Татьяна Щербак
Конспект НОД «Я и моя семья» по познавательному и социально–коммуникативному развитию
Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
1. Обобщать и систематизировать представления детей о семье; расширять представления о родовых корнях; семейных традициях. 2. Развивать умение составлять связный рассказ о своей семье; упражнять в употреблении в речи уменьшительно-ласкательной формы существительных; обогащать словарный запас; развивать память, мышление.
3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к родным и близким, желание оказывать посильную помощь взрослым.
Публикация «Конспект НОД „Я и моя семья“ по познавательному и социально–коммуникативному развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Предварительная работа: чтение и заучивание с детьми стихотворений о семье, рассматривание иллюстраций про семью и решение проблемных ситуаций, настольная игра «Кто как трудится в семье»; оформление выставки рисунков на тему «Я и Моя семья» с детьми.
Оборудование: фотовыставка: «Моя семья», мяч; фотографии, сюжетные картинки «Мы любим трудиться», «В магазине игрушек»; волшебный сундучок, предметные картинки, лист с изображением генеалогического древа, клей-карандаш.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель: Я вас приглашаю встать в круг.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг – и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Дети и воспитатель выполняют движения, соответствующие тексту стихотворения)
- Как здорово! Сразу видно, что мы дружные ребята. И нам всем вместе радостно и весело!
Воспитатель: Ребята, вчера вечером в интернете, я нашла сказку о мальчике, который жил один. И никого у него не было. Но когда я прочитала эту сказку, то подумала, а разве бывает так, что у человека совсем никого нет?
Дети: Нет, не бывает.
Воспитатель: А мы сейчас с вами это и выясним. Вы с кем живёте? (с мамой, папой, братом, сестрёнкой….)
- Как назовём одним словом родных людей, которые живут вместе?
Дети: Семья, родные, родственники
- Как вы думаете, кто такие родственники? (Это мама, папа)
- Согласна. Родственники - это люди, родные друг другу - мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки. Все вместе они – семья.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о семье, о родных людях)
Посещение выставки «Моя семья».
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на выставку фотографий, которые вы приготовили со своими родными дома.
- Посмотрите, как много фотографий. Рассмотрите их внимательно.
- Как можно назвать фотографии, на которых изображена семья? (Ответы детей)
- Как бы вы назвали нашу выставку? (Ответы детей) Молодцы, как много разных названий вы придумали.
- Давайте послушаем несколько рассказов о ваших семьях. Расскажите о том, какие родственники изображены на вашей фотографии? Как их зовут? Чем они занимаются?
- Кто желает рассказать?
- Миша, подойди к своей семейной фотографии и расскажи, с кем ты живёшь? Как зовут маму и папу? Чем они занимаются?
- А кто ещё есть у тебя в семье? (бабушка) Как её зовут? Что она делает?
- А ты, Ваня, хочешь рассказать о своей семье?
- А твою маму, Лида, как зовут? Расскажи нам. Кто у тебя ещё есть в семье? (сестра) Чем она занимается?
- А у кого из вас есть бабушки и дедушки? Как зовут их? (Ответы детей)
– Как хорошо, когда есть бабушки и дедушки. Они заботятся о вас и вкусно накормят, пожалеют и приласкают.
- Спасибо, ребята. Вы очень интересно рассказали о своих семьях.
Если кто-то из вас еще захочет рассказать о своей семье, мы вечером повторим экскурсию на выставку.
- А сейчас я приглашаю вас на семейную зарядку.
Игра: «Скажи ласково» (с мячом)
Воспитатель: Друзья, скажите мне, пожалуйста, как вы друг к другу обращаетесь в семье?
Дети: Вежливо, ласково, по-доброму…
- Конечно, в семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.
- Приглашаю вас поиграть в игру, которая называется «Скажи ласково», и назовём всех родных в семье ласково, нежно, любя.
- Я буду называть ваших родных, а вы назовете их ласково. Например, я говорю: мама. А ласково вы её называете: … (мамочка, мамуля, мамулечка)
Папа - папочка, папулечка, папуля…
Дочь – доченька, дочурка…
Сын – сыночек, сынуля, сынок…
Сестра – сестрёнка, сестричка,
Брат – братишка, братик,
Бабушка – бабуля, бабулечка,
Дед – дедушка, дедуля.
