Лариса Азарова
Конспект НОД «Медовое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе
«Медовое путешествие»
Задачи: -расширять знания детей о пчелах (внешнем виде, поведении, месте обитания, практической ценности);
- развить память, воображение, эмпатию, вербальную и невербальную выразительность;
- развивать абстрактное мышление и речь детей;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, развивать творческие способности и фантазию;
- формировать у детей интерес к природе, бережное отношение к окружающей природе, насекомым.
- продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом;
Публикация «Конспект НОД „Медовое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
- учить аккуратно, пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой.
- научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движения, мелкую моторику кистей рук.
Словарная работа: введение в лексику детей слов: улей, пчеловод, трутень, пасека, опыление, прополис.
Предварительная работа: Чтение произведения А. Ф. Вороновой «Солнечный денёк», сказок о пчёлах, беседа о пользе мёда.
Ход НОД:
Воспитатель (держит в руках красочный конверт):
- Ребята, в нашу группу сегодня пришло письмо, послушайте загадку, от кого оно?
«Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком»
(пчела)
- Правильно, ребята, это пчела, и она приглашает нас в медовое путешествие. А почему оно так называется?
Ответы детей.
- А вы знаете, откуда берется мед?
- Да, его собирают пчелы, но не для людей, а для себя. Пчелы делают запасы на зиму и всю зиму его едят. Ведь пчелы зимой не спят, как медведи, а цветов в это время года нет. Мед едят не только взрослые пчелы, но и их личинки, из которых потом появляются маленькие пчелки.
Люди забирают у пчел не весь мед, а только его часть. Меда хватает всем, и пчелам, и людям. А где живут пчелы?
-Правильно, люди делают для пчел специальные домики – ульи. В каждом живет большая дружная пчелиная семья. В ней есть королева (матка) и очень много (тысячи) рабочих пчел и трутней. У каждой пчелы есть работа. Рабочие пчелы чистят улей, кормят личинок, греют, проветривают домик, охраняют от врагов, собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций). А как называют людей, которые ухаживают за пчелами на пасеке?
-Правильно, пчеловодами.
- Да, ребята, если погода пасмурная и долго идут дожди, пчелы не могут лететь за кормом и тогда люди дают пчелам сладкий сахарный сироп. Если пчелы заболеют, им дают лекарство. На зиму ульи убирают в теплый подвал.
- Вы хотите отправиться в «медовое путешествие»?
- Тогда: «Раз, два – вот и фея теперь я». Я вас превращаю в маленьких пчелок, и под веселую музыку «Вальс цветов» мы отправляемся в путешествие (Под «Вальс цветов» П. И. Чайковского дети произвольно танцуют, перемещаются по группе).
- Вот мы и очутились с вами на волшебной полянке.
Влетает пчелка (девочка).
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут пчелка Майя, я слышала вашу беседу про пчел.
У пчелок всегда много работы.
Надо, чтоб медом наполнились соты.
Дружной семьей мы над садом летаем,
Сладкий нектар на цветах собираем.
- Я вас хочу пригласить в нашу лабораторию.
(Дети проходят за столы)
- Ребята, посмотрите, это кусочек прополиса. На что он похож?
- Да, это липкое вещество темно-коричневого цвета. Прополис еще называется пчелиным клеем или бальзамом.
Дети рассматривают и нюхают вещество и определяют, чем оно пахнет.
- Прополис имеет лесной запах, т. к. пчелы собирают его на почках молодых веток и листьях тополя, березы и других деревьев). Пчелы-сборщицы приносят смолистое вещество на своих ножках, смешивают со слюной, добавляют пыльцу и воск и получают пчелиный бальзам. Прополис используется для смазывания щелей, склейки различных частей улья. Он защищает пчел от болезней, а улей от разрушения.
- Как вы думаете, почему пчел называют самыми чистыми насекомыми на земле?
- Да, благодаря прополису, на них нет микробов.
- Может ли пчелиная семья прожить без прополиса?
- Нет, так как тогда у пчел появятся опасные болезни, которые приведут к их гибели.
Ребята, давайте мы положим прополис в воду и выясним, тонет он или нет?
- Почему прополис тонет?
(проводят опыты с горячей и холодной водой)
- Очень слабо в горячей воде растворился прополис. А вот в этой бутылочке прополис, который растворяют и настаивают в специальных медицинских лабораториях и используют для лечения различных заболеваний. Как вы думаете, для чего люди используют прополис?
- Прополис вместе с травами используют для полоскания горла и ингаляций.
Пчелка:
- Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами отдохнем.
Динамическая пауза: «Трудолюбивая пчелка» (по методике «расскажи стихи руками»).
Пчелка трудится весь день
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосет,
За день много соберет.
Унесет нектар тот в улей
И назад вернется пулей.
В сотах утрамбует мед,
Скоро ведь зима придет.
Будет пчелкам, чем питаться.
Летом надо им стараться. Дети руками обрисовывают перед собой круг.
Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.
Ритмично взмахивают руками-крылышками.
Совершают круговые движения ладонью по животу.
Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклоняются.
«Раскрывают» перед собой все пальцы.
Обрисовывают в воздухе треугольник.
Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.
Топают ногами.
Ежатся.
Имитируют движения ложкой.
Имитируют накладывание меда в соты.
Пчелка:
- Хорошо мы с вами отдохнули, теперь нас ждут на пасеке. Звучит фрагмент музыкального произведения Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля».
Пчеловод:
- Здравствуйте, ребята!
Я – пчеловод. У меня случилась беда: разлетелись все пчелы за нектаром и пыльцой. Помогите мне собрать их улей.
Дети подходят к столу.
- Посмотрите, какие яркие, красивые нитки я приготовила. Как вы думаете, что мы можем с вами из них сделать?
Мнения детей (играть, вышивать, вязать, или что-нибудь украсить и т. д.)
Пчеловод:
- Оказывается нитками можно рисовать. Разноцветные ниточки могут украсить ваш рисунок без карандашей и красок, но, чтобы их закрепить на месте, нам понадобиться клей. Но в начале нам нужно нарисовать пчелу на листе. Готовый контур покрыть сверху клеем, сделать клеевые дорожки, а потом поверх клеевой дорожки накладывать ниточку нужного цвета. Рисунок получиться слегка выпуклым и объемным.
Процесс работы с детьми:
- Пока наши работы просыхают, мы с вами разомнем пальчики. (Пальчиковая игра «Пчелки»):
Домик маленький на ёлке,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Кисти рук соединены в кольцо. Заглядываем в «улей».)
Надо в домик постучать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимаем кулачки, стучим ими дуг о друга).
Я стучу, стучу по ёлке,
(Стучим кулачками сверху вниз, чередуя руки)
Где же, где же эти пчёлки?
Стали пчелки вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!
Пчеловод: Хорошо мы с вами потрудились, а теперь вас всех приглашаю в кафе «Пчёлка», полакомиться медком.
Посидеть за самоваром рады все наверняка,
Ярким, солнечным пожаром у него горят бока.
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.
Пчёлка: Подходите, не стесняйтесь, присаживайтесь, угощайтесь.
Чай ароматный, горячий и мятный.