Татьяна Ушакова
Конспект НОД «Логопедическая мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Логопедическая мозаика»
Цель:
Создавать оптимальные условия, обеспечение развития ребёнка через использование современных образовательных технологии в коррекционно-логопедической работе, позволяющие дошкольникам развивать свои речевые и творческие способности.
Задачи:
образовательные
– повышать познавательно-речевую активность детей;
– закреплять умение выполнять пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж мышц речевого аппарата, пальцев;
– закрепление словаря, содержащих звук Л, Ш;
коррекционные
– развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
Публикация «Конспект НОД „Логопедическая мозаика“» размещена в разделах
-коррекция артикуляционных нарушений: расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением языка, развитие ощущений артикуляционных движений;
-коррекция речевого дыхания, звукопроизношения; тренировка мышц языка;
– развитие и уточнение пассивного словаря.
воспитательные
– воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Предварительная работа:
Разучивание пальчиковой игры по мотивам сказок;
слов гидрогимнастики с массажным мячом «Ёж», «Мальчик-пальчик»;
слов для пальцевого массажа «Мышка»; повторение комплекса артикуляционной гимнастики по мотивам сказки «Колобок»;
создание открытки «Снеговик» по семянотерапии;
разучивание игры «Жмурки с дудочкой или свистулькой»; повторение умения пользоваться игровым полем «Ларчик»;
сочинение лимериков и составление загадок по лексической теме недели.
Оборудование:
Цветок Речецветик, лепестки Речецветика с рекомендациями- картинками;
6 желтых массажных шарика-колобки;
2 массажных валика, 4 массажных мяча, 3 лотка с тёплой водой и 3 с ледяными шариками, 6 эластичных колец су-джок; рулон бумажного полотенца;
скрепки- 4 белых и 4 синих, 10 прищепок и 2 круга-солнца, 2 волчка;
картинки к сказке «Колобок» : бабушка и дедушка, «Щёточка», «Иголочка», «Болтушка» ,«Блинчик», «Худышка», «Толстяк», «Ы», «Вкусное варенье»;
сундучок, Петрушка, 2 губные гармошки, 2 дудочки, 2 трубочки;
игровое поле «Ларчик», 6 звуковичков, 6 домиков слов, 6 цветных квадратов и дорожек
картинки : 2ложки, 2 вилки, 2 стола;
мнемотаблица звука «Л»; книга загадок.
Ход ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ С ПСИХОТЕРАПИЕЙ
Психогимнастика
Дети встают вкруг
Логопед. Дети встанем в круг. Наш круг похож на солнышко! Оно доброе, ласковое, теплое. Вдохните в себя его тепло, доброту -через нос и выдохните через рот все огорчения, обиду.
Улыбнёмся друг другу и нашим гостям.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
Логопед приходит к детям с волшебным “цветиком”
Логопед. У меня сегодня, дети,
Вдруг волшебным стал мой дом
Нежный цветик – Речецветик
На окне зацвёл моём.
Лепестки, что краски радуг.
Ах, какая красота!
Логопед. Речецветик, что случилось с лепестками. На них были советы Феи правильной речи, которые помогут справиться с трудностями произношения.
Злой волшебник сорвал и просит выполнить задания.
ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Развитие мелкой моторики
Логопед. Давайте рассмотрим лепесток с секретом правильной речи. Что на нём нарисовано?
Дети. Руки
Логопед. Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить. Развивая пальцы- развиваем речь, ум.
Дети хором повторяют: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Технология кинезитерапия +пальчиковые игры по мотивам народных сказок
1 задание
Логопед. Игры с пальчиками помогают нам учиться правильно говорить и рассказывать сказки. Расскажем сказку «Теремок».
В чистом поле теремок («Домик»)
Был не низок, не высок. («Веер»)
Звери разные в нём жили,
Жили дружно, не тужили. («Здравствуйте»)
Там и мышка, и лягушка, («Колечки»)
Зайчик с лисонькой-подружкой, серый волк-
В дружбе знали они толк.
