Елена Геннадьевна Басос
Конспект НОД «Машины специального назначения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Машины специального назначения»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Область «Познавательное развитие» :
• развивать познавательную активность, любознательность;
• расширить кругозор детей;
• уточнить представление о транспорте специального назначения, объяснить значение некоторых машин специального назначения;;
• продолжить изучение правил дорожного движения;
Область «Социально-коммуникативное развитие» :
• побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
• развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других;
Темочки:
• развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
• приучать уважительно относится к людям, связанным с работой на транспорте.
Область «Речевое развитие» :
• развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы;
• амплифицировать словарь детей;
•
Область «Художественно-эстетическое развитие» :
• развивать творческое мышление при выборе объекта для рисования;
• учить передавать в рисунке отличительные особенности спецтранспорта.
•
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• интеграция образовательных областей,
• проблемные ситуации,
• информационно-коммуникативные технологии.
Материалы и оборудование:
• листы бумаги со схематично нарисованными машинами;
• круглые листы картона красного, желтого, зеленого цветов;
• рассказ М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»;
• игрушечные машины спецназначения;
• иллюстрации, картинки, рисунки различных видов транспорта;
• модули машин спецназначения для сюрпризного момента.
Тема: Машины специального назначения
Ход ООД.
I. Организационный момент.
На столе под платком расставлены машины разного назначения.
- Как вы думаете, что спрятано под платком? Не знаете? Тогда отгадайте загадку:
- Не летает, ее жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.
Моргает глазами,
Скрипит тормозами.
- Что это такое? (Это машина.)
- Посмотрите (снимает платок с игрушек, какие разные машины помогают человеку.
II. Познавательная деятельность.
1. Словесно-иллюстративный рассказ воспитателя с элементами беседы.
- Послушайте:
Вот бегут машины, шуршат своими шинами,
Желтые и красные – все такие разные…
Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Какой бывает транспорт? Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный.
Пассажирский – перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т. д.
Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т. д. (объяснение сопровождается показом иллюстраций, фотографий транспорта).
На улицах нашего города часто можно встретить и машины специального назначения. Какие это машины? Это специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Каждая машина выполняет свою работу: копает, переносит грузы, асфальтирует дороги, перевозит продукты… А есть машины, которые приходят к нам на помощь в экстренных ситуациях.
Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, «скорая помощь», полицейская машина.
- Какие номера телефонов набирают при пожаре? (01- пожарная команда.)
- Если что-то случилось? (02 – полиция.)
- Больному? (03 – «скорая помощь».)
- А еще есть МЧС, служба газа.
Некоторые из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами – «сиренами», на крышу кабины устанавливают мигающий фонарь – синий или красный маячок. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подает звуковой сигнал. Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а другие машины – пропустить машину специального назначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.
- Куда же они спешат? (Они спешат на помощь к тем, кто попал в беду или заболел.)
- Ребята, как вы думаете, если вы переходите дорогу на зеленый сигнал светофора, должны пропускать машины специальных служб? (Да, должны.)
2. Блицигра «Пешеход – молодец».
- По какой части улицы должен ходить пешеход? (По тротуару.)
- По какой стороне тротуара должен ходить пешеход? (По правой.)
- Почему надо придерживаться правой стороны? (Чтобы не мешать движению пешеходов.)
-Почему на улице надо ходить только по тротуару? (За тротуаром начинается движение транспорта.)
- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (Водитель не может сразу остановиться, особенно на скользкой дороге – в снег, в дождь.)
- Где нужно ждать автобус? (На остановке.)
- Как правильно вести себя пассажиру в транспорте? (Входить и выходить при полной остановке, разговаривать тихо, держаться за поручни, уступать место старшим.)
- Где пешеход обязан переходить улицу? (По пешеходному переходу.)
Физкультминутка
Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зеленый.
3. Слушание художественного произведения.
Воспитатель читает рассказ М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице».
- Найдите игрушечные машины спецназначения.
Дети находят в группе эти машины, называют их.
4. Описание предметов.
- Опишите, как выглядит каждая из машин специального назначения. Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием : пожарная машина – красного цвета, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу; машина «скорой помощи» - белого цвета с красным крестом, также имеет сигнальную лампу; полицейская машина тоже имеет свой цвет и проблесковый маячок.
5. Отгадывание загадок.
- Посмотрите, к нам сегодня приехал грузовик, в кузове много разных бумажек. Но это не просто бумажки. Давайте, развернем их и посмотрим. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы находите отгадки. А чтобы вам было легче найти ответ, вы можете советоваться друг с другом.
- Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет –
Ярко-красный глазок глянет. (Автомобиль.)
- Что за чудо – длинный дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
- Поднял кверху две руки –
Взял две жилы в кулаки.
«Дай дорогу, постовой,
Побегу по мостовой!». (Троллейбус.)
- Эта сильная машина
Едет на огромных шинах!
Сразу полгоры убрал
Семитонный (самосвал).
- Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб (Снегоочиститель.)
- Ходит по небу рука,
Задевает облака,
А под нею – гам и гром –
Вырастает новый дом.
Длинной шеей поверчу:
Груз тяжелый подхвачу:
Где прикажут – положу,
Человеку я служу. (Подъемный кран.)
- Не живой я, а шагаю,
Землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад. (Экскаватор.)
III. Рисование.
Задание: нарисуйте машину специального назначения (по выбору).
IV.Рефлексия.
- Какие машины могут ехать на красный свет светофора? (Пожарная машина, «скорая помощь», полицейская, аварийная.)
- На этих машинах написаны числа? (01, 02, 03, 04.)
- Что они означают? (Номера телефонов, по которым можно вызывать разные службы спасения.)
- Почему эти машины мчатся, громко сигналя и мигая на всю улицу, и не останавливаются на перекрестках?
- Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?
Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как они называются? (Специальные.)
Я приготовила для вас сюрприз. В нашу группу я принесла мягкие модули спецмашин, с которыми вы можете поиграть.