Алексеева Юлия
Конспект НОД «Мой город Пустошка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мой город
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности
Цель: развитие лексико-грамматических процессов и связной речи по теме «Мой город»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
формировать устойчивый интерес к родному городу;
способствовать углублению, обобщению и систематизации имеющихся представлений воспитанников о родном городе;
Публикация «Конспект НОД „Мой город Пустошка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
активизировать и расширять словарь детей по теме;
подбирать слова, противоположные по значению (антонимы);
подбирать прилагательные к существительным;
учить образовывать однокоренные слова;
называть существительные во множественном числе.
Коррекционно - развивающие:
развивать мелкую и крупную моторику;
развивать зрительное и слуховое внимание, память;
развивать логическое мышление;
развивать диалогическую и монологическую речь.
Коррекционно-воспитательные:
формировать положительную установку детей на участие в НОД, навыки сотрудничества, инициативности и самостоятельности;
воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине;
Оборудование: ноутбук, Презентация «Мой город Пустошка», запись песни из мультфильма «Домики», верёвка с узелками, мяч, мнемодорожка.
Ход НОД
1. Организационный момент
А сейчас мы встанем в круг,
Слева друг и справа друг.
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень.
Мы живем в родном краю,
Любим Родину свою!
Всех я вас приветствую!
2. Сообщение темы
Звучит песенка Гриши «Зовёт меня дорога…» из мультфильма «Домики». Дети подходят к ноутбуку и смотрят заставку из мультфильма «Домики».
Вы узнали, из какого мультфильма песня?
Как зовут главного героя?
Что в мультфильме делает Гриша? (Путешествует)
Как вы думаете, куда мы можем пригласить Гришу? (В наш город)
Как называется наш город? (Пустошка)
Сегодня мы с вами поговорим и расскажем Грише о нашем городе.
3. Основная часть
Вступительная беседа
Как вы думаете, что такое город?
Сейчас я вам расскажу, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, изгородями, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались», «изгородь» знакомое слово? Да, это слово «город». С тех пор огороженное место стали называть «горд», потом «град». Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».
Игра «Семейка слов» (подбор родственных слов к слову «город»)
Соберите родственную семейку слов к слову «город». Дети называют родственное слово и передают верёвку с узелком по кругу. После того как последний ребенок называет слово концы верёвки соединяются, образуется круг.
Большой город, а маленький ….(городок)
Маленький городок, а огромный ….(городище)
Жительница города (горожанка)
Житель города (горожанин)
Все мы жители города, мы …. (горожане)
Парк в городе, какой? …. (городской)
Дача за городом …. (загородная)
Название старинной игры … (городки)
Получившийся круг дети опускают на пол.
Что у нас получилось? (Круг.)
Можно сказать ГОРОДЬБА.
Мы уже говорили, что очень давно места, где селились люди, огораживали высоким забором, который и называли городьбой. Слово «город» и другие названные слова образованы от слова «городьба». Это слова родственники.
Много в России и на всей нашей планете городов. У каждого города есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, большие и маленькие, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали?
Игра «Скажи какой?» (Подбор прилагательных к существительным)
Вы мне уже сказали, что город, в котором мы живём называется Пустошка. А знаете, почему он так называется?
Наш город самый молодой город области, ему около 100 лет. Возник как посёлок при железнодорожной станции. Под строительство станции у крестьян (жителей) деревни Звяги был выкуплен земельный участок-пустошь, отсюда и название — Пустошка. Первые жители в пристанционном посёлке появились сразу же, как только паровозы стали курсировать по железной дороге. Позже посёлку был присвоен статус города.
Наш город Пустошка какой? (Красивый, молодой, зелёный, чистый, уютный, родной, маленький)
Как называются жители города Пустошка? (Пустошани.)
Настя будет пустошанка, а каждый из мальчиков – пустошанин.
Пустошани какие? (Добрые, веселые, вежливые, дружелюбные, отзывчивые)
А какие в нашем городе есть дома? (Высокие, низкие, старые, новые, деревянные, одноэтажные, красивые, двухэтажные)
Игра «Узнай и назови" (презентация «Мой город Пустошка»)
Сейчас я вам буду показывать изображения достопримечательности, какого- либо места или здания нашего города, а вы должны узнать его и назвать.
Игра «Четвертый лишний»
Какого здания нет в городе Пустошка?
Школа, музей, театр, вокзал.
Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе?
Автобус, троллейбус, такси, поезд.
На какой улице находится наш детский сад?
Октябрьская, Пушкинская, Революции, Литвиненко.
Какое из этих деревьев не растет в нашем городе?
Береза, дуб, клен, пальма.
Какое из этих животных не обитает в наших лесах?
Медведь, ёж, олень, волк.
Какая из этих птиц не живёт в наших краях?
Ворона, воробей, голубь, пеликан.
Динамическая пауза «Наш город» (координация речи с движением)
Это город. Как высок он! (поднимаем руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон. (показывают крыши и распахивают руками как окна)
Город наш такой большой. (руки в стороны)
Он уютный и живой. (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет. (руками показываем «фонарики»)
Город улыбается, (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится. (знак кистями рук «класс»)
Игра «Экскурсия на самолете» (образование множественного числа существительных)
Каким бы мы увидели свой город с высоты, мы узнаем, поиграв в игру с мячом.
Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин – магазины, здание – здания.
Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
В нашем городе есть улица узкая, а есть улица широкая.
Есть улица ближняя, а есть улица дальняя
Есть улица длинная, а есть улица короткая.
Есть улица светлая, а есть улица темная.
Есть улица грязная, а есть улица чистая.
Есть улица тихая, а есть улица шумная.
Есть дорога длинная, а есть дорога короткая.
Есть тропинка прямая, а есть тропинка кривая.
Есть дома высокие, а есть дома низкие.
Есть дома старые, а есть дома новые.
Составление рассказов о городе с опорой на мнемодорожку
Ребята, расскажите Грише о нашем городе. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю смотреть на дорожку из схем-картинок.
Первая схема-картинка будет обозначать название нашего города, как называются жители нашего города?
Вторая – Какие водоёмы есть в Пустошке?
Третья поможет вам рассказать о том, как прекрасен наш город в любое время года.
Четвёртая – что есть в нашем городе.
Пятая – где трудятся жители нашего города.
По шестой картинке расскажите о самом любимом месте в нашем городе.
Куда бы вы пригласили Гришу?
4. Подведение итогов
Кого мы сегодня приглашали в гости?
О чем мы ему рассказывали?
Что вам больше всего понравилось?
Какое задание было самым трудным.
В заключении я хочу вам подарить изображение герба нашего города, которое вы можете раскрасить в свободное время.