Но набрёл на теремок Мишка
(«Замок», поворачивать его влево-вправо)
Раздавил он теремок («Лучики»)
Звери все собрались снова, («Здравствуйте»)
Чтоб построить терем новый. («Домик»)
Технология гидрогимнастика+ массаж.
2 задание
Логопед. Пальчиками мы играем
И массаж мы получаем.
Дети хором повторяют
Логопед. Встаньте за столы напротив друг друга. Перед вами ёмкости с тёплой водой.
Давайте вернём морских ежей домой к маме. Погрузите руку с морским ежом в воду со словами:
1 игра – Гладила мама- ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Дети со словами выполняют круговые движения шариком;
валиком-вперёд, назад по дну ёмкости.
После выполнения вытирают руки бумажным полотенцем.
Криотерапия (игры со льдом)+ контрастотерапия + Су-Джок терапия
Логопед ставит перед детьми лоток с ледяными шариками
Логопед. Найдите среди шариков льда колечко.
Дети погружают пальцы в лоток, ищут спрятанное эластичное кольцо
от специального шарика по Су-Джок терапии
Логопед. Поиграем в игру «Мальчик-пальчик»
2 игра – Мальчик-пальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Дети проговаривая, надевают на каждый палец сначала правой,
затем- левой руки, начиная с мизинца.
Пальцевый массаж- японская методика+ игры с мелкими предметами
Логопед. А теперь небольшое состязание в парах.
«Кто быстрее»- со скрепками, «Точнее»- вернуть лучи- прищепки «солнцу»; «Дольше»- запустит волчок.
Чтоб послушным был пальчик наш,
Сделаем ему массаж:
Мышка мыла мылом лапки,
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув его водой.
Не забыла про другой…
Дети, начиная с большого и до мизинца.
Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.
Развитие артикуляционной моторики
3 задание
Логопед. Давайте рассмотрим следующий лепесток с секретом правильной речи. Что на нём нарисовано?
Дети. Язык
Логопед. Это маленький дружок- наш весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Дети садятся за столы перед зеркалом
Комплекс артикуляционной гимнастики в форме сказки «Колобок»
+логопедический массаж, суджоктерапия, биоэнергопластика, семянотерапия.
Логопед. А поможет нам- колобок. Помните, из какой он сказки? Какие еще герои есть в этой сказке? Давайте все вместе споем песенку колобка.
Дети проговаривая, массажируют руки шариками СУ-ДЖОК
Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусекам метен
На сметане мешен
Я из сказки ушел
В гости к вам пришел.
Логопед. Колобок предлагает поиграть с ним. Проглотили слюнки. Сели поудобнее перед зеркалом. Начинаем сказку.
Логопед рассказывает и выставляет сюжетные картинки: бабушка и дедушка и т. д.
– Жили-были бабушка и дедушка. Бабушка сидит на лавочке (покусывать нижнюю губу) и дедушка сидит на лавочке (покусывать верхнюю губу, бабушка по сусекам помела (упражнение «Щеточка», по амбару поскребла (упражнение «Уголки»). Наскребла муки и замесила тесто (упражнение «Болтушка»). Из теста испекла колобок (открыть широко рот, удерживать 5 секунд, положила колобок на тарелочку (упражнение «Блинчики») и оставила на окошко (упражнение «Окошко»).
Колобок лежал-лежал, да спрыгнул с окна (упражнение «Блинчик» – высунуть язык вниз, покатился в лес (упражнение «Вкусное варенье»).
Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц (втянуть щеки в себя, а потом медведь идет (надуть щеки) – поочередно 4 раза. Волк зубами щелк вышел на встречу (улыбнуться, показать зубы-ы-ы-ы) и лиса (губы в улыбке) – поочередно 4 раза.
