Вилюяна Саввинова
Конспект НОД «Как появляется звук?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: Как появляется звук?
Воспитатель: Саввинова В. Н.
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к исследовательской работе.
Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.
Задачи:
— Расширение знаний о музыкальных инструментах;
— Сформировать понятие появления звука и эха;
Публикация «Конспект НОД „Как появляется звук?“» размещена в разделах
— Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.
— Развивать слуховое восприятие
— Воспитывать интерес к якутскому фольклору
Словарная работа:
Активизация словаря – кпср, дьа5а, хомус, кырыымпа.
Используемые материалы: гитара, кпср, дьа5а, хомус, ведро, стакан, ложка, 2 расчески с частыми и редкими зубчиками, палочки из пластмасса, мяч, подушка, мягкие игрушки.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы узнаем, откуда появляется звук, и познакомимся с якутскими национальными музыкальными инструментами.
Человек, который поет или играет на музыкальном инструменте, должен правильно дышать. Поэтому мы начнем наше занятие с правильного дыхания:
Главный секрет, как правильно дышать при пении, заключается в глубоком и равномерном дыхании. Его нужно брать не плечами, а низом живота. При этом плечи не поднимаются, они свободны и расслаблены. Положите руки на живот и сделайте глубокий вдох. Если вы все делаете правильно, то рука на животе будет подниматься, а плечи останутся расслабленными и неподвижными.
(Делаем несколько подходов, а затем пробуем сделать глубокий вдох и потянуть длинные звуки)
- Дети, а что такое звук? Откуда появляется звук? Если мы услышим звук то, даже не видя, мы можем догадаться о том, что происходит. Давайте, поиграем. Я включу разные звуки, а вы должны угадать что происходит.
Воспитатель включает звуки.
- По звуку дождя мы знаем, что на улице идет дождь.
- По звуку машины мы знаем, что возле нашего дома приехала машина.
- А если слышим звук вызова на телефоне, то мы нажимаем на нужную кнопку и разговариваем по телефону.
- А теперь мы проведем несколько опытов и узнаем, как появляется звук.
Опыт 1. Берем стакан и ложку. Если ложкой бить по стакану, то появится звук. Дзинь-дзинь. Как появляется звук? Оказывается объяснение этому очень простое. Когда мы бьем по стакану, то стенки стакана не заметно вибрируют и от этого движется воздух вокруг стакана. И, именно, это движение воздуха слышится нам как звук. Дзинь!
Опыт 2. Давайте поиграем на гитаре. Когда струны гитары движутся, то мы слышим звуки, мелодию песни. А если мы резко остановим движение струн ладонями, то звук исчезнет. При движении струн движется и воздух. Это значит что звук – это движение воздуха.
Опыт 3. Все берем по два гребешка. Один гребешок с тонкими, мелкими зубчиками, а другой с толстыми, большими зубчиками. Сначала проведем палочкой по гребешку с тонкими зубчиками. Мы слышим, как издается тонкий, высокий звук. А когда проведем палочкой по гребешку с толстыми зубчиками, то мы слышим низкий звук. Это значит, что звуки бывают низкими и высокими. Из низких и высоких звуков создают музыку.
Физкультминутка: - Давайте все встанем в круг, послушаем музыку и станцуем танец стерхов. (Воспитатель показывает несколько простых движений)
- А теперь все потихонечку сядем на свои места. Ребята, сегодня я вас познакомлю с якутским народными инструментами.
1 слайд: Кпср - это якутский национальный инструмент, сделан из дерева и кожи, а ударные палки сделаны из дерева и шерсти. Кпср похож на барабан. Давайте послушаем, как звучит кпср.
2 слайд: Дьа5а – этот якутский национальный инструмент тоже сделан из дерева. Давайте послушаем, как звучит дьа5а.
3 слайд: Кырыымпа является якутским национальным инструментом. Этот инструмент очень похож на скрипку. Давайте послушаем, как звучит кырыымпа.
4 слайд: Хомус – якутский национальный инструмент. Хомус делают из железа. Его отличает характерный «космический» звук. Давайте послушаем, как звучит хомус.
(Воспитатель играет на хомусе).
- Ребята, а что появляется, если камень бросить в воду. (Волны)
- В воздухе тоже образуются звуковые волны. Иначе мы их называем «эхо».
Давайте проведем два опыта.
Опыт 1: Берем пустое ведро и внутри ведра громко скажем «Звук!». Что мы слышим? (Эхо). А теперь положим в ведро два маленьких плюшевых игрушек и опять громко скажем «Звук!» Слышно ли нам эхо? (нет) Почему? А это мы узнаем из второго опыта.
Опыт 2: Давайте все бросим мячи на пол. Что происходит с мячом? (мяч отскакивает с пола несколько раз). А теперь бросим мячи на подушку. Что происходит? (мяч не отскакивает с подушки). Значит, мяч отскакивает с твердой поверхности, а с мягкой поверхности не может отскочить. Также появляется эхо : эхо можно услышать в тех местах, где звук может отразиться и вернуться к нам.
Игра «Эхо».
Давайте с вами поиграем в игру «Эхо». Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Начнем!
( Повторяют слова: кпср, дьа5а, хомус, кырыымпа)
- Ребята понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? О чем мы сегодня говорили? Где можно услышать эхо?