Татьяна Некрасова
Конспект НОД «Линия жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с линией жизни человека, продолжать знакомить с особенностями каждого возраста, развивать речь – младенец, дошкольник, ученик, взрослый, пожилой человек; воспитывать доброту.
Материал: альбом, картины с изображением людей разного возраста, конверт с цветными кружками для моделирования цветом.
Ход занятия.
На столе разложены фотографии людей разного возраста, воспитатель предлагает разложить их в правильной последовательности: от младенца до пожилого человека. Дети рассматривают фотографии и отвечают на вопрос: как называют человека в этом возрасте и почему?
Новорожденный
Груднички
Публикация «Конспект НОД „Линия жизни“» размещена в разделах
Малыш
Дошкольник
Младший школьник
Ученик
Студент
Рабочий
Пожилой человек
Пенсионер
Игра «Когда это бывает?» на столе ромашка с вопросами:
В каком возрасте человек нуждается в помощи и его называют беспомощным? (младенец)
В каком возрасте человек самый сильный? (взрослый)
В каком возрасте человека называют самым мудрым? (в старости)
В каком возрасте человек меньше всего устаёт и его называют вечным двигателем и прыгателем? (дошкольников и младших школьников)
Умеете ли вы дружить, и что это значит?
В каком возрасте человек должен быть вежливым?
Какого человека называют красивым?
Какого человека называют добрым?
Что останется от человека после смерти?
Почему человек растёт?
Воспитатель и дети обсуждают ответы. Каждый ребёнок получает красную и черную фишку. Детям предлагается красным выделить тот возраст, в котором они хотели бы пожить подольше, а черным тот, в котором не хотели бы.
После данного занятия рекомендовано перейти к занятию по ручному труду «Клетка раз, клетка два – получились ты и я».
«Клетка раз, клетка два – получились ты и я»
Цели: дать представления детям о том, что тело человека состоит из множества клеток разной формы. Учить использовать в работе бросовый материал: бусины, крупа, стружка и т. д. развивать мелкую моторику рук и воображение.
Материал: контурное изображение фигурки человека на каждого ребёнка, пластилин, бисер разных цветов и размеров, крашеное пшено, присыпка для кондитерских изделий и т. д.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, почему человек растёт, а не остается всегда младенцем? Наше тело состоит из множества «кирпичиков» – клеток, которые всё время растут и делятся в нашем организме. Они такие крохотные, что их можно увидеть только в микроскоп. Когда ребёнок только появляется у мамы в животе, он состоит всего из одной клеточки. Потом клетка делится пополам и их уже две, потом ещё каждая делится на две и т. д.
Воспитатель на доске рисует деление клеток, вызывает 2-3 детей на помощь. Затем показывает увеличенное изображение клетки и напоминает, что они могут быть разной формы и размера.
Воспитатель: Все в нашем организме: кожа, волосы, ногти и даже кости и кровь, всё состоит из клеток, а вот у наших человечков клеток нет. У вас на столах лежат фигурки человека, пластилин и много разных бусинок, семечек, из которых можно сделать клетки. Нужно раскатать пластилин по фигурке и выложить человечка разными клетками так, чтобы пластилина не было видно. У каждого из вас получится свой, не похожий на других, так же как и вы, человечек. Приступайте к работе.
После окончания работы дети рассматривают фигурки, которые у них получились.
«Как мы познаем мир?» ч. 1
Цели: познакомить детей с системой органов чувств, помочь осознать возможности зрительного, слухового и вкусового анализаторов.
Материал: листы бумаги разных цветов и оттенков, геометрические блоки Дьенеша, набор игрушек, музыкальные инструменты, лимон, конфета, соль, перец, наборное панно «Органы чувств».
Ход занятия.
К детям приходит человечек без глаз, ушей и рта, без носа и рук.
Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но он какой-то странный. Чего у него нет? (выслушивает ответы детей). Давайте мы придумаем ему имя и подарим глазки. Зачем ему глаза? (без глаз человек ничего не видит, вокруг него темнота). Закройте глаза, что хорошего в темноте? (спать можно, глаза от света не болят, в прятки играть, никто не найдет). А что плохого? (не видно, куда идти, можно упасть, вещи не найдешь, телевизор нельзя смотреть, страшно). Тогда откройте скорее глаза. Что вы видите вокруг? Предметы, которые вы видите, одного цвета? А какие цвета вы видите? (Дети называют цвета предметов и их оттенки). А теперь давайте заполним наше панно.
Панно «Органы чувств» представляет собой таблицу, которая является результатом двух последующих занятий. Оно заполняется по мере прохождения детьми нового материала. В первой колонке воспитатель изображает органы чувств, а в соответствующих графах символы. Например: анализатор – глаз и соответствующие ему символы (то, что глаз воспринимает) – цветовая радуга, символ формы и величины, пространственное положение.
И так, мы поняли, что зрительный анализатор – глаз, воспринимает цвета, которые нас окружают. (Вос-ль прикрепляет к панно глаз и цветовую радугу). А что ещё могут сказать глаза о предметах, окружающих нас? (дети ищут в группе предметы разной формы и величины, воспитатель заполняет панно). В работе можно использовать геометрические блоки Дьенеша.
“Как мы познаем мир” (часть 2)
Цели: определить возможности тактильного анализатора и обоняния.
