Галина Кузьминова
Конспект НОД «Мастерами Урал славится»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12» г. Пласта
Образовательная область
«Художественное творчество»
по реализации регионального компонента
по национально – региональной программе
«Наш дом – Южный Урал»
«Мастерами
Выполнила:
воспитатель
высшей категории
Галина Сергеевна
Кузьминова
Тема: «Мастерами Урал славится»
Публикация «Конспект НОД „Мастерами Урал славится“» размещена в разделах
Цель: Формировать представления дошкольников об удивительной славе уральских мастеров.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о народных промыслах Южного Урала. Через практическую деятельность проявить навыки лепки по мотивам каслинского литья, камнерезного искусства; навыки аппликации, рисования – урало – сибирской росписи, деревообрабатывающего промысла; работа с разными материалами – ювелирное дело; техники граттаж – златоустовская гравюра.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родных мест, речь, внимание, логическое мышление, творческие способности дошкольников. Расширять кругозор детей, интерес к родному краю, чувство гордости за родной край.
3. Воспитывать уважение к людям труда, любовь и привязанность к Родине, познавательный интерес к народному Уральскому творчеству, творчеству в целом.
Оборудование и материалы:
Пластилин, стеки, салфетки, доски для лепки, палочки – зубочистки, ватные диски, бумажные, влажные салфетки, картон для техники – граттаж, альбомные листы, цветная бумага, ножницы, краски, вода, бисер.
- презентация «Мастерами Урал славится»;
- мини – музей (по содержанию перечисленных видов техники творчества)
Сказочные герои – Алёна и Данила с угощением.
Мастерами Урал славится
Звучит музыка - «Одинокий пастух», демонстрируется презентация.
- Доброе утро, ребята! У нас сегодня много гостей,
пришли посмотреть, какие вы умные, любознательные
и мастеровые.
(дети здороваются, присаживаются на стулья)
- Найдешь ли прекрасней Уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют,
Здесь горы в зеленых лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озерах.
Здесь золотом, хлебом богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
- О чьем крае я прочитала стихи?
Д: - О нашем большом крае, Урале, где мы живем.
Живут здесь умельцы - мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
Слова здесь не ценят, а ценят дела,
Чтоб дружбою крепла уральцев семья.
Здесь сказы Бажова все помнят и знают.
Рябинка листвою тихонько качает.
Любимый Урал!
Недаром ты гордостью Родины стал.
Наш огромный край называется …
Д: Южный Урал.
Сегодня мы поговорим об Уральских умельцах
и сами станем мастерами.
А мы - пластовчане относимся к умельцам?
Ребята, вы любите свой город?
- Чем славится наш город?
Д: - Добычей золота,
Огромное и знаменитое, очень важное предприятие ЮГК. Выработка золота – это сложный трудоёмкий процесс. Золото применяется при изготовлении деталей для медицинского, промышленного оборудования; в ювелирном деле. А это – мастерство!
Добычей каолина.
Наш завод Рифей является единственным предприятием в России способным поставлять высококачественные продукты на основе каолина. Журавлиный лог самое крупное в России месторождение каолина.
Каолин – это белая глина, которая применяется для производства фарфора, фаянса, керамики и сухих строительных смесей. Из белой глины можно лепить игрушки.
- Ещё наш город славится мастеровыми людьми
и творческими. Дома делали и делают из дерева,
украшают ставни, наличники, фасад резьбой по дереву,
росписью.
В нашем городском музее, старом, деревянном здании
и в мини – музее нашего детского сада вы видели
русскую избу со своим русским бытом, как было
раньше у людей.
-Что есть в русской избе?
…
Посуда раньше была глиняная и деревянная, мебель
простая. Люди старались украсить все росписью.
Все тканевые принадлежности: постельное белье,
скатерти, полотенца, салфетки расшивали вручную.
Как называется роспись на посуде, на наличниках домов,
на домах и в домах?
Д: - Урало – сибирская роспись.
Её элементы – цветы, бутоны, травка, листья.
Цвета – красный, розовый, голубой, зелены,
черные приписки.
Мы видели сейчас деревянную посуду,
а деревянные ложки и в наше время ещё
используют и как музыкальные инструменты.
Умеете вы играть на ложках? Поиграйте нам.
Игра на ложках.
Посуда раньше была не такой, как сейчас и одежда
Была другая. Кто знает, что носили девушки?
Д: - Сарафаны, блузки.
-А юноши?
Д: - Косоворотки – рубашки, брюки широкие,
заправленные в сапоги.
