Татьяна Кырлан
Конспект НОД «Лесное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Кырлан Татьяны Павловны, воспитателя
Нефтеюганского районного муниципального
дошкольного образовательного бюджетного учреждения
Детский сад комбинированного вида «Капелька» г. п. Пойковский
Тема: «Лесное путешествие»
Группа: старшая
Продолжительность:20 минут
Место проведения:групповая комната
Публикация «Конспект НОД „Лесное путешествие“» размещена в разделах
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: Формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни леса родного края.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать общее представление о красоте природы родного края.
2. Уточнить и закрепить знания детей о жизни растений и животных родного края в зимний период.
3. Учить детей пользоваться моделями при рассказывании.
Развивающие:
1. Развивать связную речь, внимание, активизировать в речи прилагательные. Воспитательные:
1. Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему миру родного края, любовь к природе родного края
2. Усилить эмоциональное восприятие природы через музыку и движения.
Здоровьесберегающие:
1. Сохранять правильную осанку во время деятельности.
Материал и оборудование. Модель строения деревьев нашего края (осина, береза, ель, картина зимы, маленькие картины белки и медведя, модели животных, дуга с колокольчиками, игрушка - заяц, следы зверей, сорока.
Предварительная работа: Наблюдение за деревьями на прогулках. Рассматривание картины зверей в зимний период. Беседы о жизни зверей зимой в нашем крае. Чтение: «Всяк по своему», «Медведь в лесу» Л. Квитко, «Белки» Соколов –Мякитов.
Интеграция ОО:
Речевое развитие. Активизация словаря детей словами: медвежьи, заячьи, беличьи.
Социально-коммуникативное развитие. Воспитание бережного отношения к природе родного края, доверительных отношений друг к другу, чувства единства, сплоченности.
Физическое развитие. Использование физминутки.
Здоровьесберегающее развитие. Использование упражнений для психологического настроя, использование дыхательных упражнений.
Методы и приемы:
Наглядные:
- макеты деревьев (осина, береза, ель);
- картина зимы, маленькие картины белки и медведя;
- модели животных;
- игрушка – заяц;
- следы зверей;
- сорока;
Словесные: Беседа, вопросы к детям, повторение, уточнение поощрение.
Игровые:Игровая ситуация с сорокой.
Практические:Дидактические игры «Узнай, чьи следы?»
«Исправь ошибку» «Помести в жилище»
Методы контроля: наблюдение
Планируемый результат: дети знают природу родного края,
при помощи моделей могут составлять рассказ, в речи используют слова обозначающие следы зверей.
Ход НОД.
Воспитатель обращает внимание на крик. (Слышится крик сороки)
Ой, ой, ой! Беда! Беда! Помогите! Спасите!
Воспитатель: Здравствуй сорока! Что случилось? Какая беда? Расскажи.
Сорока Беда у нас в лесу! Вот получите письмо, там всё написано.
Воспитатель: Давай сорока письмо! Узнаем, что случилось.
«Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы очень любите свой край. Но у нас беда: «Побывал в лесу злой волшебник и изменил жизнь зверей и растений. Они могут погибнуть. Помогите нам, пожалуйста! Если поможете, я вам подарю сундучок с дарами леса. Он не простой, а волшебный. Открывается только тем, кто честно любит, помогает и заботится о природе. С просьбой «Лес».
Воспитатель: А какое настроение у вас сейчас? Покажите. Как вы думаете, что нам нужно сделать? Поможем нашему лесу?
Воспитатель: Конечно, надо помочь. Ведь лес наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Успокойся сорока, лети обратно в лес. Мы скоро придём.
Воспитатель: Ребята, а на чем мы доберемся? Ведь кругом сугробы.
(ответы детей).
Воспитатель: А я предлагаю поехать на «тройке» коней. Вот и дуга с колокольчиками. Встаньте по - двое, а остальные дети становитесь за ними, поехали скорее. (Включается фонограмма «Тройки» - Свиридова)
Воспитатель Зимушка – зима пришла,
В путь – дорожку вывела,
Ребят в сани усадила
Вдоль дороги покатила.
Вот и приехали мы в лес. Посмотрите, что тут натворил злой волшебник.
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Воспитатель: Злой волшебник землю и деревья заколдовал. Прислушайтесь, лес наш шумит волнуется, переживает. (шум леса) Надо срочно помочь и успокоить его.
Воспитатель: Ребята, какое время года вернул нашему лесу злой волшебник? (Осень)
Воспитатель: Откуда вы узнали?
Воспитатель: Какое время года должно быть в лесу? (Зима)
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы вернулась зима в наш край? Как мы можем помочь лесу? (Убрать листья с деревьев. Укрыть землю снегом)
Воспитатель: Почему мы должны убрать листья с деревьев?
Воспитатель: Правильно, с листьями ветки могут замерзнуть.
Воспитатель: Посмотрите и назовите, с каких деревьев мы должны убрать листья. (с березы и осины.)
Воспитатель: Давайте, ребята, уберём листья и положим их на корни деревьев. Мальчики, идите, помогите осине сбросить листья, а девочки помогут березе.
Воспитатель: Спасибо, молодцы, ребята.
Воспитатель: В нашем лесу есть деревья, которые не сбрасывают листья, т. е. всегда зеленые. Назовите их (Ель и сосна.)
Воспитатель: Берёза и осина у нас остались без листьев, значит они не живые?
Воспитатель: Ребята, какие деревья родного края вы ещё знаете?