Материал: набор разноцветных предметов, «Волшебный мешочек», разные виды ткани, горячая и холодная вода, легкие и тяжелые предметы, баночки с кофе, ванилином, духи, наборное панно «Органы чувств»
Ход занятия:
Ребята, к нам снова пришёл гость. Мы подарили ему глаза, рот и уши. (повторение прошедшего материала). А может ли человек жить без глаз? Им на помощь приходят руки. Что же они могут? Могут ли руки почувствовать цвет? Могут руки определить форму предмета? (Д. \и. «Чудесный мешочек»).
Воспитатель предлагает детям с закрытыми глазами определить размер кирпичиков по следующим параметрам: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше. Дети с закрытыми глазами, с помощью рук определяют, кто сидит справа, слева. Дети уточняют, что руками можно определить форму, размер, расстояние и заполняют панно.
Наш гость принес нам «Чудесный мешочек». Достаньте из него мягкий, шершавый, гладкий, жесткий предмет. Как у вас всё правильно получилось? (Нам руки помогали). Детям предлагают потрогать мокрое и сухое полотенце, чашку с горячим и холодным чаем, разные по весу предметы и заполняют панно.
Итак, мы сегодня узнали, что с помощью рук можно определить температуру, вес предмета, качество материала, из которого сделан предмет. Выберите любой предмет и опишите его с помощью рук.
А что можно делать носом? Правильно, дышать и нюхать. А что можно нюхать? (запахи, цветы, траву). А может нам нос помочь определить, где мы находимся? Если сильно пахнет булочками, то мы где? (На кухне мама печет булочки). Если одеколоном, то в парикмахерской. Если лекарством, то в аптеке, больнице. Может наш нос подсказать, что находится рядом с нами? (дети по запаху определяют кофе, духи и т. д.). А людей можно узнать по запаху? А теперь попробуем разделить запахи на группы: сильные и слабые, много и один. Дети заполняют панно.
Запахи могут вызвать или вылечить головную боль. Рассказ воспитателя об ароматерапии.
Прежде чем пойти к врачу»
(из цикла «У врача») Г. Т. Шалаева
Цель: продолжать учить внимательно слушать литературное произведение, закрепить правила поведения в поликлинике, обсудить необходимость посещать врача.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам пришёл гость. Это наш друг – Незнайка. Он как всегда что-то не знает. Он не знает, что такое поликлиника. А вы знаете? (Вос-ль выслушивает ответы детей). Зачем туда ходят люди и водят туда своих детей? А как нужно себя вести в поликлинике? (тихо ждать в очереди, не отходить от мамы, врачу говорить правду, не бояться доктора). Правильно, ребята. А вот о том, что нужно делать, прежде чем пойти к врачу, написала стихотворение Галина Павловна Шалаева. Давайте я вам его прочитаю, а вы внимательно его послушаете и запомните.
Прежде чем пойти в больницу,
Полагается умыться,
Причесаться, оглядеться,
Поприличнее одеться.
Не забудь, возьми дружок,
Чистый носовой платок,
чтоб не шмыгать носом там,
На потеху докторам.
Не бывает красоты,
Там, где нет чистоты.
Когда с другими ждешь приёма,
Не кашляй громко, не пищи,
И будь потише – ты не дома,
Не хохочи и не свищи.
Ребята, что мы узнали из этого стихотворения? Что значит выражение «Не бывает красоты там, где нету чистоты». Зачем нужен носовой платок? Давайте напомним Незнайке ещё раз, как вести себя в поликлинике.
Лицо человека”
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Цели: познакомить детей с особенностями строения лица, рассказать о том, что глаза, нос, уши и рот, волосы у каждого человека разные. Учить подбирать образные выражения и эпитеты при описании внешности другого человека.
Материал: дидактическая игра «Фоторобот»
Ход занятия.
Дети сидят в кругу.
Воспитатель: Ребята, сегодня отличная погода, солнце светит и хочется улыбаться близким людям. Давайте и мы друг другу улыбнёмся. Посмотрите друг на друга, какие мы красивые, особенные и не похожие друг на друга. Давайте мы про каждого скажем ласковое слово, например: «Какие у тебя красивые глаза – как бусины» «Бровки дугой» и т. д.
После психоэмоционального этюда «Ласковое слово», воспитатель выбирает двух девочек, и дети начинают их сравнивать.
Воспитатель: Давайте посмотрим, ребята, какие волосы у … (длинные, густые, русые и т. д., а у …. какие? (короткие, волнистые, тёмные). А глаза у девочек одинаковые? Правильно, нет. У … голубые, как колокольчик, а у …. серые, ясные.
Таким же образом рассматриваются уши, брови и губы. После вызывается пара мальчиков, дети рассматривают и описывают своих соседей.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо от дяди Стёпы милиционера, в котором он просит нас ему помочь. Для этого он прислал нам игру под названием «Фоторобот». Мы должны составить портрет человека по отличительным признакам. Вот, например: у этого человека карие глаза и узкие брови, (воспитатель находит нужную деталь и прикрепляет её к фланелеграфу, у него маленький нос, пухлые губы и короткие, тёмные волосы. Вот какой человек получился, и вы, используя эти детали, можете собрать портрет любого человека.
Дети делятся на две команды и выбирают капитана. Капитан отворачивается и называет приметы человека, а команда выкладывает фоторобот. В заключение занятия дети обсуждают материал, полученный на занятии.
После данного занятия рекомендовано занятие по изобразительной деятельности «Весёлые соседи»