Ольга Федюнина
Конспект НОД «Путешествие по городам Саратовской области» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия: Дети входят в зал. (под песню "С чего начинается Родина")
Ребята посмотрите к нам сегодня на занятие пришли гости давайте с ними поздороваемся. Давайте улыбнемся друг другу (улыбаются) и подарим наши улыбки гостям. (дети садятся)
Воспитатель: О чём поётся в этой песне? (о Родине) - Знаете ли вы, как называется наша страна? (Ответы детей)
- Правильно, у нашей страны удивительно красивое имя – Россия.
Темочки:
Русский писатель К. Д. Ушинский так говорил о России: «Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина».
- Ребёнок-девочка (стихотворение)
В сердце ты у каждого,
Родина - Россия,
Белые берёзки,
Колос налитой,
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой.
Как вы думаете что такое малая Родина? (то место, где мы с вами живём; это наш город Аркадак)
Как называется район в котором находится наш посёлок? (Аркадакский)
А кто из вас знает как называется область в которой мы живём? (Саратовская)
Саратовская область тоже наша малая Родина т. к. наш город относится к Саратовской области.
Много лет назад вместо слова область говорили губерния и была Саратовская губерния. В этом году Саратовской губернии исполняется 80 лет.
Сегодня мы с вами превратимся в туристов и отправимся в путешествие по Саратовской губернии. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Садимся в поезд и едем. (звучит аудиозапись)
Ребята посмотрите первый город, который мы встречаем на пути это Саратов. - Давайте найдём его на карте (показывают на карте)
- Каждый город имеет свою символику. У Саратова тоже есть свои символы. Давайте их рассмотрим.
(Вывешивается изображение герба).
- Что представляет собой герб?
(Это прямоугольный щит голубого цвета, посередине изображены три серебряные стерляди). (Вывешивается иллюстрация флага)
- Что представляет собой флаг?
(Это прямоугольное полотно, снизу синяя полоса, наверху белая, в центре белой полосы изображён герб Саратова).
- Ребята, мне нужно два человека для того, чтобы правильно и быстро собрать герб и флаг на фланелеграфе, игра «Собери правильно» (раздаются картинки) .
А мы с вами будем проверять правильно или нет они собирают. Молодцы, справились с заданием.
- Ребята, давайте погуляем по городу и послушаем нашего гида) и его маму.
Город тянется вдоль Волги,
Это наш Саратов,
Он, как крепость для охраны,
Создан был когда-то,
Для защиты государства,
И справлялся с этим,
А теперь его богатство —
Взрослые и дети.
Рассказ о Саратове. В городе Саратове очень много театров. Вот на этой картинке Государственный академический театр оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского. Каменное здание театра было построено очень давно на Театральной площади. Потом здание театра было полностью перестроено. На сцене театра выступали знаменитые артисты. Театру было присвоено звание академического.
- Ребята, а вот на этой картинке– цирк. В цирке работают люди разных профессий – жонглёры, акробаты, гимнасты и клоуны. Билеты в цирк продаются в классе. У артистов очень красивые костюмы и выступают они на арене. В цирке есть оркестр. В нашем городе много кинотеатров для взрослых. А на этой картинке кинотеатр «Пионер» - он для детей. В кинотеатре два зала – большой и малый. Сюда приходят маленькие дети с родителями смотреть мультфильмы и сказки.
- Ребята, а кто мне скажет, какая река протекает в Саратове?
Через Волгу построен автодорожный мост, который соединяет два города Саратов и Энгельс. Это очень большой и красивый мост. По мосту проезжают машины легковые и грузовые, автобусы, троллейбусы. Есть и пешеходные дорожки, по которым можно пройти на пляж.
- А здесь – Дворец спорта. Во Дворце проводятся занятия по гимнастике, борьбе, волейболу, баскетболу, хоккею. Саратовская хоккейная команда «Кристалл» очень известная. Рядом с Дворцом находится плавательный бассейн «Саратов» - здесь ребята учатся плавать и нырять.
- Много в Саратове музеев. На этой картинке областной музей краеведения. Здесь собраны экспонаты, которые рассказывают о природе, о животном и растительном мире Саратовского края с древнейших времён до наших дней.
- Посмотрите, ребята, какое красивое здание. Это Саратовская государственная консерватория имени Собинова. Здесь учатся музыке. Из стен консерватории вышли много знаменитых музыкантов, певцов, композиторов.
- Ребята, мы с вами узнали, что жители Саратова, да и всего Поволжья были и есть люди трудолюбивые, оттого многие из них и прославили наш Край на весь мир; что это люди весёлые, любящие попеть и поплясать. А ещё в старину очень любили в игры играть, хороводы водить. И мы с вами сейчас в одну из таких игр поиграем. Называется она "Галя по садочку ходила"
Правила игры:
(Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит Галя с синим платочком в руке).
Галя по садочку ходила
Синенький платочек уронила.
(Дети поют, стоя в кругу. Галя (мама)с платочком проходит мимо детей и на слово "уронила" роняет платочек. Ребёнок, около которого упал платочек, поднимает его) .
Обошла тут Галя садочек,
Синенький свой ищет платочек.
(Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками) .
Не горюй, подруженька Галя,
Мы платочек твой разыскали
Под малиновым под кусточком,
Под зелёненьким под листочком.
(Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки. Ребёнок, поднявший платочек, поднимает его вверх и громко говорит: "Вот он, вот он, твой платочек! Догони меня, дружочек", после чего убегает, а Галя догоняет его. Затем этот ребёнок становится Галей, игра повторяется.)