Укатился колобок и от зайца, и от волка, и от медведя (упражнение «Вкусное варенье», а лиса его все же съела (упражнение «Футбол»). Масленая мордочка стала у лисы побежала она к мостику умываться (массаж щек, области носа). Моется водичкой, а водичка журчит (упражнение «Песенка» водички «с-с-с»- рука внизу, ветер подул (упражнение «Чашечка»- ветер «ш-ш-ш»-рука внизу); в ручье рыбки разговаривают (упражнение «Рыбки разговаривают»). А это уже другая сказка…
Вот и сказки конец, кто правильно все делал, тот молодец. Очень старались… Молодцы…
Точечный массаж «Чудо-пальчик» по расслаблению мышц речевого аппарата
Точка под носом
Точка в центре подбородка
Парные точки от уголков рта на 1 см
Развитие речевого дыхания
4 задание
Логопед. Давайте рассмотрим следующий лепесток с секретом правильной речи. Что на нём нарисовано?
Дети. Нос и воздушная струя.
Логопед. Главное- помнить правило: носом люди дышат, а ртом едят и говорят!
Логопед. Смотрите, коробка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней?
– Ребята, это ваш Петрушка. “Здравствуй, Петрушка! Что же ты нам принёс! Свистульки, дудочки и губную гармошку. Он хочет с вами поиграть. Возьмите инструменты, встанем в круг, закроем глаза. Кому на плечо Петрушка положит руку, тот начинает играть на инструменте. Остальные дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание, не открывая глаз. Что хочет узнать Петрушка? (подносит игрушку к уху). Помнят ли дети о правильном дыхание? Давайте вместе повторим.
Дети. Носом вдох. Постепенно, плавно выдыхаем. Звук протяжный получаем.
Правила игры «Жмурки с дудочкой, губной гармошкой и свистулькой»
Дети берут в руки инструмент, встают в круг и закрывают глаза. Логопед кладёт руку на плечо ребёнку- он начинает издавать звуки инструментом. Остальные дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание, не открывая глаз. Глаза дети открывают после того, как инструмент перестает играть, и проверяют, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Игра повторяется несколько раз.
Развитие фонематических процессов
5 задание
Метод маленьких человечков
Логопед. Давайте рассмотрим следующий лепесток с секретом правильной речи. Что на нём нарисовано?
Дети. Ухо
Логопед. Уши звуки различают. Они слышать помогают! Давайте повторим.
Дети повторяют «Уши звуки различают. Они слышать помогают!»
Логопед. Вот задание от Звуковичков
«Найди Звуковичку комнату в домике слова».
Займите стартовую позицию на игровом поле.
На ковре игровое поле «Ларчик», дети занимают стартовую позицию для начала игры.
Логопед читает графический диктант: 2 клетки вверх, 2вправо, 1вверх
Дети называют картинку и определяют его место в слове – вставляют в карман домика слова.
Картинки: ложка-2шт, вилка-2шт., стол-2шт.
Логопед. С помощью мнемотаблицы расскажите о звуке Л.
Ребёнок. Когда произносим звук Л- губы в «улыбке», язык поднимаем «парусом», зубы на маленьком расстояние, выдыхаемая струя встречает препятствие- согласный звук, голос работает- звонкий.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Метод креативного речевого развития
(креативное речевое моделирование)
6 задание
Логопед. Давайте рассмотрим следующий лепесток с секретом правильной речи. Что на нём нарисовано?
Дети. Книга «Словарь»
Логопед. Из книг о многом узнаем, новые знания получаем, слова. Наша речь становится богаче. Но мы ещё не умеем читать, но создали свою книгу загадок. Отгадайте загадку… (имя ребёнка)
Ребёнок загадывает составленную загадку о фрукте или овоще
из книги «Во саду ли, в огороде…»
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ
Логопед. Следующий лепесток. Мы любим придумывать свои стихи.
Давайте сочиним лимерик о Речецветике:
1 строчка- Жил- был … Жил-был Цветик Речецветик
2 строчка- И был похож на… И был похож на радугу
3 строчка- … умел, любил…. Любил он помогать и улыбаться.
4 строчка- И с кем? что делать? И с Феей прогуляться
5 строчка- Вот такой (прилагательное) (что или кто) Вот такой полезный Речецветик
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Логопед. Молодцы, ребята. Теперь этот волшебный Речецветик будет у вас в группе. Вы обращайтесь к нему, чтобы помнить о советах Феи правильной речи, чтобы быстрее научится красиво разговаривать.
Оценивание работы детей с положительной психологической направленностью.