Маргарита Енякина
Конспект НОД «Многонациональный край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие - конференция было проведено как итоговое мероприятие по теме «Родной свой край – люби и знай».
Цель: формирование основ духовно – нравственного воспитания дошкольников
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить представление о национальностях, проживающих в родном краю: об их традициях, обычаях, особенностях быта
Развивающие:
1. Развивать монологическую речь, навыки свободного общения друг с другом
Публикация «Конспект НОД „Многонациональный край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
2. Развивать исполнительское мастерство, творческие способности
3 Развивать ловкость, быстроту, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1 Воспитывать чувство толерантности к представителям разных национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру
2. Вызвать эмоциональный отклик на происходящее
Предварительная работа:
1. Экскурсия в краеведческий музей
2. Исследовательская работа детей и родителей по теме «Культура народов родного края»
3. Изготовление макетов «Русская изба», «Юрта»
4. Сбор наглядного материала (быт, костюмы, праздники, обычаи народов Поволжья)
5. Изготовление кукол – закруток
6. Разучивание подвижных игр народов Поволжья
7. Разучивание песни «Большой хоровод» А. Хайт
Оборудование и материалы: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, макеты: «Русская изба», «Юрта», стенгазета «Казахские обычаи и традиции», бейджики для детей –корреспондентов, музыкальные инструменты, пиала, угощение для детей – баурсаки
Логика образовательной деятельности:
1. Открытие конференции
Ведущий:
-Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем зале!
-Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Многонациональный край родной» (Cлайд 1)
Ребенок:
Мой край родной
Здесь много наций.
Живем мы в дружбе и любви
Мордва, татары, и чуваши
Примером миру станем мы.
Ребенок:
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Дружба народов — бескрайний простор,
Мир и согласие, девичий хор.
Ведущий:
-Каждый народ имеет свои обычаи, традиции. Все вместе мы образуем многонациональный народ – большеглушицкий.
-Наши корреспонденты побывали в экспедициях, познакомились с культурой, бытом разных народов, и сейчас поделятся своими открытиями.
II. Выступления участников конференции
Ведущий:
-С особенностями русского народа познакомят Карина, Рустам, Сережа и Рома.
(Дети встают вокруг макета «Русская изба», рассказывают)
Ребенок:
Русские – самый многочисленный народ нашего края.
Первые жители поселились на берегу реки Глушичка. Поэтому наше село так и называется – Глушица. Стали строить избы. Самое главное в деревенской избе - это печь. Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. На печке можно даже спать. Зимой под печкой кур держали.
Ребенок:
В углу напротив печки стояли большой стол и лавки, висела икона. За столом собиралась вся семья. В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.
Ребенок:
Вечерами, когда все дела были сделаны взрослые рассказывали детям сказки, мастерили игрушки из дерева, соломы, травы. Куклы шили из тряпочек, без иголок и ножниц. У кукол лицо не изображалось. Это куклы - берегини. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала куклу в колыбель к ребенку. Считалось, что кукла охраняла детский сон. Кукол не разбрасывали, а аккуратно хранили в сундуках и передавали по наследству.
Ребенок:
Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе на посиделки, чтобы себя показать, на других посмотреть. Юноши плели лапти, корзины, девушки пряли пряжу, вышивали. На посиделках веселились: пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах.
Ребенок:
Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки,
Мы сыграем при народе:
«Во саду ли, в огороде»
(Дети исполняют на ложках рускую народную песню «Во саду ли, в огороде»)
Ведущий:
-Чуваши второй по численности населения в нашем селе.
Изучали культуру чувашского народа Оля, Ксюша и Захар.
(Дети встают около экрана и рассказывают)
Ребенок:
-Чуваши – дружелюбные люди. Для них большое значение имеют родственные связи. В одной чувашской песни поется: «Нет никого лучше наших родственников».