- Вот как много ласковых слов вы подобрали для своих родных. Надеюсь, вы будете их так называть как можно чаще.
Физкультминутка: «Семейная зарядка»
Осенью, зимой, весной и летом (хлопки)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (шагают)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку: (встают в круг, выполняют соответствующие тексту движения)
Мама руки поднимает, опускает.
Папа бодро приседает.
Повороты влево – вправо
Делает мой братик Слава.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель: Вы замечали, какое бывает настроение у взрослых, когда вы им помогаете? (Ответы детей) Посмотрите ребята на картинку и скажите, какое настроение у мамы? (Ответы детей) Почему грустное?
- Как вы думаете, что нужно было сделать мальчику, чтобы мама не огорчилась? (Ответы детей)
- А на этой картинке, какое настроение у папы? Почему? (Ответы детей)
Дидактическая игра: «Кто какой?»
- Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.
Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.
Мама (какая) : добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, умная;
Папа (какой) : строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;
Бабушка (какая) : старенькая, добрая, ласковая, седая, заботливая;
Дедушка (какой) : старый, умный, седой, добрый.
Игра «Сундучок с традициями».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок я вам принесла из дома. Вам интересно узнать, что в нём находится. (Предположения детей.)Здесь находятся предметы,которые собираются, бережно хранятся в каждой семье и передаются из поколение в поколение. Одним словом –это традиции. Семейные традиции, обычаи – это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Традиции – это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями. Вот когда мы собираемся одной большой семьей, мы вспоминаем наших прабабушек, особенно интересно слушать бабушку, которая любит вспоминать свое детство, своих родителей.
- Давайте расскажем, какие традиции соблюдаются в ваших семьях.
(воспитатель открывает сундучок)
Воспитатель:
- Ребята, в этом сундучке – символы ваших семейных традиций. Думаю, эта традиция прочно вошла в вашу жизнь, и когда-нибудь вы передадите ее своим детям.
(воспитатель достает фото)
- Как вы думаете, почему это фото лежит здесь, с какой традицией это связано?
Воспитатель: Традиция эта очень важная. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о других людях, о важных событиях жизни. Семейный альбом -это летопись семейных традиций и хранилище памяти.
Когда-то фотография была чудом, фотосъемка всей семьи праздником. Сейчас люди все чаще стали вспоминать о своих корнях, интересуются жизнью предков,
своей родословной. Ведь история страны складывается из истории семей и каждая из них неповторима. Каждый такой снимок несет с собой массу информации. В наше время фотоальбом есть в каждой семье.
-Кто хочет рассказать о своем фотоальбоме (Рассказ одного ребёнка). Другая из старейших традиций в наших семьях – узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое древо.
- Ребята, что дается каждому человеку при рождении?
Воспитатель: Правильно. Издавна на Руси существовала традиция называть ребенка по церковным книгам, в честь небесного покровителя, святого или же давалось модное на данный момент имя, либо кого- то из членов семьи. Ребята, кто хочет рассказать о своем имени? Другая из старейших традиций в наших семьях – узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое древо. Кто не знает, что это такое, я объясню. Это знание своих предков на много поколений назад. Кто и кем были ваши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки. Это очень интересное занятие, составление своего генеалогического древа.
Пальчиковая гимнастика:«Дружная семейка».
Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько раз.)
Продуктивная деятельность: «Генеалогическое древо»
Воспитатель: Посмотрите, что есть на столе? А это что? Для чего? (Ответы детей)
- Предлагаю вам самим составить своё семейное дерево. (воспитатель показывает рисунок, на котором изображено генеалогическое дерево) .
Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам:
1. У основания кроны дерева найдите самую большую ячейку. Это вы.
2. В ячейках, которые находятся справа и слева-ваши родители.
3. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками.
Дети наклеивают изображения себя, родителей, дедушек и бабушек.
Итог: Воспитатель:ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. О чём мы с вами говорили?Что нового для себя узнали?Что больше всего понравилось (ответы детей).Так что же такое семья?
Воспитатель: Лучше иметь семью, чем жить одному, потому что в семье все заботятся друг о друге и живут дружно.