Появляются в русских костюмах Алена и Данила.
Алена:
Здравствуйте, ребята. Доброго дня и Вам, люди хорошие.
Данила:
Пришли мы к Вам из сказки. Хотим поиграть с Вами, ребята,
в игру нашу народную Уральскую - «Золотые ворота»
Алена:
Становитесь парами, проходите в ворота.
Игра «Золотые ворота»
- Алена и Данила, будьте нашими гостями.
О красоте и богатстве уральских недр можно говорить
очень много!
В Уральской земле богатства скрыты, она и золото хранит,
А рядом с медью – малахиты, железо, мрамор и гранит.
Темны кристаллы хрусталя.
И знаменита и богата наша Уральская земля.
Чем богаты недра Урала?
Д: - Рудой, драгоценными и полудрагоценными металлами, минералами и самоцветами.
- Которые люди тоже обрабатывали и обрабатывают,
превращая в украшения, изделия, сувениры и
промышленные предметы.
В музее богатая выставка минералов и самоцветов,
Как самородков, так и обработанных.
Какие вы знаете самоцветы, минералы?
….
- Тут мало одного уменья. Гранильшик то же, что поэт.
Без мастерства, без вдохновенья не засверкает самоцвет.
- Как называется такое искусство?
Д: - Камнерезное искусство – обработка камней.
- Кто рассказал нам о богатстве недр Уральских гор в своих сказах?
Д: - Павел Петрович Бажов.
Родился он на Урале ….
Мы живем на Южном Урале. Наш регион большой.
Есть другие города, знамениты Уральскими промыслами.
- Посмотрите и скажите, каких мастеров это творчество?
Д: - Каслинское литье.
- Есть город Касли в Челябинской области, где издавна
люди научились тяжелый чугун на вид, превращать
в грациозные и изящные творения. Они научились
делать изумительной красоты шкатулки, вазы,
подносы, тарелки, скульптуры…
- Узнаете? Да, памятник погибшим шахтерам
изготовлен тоже в г. Касли.
- А дальше?
Д: Памятник старателю.
- И памятник Старателю изготовлен тоже в г. Касли.
Рабочая версия, когда памятник не обработан краской,
в окружении рабочих – изготовителей.
- Что характерно для всех изделий? Чугун
покрывается черной краской.
- Не в силах взор отвесть от чугуна,
От чугуна, что возведен в искусство
Трудом умельцев города Касли.
_ Ребята, у нас есть с вами мини – музей,
Давайте мы туда отправимся, посмотрим экспонаты.
Поход в мини – музей.
Возвращаемся на стулья.
- Творчество каких мастеров вы ещё видели?
Д: - Златоустовская гравюра.
- Началось это искусство с предметов оружия и
далее распространилось на посуду, картины.
-Кто знает, как выполняется гравировка?
- Необычное рисование на стали. Сначала рисовали
только иглой прибором гравирования, иглой и кистью.
Сейчас рисуют кистью, но с последующей непростой
обработкой. Вот и получается такая красота.
Цвета: синий, белый (серебристый) подчеркивают
цвет стали; желтый (золотой) – богатство Урала :
горы, леса, озёра, реки, золочение придаёт
торжественность; белый, серебристый – легкость.
Практическая часть
- Но, а сейчас и мы будем мастерами.
Переход на рабочие места.
Начиная любой вид творчества, делается эскиз,
набросок. Если будете затрудняться, вам помогут Алена и Данила.
Игра «Сложи предмет».
Это и будет вам подсказкой. Ювелиры могут свои
предметы придумать.
Работа детей.
Во время работы звучит музыка.
Каслинское литьё Златоуст. гравюра Ювелир. салон Добрых дел мастер
лепка граттаж лепка разное
Посмотрим на ваши работы и унесём их в наш мини – музей.
Присаживаемся на стульчики, поиграем в игру «Узнай творчество»
Игра «Узнай творчество»
Но это ещё не все промыслы мы рассмотрели,
Их много на Южном Урале. О них можно узнать из книг,
В нашем городском музее, из ресурсов интернета.
Как солнце в драгоценной грани –
В Урале Русь отражена.
Велика Россия наша и талантлив наш народ.
Об уральских об умельцах на весь мир молва идет.
Алена и Данила, вам понравилось у нас?
Алена:
Мы детьми очень довольны, много знают они чего.
Данила:
И умеют мастерить : клеить, рисовать, лепить.
Желаем вам и дальше быть любознательными.
Алена:
Мы приготовили для вас угощение.
Попрощайтесь с гостями, проходите в группу.