Едем дальше на поезде (дети имитируют движение поезда) Мы с вами туристы попали в Хвалынск. Рассмотрим герб города Хвалынска. Что здесь изображено? (две серебряные стерляди, одна над другой. В левой части - Герб Саратовской области (три серебряные стерляди)". О городе Хвалынске нам расскажет наш гид) и его мама.
Городок на Волге есть, В нём красивых мест не счесть, Парки и соборы окружают с трёх сторон меловые горы.
Хвалынск — самый старый город в Саратовской области. Он был основан в 1556 году. Город окружён с 3 сторон горами. В Хвалынском национальном парке находится памятник - родник Святой. Испокон веков шли сюда паломники. И в наше время тропа к святому источнику не зарастает. Пещера монаха была построена в конце XIX века монахами для уединенного жития. Последний старец — монах Серафим проживал в ней уже в начале XX века. Запомнился местным жителям как хороший врачеватель — умел лечить травами. Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память об ушедших на войну и не вернувшихся солдатах. Хвалынский монумент дополняет Вечный огонь, к которому каждый возлагают цветы. Рядом с мемориалом проводят митинги. Памятник расположен в Парке Победы. Вблизи города находится Хвалынский национальный парк, с расположенным на его территории горнолыжным курортом. Люди приезжают сюда укрепить здоровье.
- Ребята, а давайте покажем жителям города, что мы тоже ловкие ребята.
Проводится эстафета «Лыжи» (дети делятся на 2 команды и соревнуются в быстром беге до ориентира).
Воспитатель: Дальше едем на автобусе. (звучит аудиозапись) Дети имитируют езду на автобусе у водителя в руках руль. Что же это за город? Это Аткарск. Давайте рассмотрим герб, и что на нём изображено. В верхней половине — герб Саратовской области, в нижней — река, по которой в серебряном поле три летящие птицы-рыболовы. Этих птиц в окрестностях города было много» Об Аткарске расскажет нам мой помощник гид) и его мама.
В ожерелье России жемчужинка
Городок небольшой есть и скромный.
Здесь заводы и фабрики малые,
Но известность их в мире разносится
Мастерами, руками удалыми
Лента славы в историю вносится.
В давние времена на месте, где сейчас расположен город, в густых лесах был основан улус татарского хана Еткары. По его имени назвали речку. В то время это место было военным пунктом. Природные условия благоприятствовали земледелию, животноводству, рыбной ловле и охоте. По имени речки и назвали слободу. Населили её солдатами, которые несли сторожевую службу, а также обрабатывали землю, сеяли и убирали хлеб. После Еткара переименована в уездный город Саратовской губернии Аткарск. Сначала в городе проживало немного людей. После в городе оживилась торговля хлебом. Однако город продолжал оставаться захолустным и совершенно неблагоустроенным, с невзрачными деревянными постройками, крытыми большей частью соломой и камышом, немощёнными улицами, и носил кличку Соломенного городка. Огромный пожар 1870 года уничтожил две трети его построек. Торговля хлебом - основным богатством края - превратила в своё время Саратовскую губернию в один из крупнейших центров российской экономики. Решающее значение для темпов развития Аткарска оказало его положение между двумя крупными центрами зерновой торговли - городами Саратовом и Балашовом. Железнодорожный вокзал стал важным событием для Аткарска. С этого времени город стал быстро заселяться железнодорожными рабочими, ремесленниками, купцами. И город стал расти, улучшаться и процветать.
А теперь нам пора отправляться домой в наш родной город Аркадак. Садимся в поезд и поехали. И встречает нас аркадакская земля. (танец)
Ребята, давайте рассмотрим герб Аркадака. Что на нём изображено? "В золоте стоящий красный лось. В левой части - герб Саратовской области (три серебряные стерляди) Наш город наша малая родина. Много лет назад здесь был построены заводы «Молочно- консервный комбинат». «Спиртзавод». Когда рос наш город, на его строительство приезжали люди разных национальностей. В нашем городе дружно живут русские, татары, чуваши, мордва, украинцы. У каждого народа свои традиции, культура и,конечно, свой язык. Я – русская и говорю на русском языке, а вы знаете, на каких языках говорят другие народы? У нас в городе много разных зданий. Поможете мне вспомнить их названия? Тогда слушайте загадки, которые загадают ваши родители.
В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых.
(больница)
Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(школа)
Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это…
(детский сад)
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется…
(вокзал)
Ты можешь здесь купить конверт.
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет.
Ведь это здание - …
(почта)
Если кто- то заболел.
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую…
(больницу)
Если холодильник пуст,
Закончились продукты.
Ты сюда входи скорее.
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее.
В нашем…
(магазине) Молодцы. Все мои загадки отгадали
Давайте про наш любимый город исполним песню. Песня: «Аркадак». Какие вы молодцы, путешествие наше было сложным.
Дети садятся за стол (на которой лежит карта которую сделали дети). Сейчас нам предстоит работа, помните мы с вами сделали карту. Сейчас нам нужно отметить города в которых мы сегодня побывали. Дети достают заметки которые сделали во время путешествия. Города на карте отмечаем условными обозначениями. Во время работы закрепляем названия городов. Что объединяет все эти города? (они находятся в Сартовской области) ; А что ещё их объединяет? (посмотрите внимательно на гербы всех этих городов) Верхняя часть герба обозначает, что все эти города Саратовской области. Саратовкая губерния, сколько лет в этом году исполняется Саратовской губернии?
Выходит ребёнок и читает стихотворение «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском.
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Давайте скажем «До свидания!» нашим гостям, занятие наше окончено. Спасибо за внимание