Воспитатель: Ребята, всё ли мы сделали, для того, чтобы наступила зима в лесу?
Воспитатель: Молодцы ребята! Одели мы лес в зимнее убранство, укрыли пухлой пеленой землю. Теперь земля и деревья не замерзнут.
Воспитатель: Прислушайтесь, лес наш уже не шумит, он успокоился.
Дидактическая игра «Узнай, чьи следы?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите тут странные следы. Интересно, чьи же они? Как вы думаете, какие животные живут в нашем крае?
А) Вот (длинные) большие, широкие следы с длинными когтями. Как вы думаете чьи они?
Б) А вот эти длинные – задние, передние – короткие, кому могут принадлежать?
В) А эти следы, похожие на птичьи, с длинными коготками, наверное, чтобы крепко держаться за что – то, чьи же?
Воспитатель: Ребята, давайте пойдем по этим следам интересно, куда они нас приведут? Для этого надо разделиться. Кто хочет пойти по медвежьим следам, становитесь – справа. Кто по заячьим – слева. А кто по беличьим становитесь посередине.
Воспитатель: Вот мы опять встретились. Эти следы нас привели в другую сторону леса. (На магнитной доске картина с зимним пейзажем, а возле картины игрушка – заяц)
Воспитатель: Ребята злой волшебник побывал и на этой стороне леса и перепутал жизнь зверей.
Воспитатель: Посмотрите, медведь возле берлоги сидит, а белка в старой шубке. А это кто? Да это же серый зайчик. Он весь дрожит, ему холодно. Надо его срочно согреть… для этого надо зайчика взять в руки, прижать к себе и рассказать о нем.
Описательный совместный рассказ детей.
Воспитатель: Ребята, он согрелся, от ваших теплых рук, но не упокоился. Он боится, что малыши погибнут в лесу. Как вы думаете почему? Кого он боится?
Воспитатель: Посоветуйте ему, что он должен сделать, чтобы спастись от своих врагов?
Воспитатель: Почему он должен поменять шубку в белый цвет?
Воспитатель: Как он спрячется от врагов?
Воспитатель Ребята, давайте поможем зайчику быть незаметным в лесу и поместим его на нашу поляну, но только не самого зайца, а его модель.
Дидактическая игра «Помести в жилище»
Воспитатель предлагает выйти и поместить модель зайца и ту шубку, которая соответствует животному и поместить под кустик.
Воспитатель: Молодцы! А чем же он будет питаться?
Воспитатель: Хорошо ребята, теперь мы спокойны за зайца. В белой шубе ему не будет холодно и страшно, его совсем не видно на снегу.
Воспитатель: Давайте, теперь поможем белке. Где ей безопаснее жить?
Злой волшебник снял с неё зимнюю шубку. В какой шубе она должна встречать зиму?
А чем питается зимой белка?
Зачем ей пушистый хвост?
Воспитатель предлагает выйти и поместить модель белки в свой домик.
Молодцы ребята, помогли и белке.
Воспитатель: Ребята, тут медведь плачет. Как вы думаете почему?
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы медведь успокоился?
Воспитатель: Поместите модель медведя в берлогу.
Воспитатель: Что он будет делать в берлоге?
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали эту модель для медведя?
Воспитатель: Хорошо, ребята. Давайте укроем берлогу снегом, чтобы медведю крепче спалось.
Пальчиковая гимнастика.
Как на горке снег, снег,
(показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег,
(показать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигаясь руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)
Физминутка.
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять хвостиком)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
Воспитатель: Ребята, скажите, какое настроение было у вас, когда получили письмо?
Покажите мне это состояние. А какое настроение у вас сейчас? Покажите.
Воспитатель: Правильно! У нас хорошее, радостное настроение потому что получили наслаждение от того, что помогли нашему лесу.
Ребята, помните, что нам обещал уважаемый лес! Да, обещал подарить волшебный сундучок. А где же он? Ребята, посмотрите, поищите…
Находят сундучок.
А вот и он! Надеюсь, что мы действительно помогли ему.
Сейчас проверим.
Давайте вспомним что делали лесу. (ответы детей)
А теперь прикоснитесь все руками, попробуем открыть.
Воспитатель: Сундучок открывается. Значит хорошее дело мы сделали сегодня, помогли лесу и лесным зверям. Я рада за вас.
(Голос леса).
Лес: Благодарю вас ребята, за вашу помощь.
Лес. Лес, я лесок, угощаю всех ребят.
Девчонок – клюквой,
Мальчишек – орешками,
А так же и шишками!
До свиданья, ребята.
Воспитатель: Давайте поблагодарим наш лес за щедрый дар.
Вот и закончилось наше путешествие. Садитесь на «тройку» и поехали детский сад. Включается музыка, «Тройки» Свиридова.
Литература
1. Гончарова Е. В., Л. В. Моисеева. Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ. Детство, Научно – популярный журнал для педагогов, родителей и детей., 2001, №4.
2. Ребенок в детском саду. Иллюстрированный методический журнал., №3, 2005.
3. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства,, - М., Мозаика – Синтез., 2004.
4. Николаева С. Н., Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. - М., Мозаика – Синтез, 2002
5. Судакова Л., Научно – методический журнал. Дошкольное воспитание., №7, 2001.
6. Листопад А. П., Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика., Петербургский научно – практический
журнал, №2, 2006.
7. Эколог в детском саду, С. Н. Николаева, - М., Мозаика - Синтез, 2004.