Чуваши очень уважительно относятся к родителям. Гимн чувашского народа начинается словами: «Незабываемые отец с матерью…»
Ребенок:
-Чуваши - трудолюбивый народ. Мальчиков с детства учили резьбе по дереву, а девочек – вышиванию. Чуваши славятся своми вышивальщицами. Вышивают одежду, головные уборы, полотенца, скатерти, покрывала. Узоры в чувашской вышивке геометрические: ромбы, кресты, прямоугольники, зигзаги и полосы. Вышивали мастерицы нитками красного, малинового цвета. (Слайд 2)
Ребенок:
-Чувашские женщины обязательно носят головые уборы. Шапочки бывают разной формы: округлые, четырехугольные, похожие на конус. Их украшают бисером, монетами. Монеты издают мелодичные зуки. Чуваши верили, что такие звуки отпугивают злых духов. (Слайд 3)
Ведущий:
-Чувашские народные игры не только развивают быстроту, ловкость но и отражают быт и труд людей.
Об этом говорит чувашская народная игра «Иголка, нитка и узелок».
(Дети играют в чувашскую подвижную игру «Иголка, нитка и узелок»)
Ведущий:
-Мордовский народ – это очень древний народ.
В 2012 году отмечалось 1000 - летие воссоединение Мордовии с Россией.
Об истории и традициях этого народа нам расскажут Никита и Настя.
(Дети встают около экрана и рассказывают)
Ребенок:
Легенда о рождении мордовского народа.
«Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось чудо. Ранней весной Бог солнца (Слайд 4) поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. (Слайд 5)
Залюбовалась этой красотой птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, с волнистыми волосами.» (Слайд 6)
Ребенок:
Мордовский народ миролюбивый, трудолюбивый, с уважением относится к природе. Верит в многочисленные народные приметы, легенды. Отмечает праздники, посвященные посевным работам, уборке урожая. Все народные праздники устраиваются на лесных полянах, вокруг большого дерева или у реки. На праздниках играют в игры, поют, пляшут, водят хороводы. (Слайд 7)
Ведущий:
-Казахи – давние соседи русских. Традиционное занятие – кочевое скотоводство. Они занимались разведением овец, коров, коз, лошадей, а в прошлом и верблюдов. В степях нашего села давно поселились казахи, где они нашли пастища для своего скота.
-О казахском народе расскажут Камилла, Ульяна и Маша.
(Дети встают вокруг макета «Юрта», рассказывают и показывают)
Ребенок:
-Национальное казахское жилище – юрта. Основа – решетчатые стены, сверху покрыты войлоком. Войлок делается из овечьей шерсти. В центре юрты очаг. За очагом место для почетных гостей. Вокруг стоят сундуки с одеждой поверх которых лежат одеяла, ковры, подушки. На стенах, полу ковры. Едят и спят казахи на полу.
Ребенок:
-Казахи чрезвычайно гостеприимный народ. Гость должен быть всегда напоен чаем и обильно накормлен. Основная еда – мясные боюда. Самое популярное – бешбармак, приготовленное из вареной баранины и кусочков вареного теста. В переводе с казахского означает - «пять пальцев». Его едят руками.
Ребенок:
-Чай пьют из пиал, со сливками или молоком. Пиала – округлая чашка без ручек. К чаю готовят баурсаки. Баурсаки – это пончики. Готовят их из теста жарят в масле.
III.
Подведение итогов конференции
-Наша конференция подходит к концу. Спасибо нашим корреспондентам за такую интересную инфрмацию
Ребенок:
Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране
Где люди все – одна семья
Куда ни глянь везде друзья
Ребенок:
Расцветай и будь прекрасной
Наша глушицкая земля,
Пусть живут наши народы,
Как единая семья!
Конференция закачивается песней «Большой хоровод» Автор текста Жигалкина Е, композитор: Хайт А.
После окончания организуется чаепитие.
А это фотографии макетов изготовленных руками родителей
Русская изба
Казахская юрта