают сахар.
- это миска, в нее наливают молоко.
- Назовите птиц и зверей. Прохлопайте эти слова. (определить, сколько слогов в слове).
8. Марсиане говорят медленно, а мы можем говорить быстро. Расскажем скороговорки. Говорим четко, громко.
- Пол мыла Лара, Лара маме помогала.
-Говорит попугай попугаю, я тебя, попугай, попугаю.
- От топота копыт, пыль по полю летит.
- У Варвары ватрушки, а у Вовы веснушки.
- Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет.
- Саша шапкой шишку сшиб.
9. Продолжаем знакомить Сусасею со словами, в которых есть звук С.
Игра: «Договори словечко» Назвать слово, добавляя звук С.
- ле., поя., анана., космо., насо., компа., но., автобу., ква., воло., голо.
- Назвать слово, добавляя 1 звук С.
-. ам,. он,. уп,. умка,. ова,. апоги,. амолет,. оня,. обака,. камейка,. ок.
10. Речевая гимнастика: «Космонавты». Космонавты выходят на связь с Землей.
11. Марсианская Сусасея познакомилась с Землей, узнала много слов со звуком С. Оставим ей в подарок предметы с этим звуком.
Внимание, задание: обвести предмет по точкам. (Аня, что ты подаришь)
- Пора возвращаться на землю. К полету готовы? (к полету готовы). Закройте глаза, отпустите голову, спите. Мы в космосе. Вот и Земля. (откройте глаза). Мы дома.
12. Итог.
- На какую планету мы летали? Кем были в полете? Какой звук закрепили? Что вам понравилось больше всего?. (ответы детей) Что показалось вам сложным?
Дефектолог: Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими. Загадайте желание и оно обязательно сбудется! Удачи вам!.