Наталья Драчёва
Конспект НОД «Дома бывают разные»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Дома бывают разные»
(старший дошкольный возраст).
Разработала воспитатель Драчёва Н. В.
Задачи:
1. Познакомить детей с гражданской архитектурой родного города
2. Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо, познакомить с их образными названиями.
3. Расширять словарный запас детей: ставни, наличники, двускатная крыша, конек, крыльцо.
Темочки:
- Архитектура, дома, домики и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
4. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках.
Материал, оборудование:
Макеты, фотографии старинных и современных домов, наборы геометрических форм, картинки к игре.
Предварительная работа:
Составление экспозиции мини-музея «Что нам стоит дом построить», целевая прогулка по ближайшим улицам, рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в страну разных домов.
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук да тук – раздается всюду стук
(стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой
(показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой,
(складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок,
(движениями губ показываем дым)
На двери висит замок,
(руки в замок)
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили,
(соответственно словам выполняем движения руками)
Постучали и открыли.
Отворяем ворота, проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны)
1 станция: музей
-Вы видите много разных домов.
Посмотрите, как выглядел старинный дом. (Дети рассматривают иллюстрации)
-Из чего он построен? (ответы детей)
-Дома строили из дерева. Деревянный дом был теплый. Бревна плотно лежали друг на друге – даже щелочки не увидишь.
Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети.
Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом».
Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома.
-Воспитатель: Для чего нужны окна? (ответы детей)
-Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице.
Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными.
-Давайте посмотрим, из чего состоит узор? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)
Воспитатель: Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой.
С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или ушли куда-то.
У дома была крыша со скатом (показать ладошками, чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.
С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным.
Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.
Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости:
«Вы, соседи, проходите, Чаем с медом угоститесь.»
Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано!
-В каком доме вы хотели бы жить? Почему? (Ответы детей)
2 Станция забывалкина.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник?»
Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон.
-Что забыл нарисовать художник? (окна).
Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома)
Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)
Зачем в старину нужны были ставни?
(Карточка - дом без крыльца.)
-Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)
Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)
(Карточка – дом без крыши.)
-Чего не хватает у дома? (крыши)
Какие были в старину крыши? (двускатные)
Почему они были такими? (чтобы не задерживался снег, стекала вода)
Воспитатель: Со временем человек стал строить другие дома.
Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание макетов)
-Из чего строят дома сейчас? (из кирпича)
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько этажей у дома с зеленой крышей? (пять, а у этого дома? (четыре)
Современные дома многоэтажные, много больших окон, есть балконы, лоджии.
-Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво).
-Как называется вход в дом? (подъезд)
Воспитатель: В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме.
Станция строительная
Давайте сами построим дом.
Игра «Будем вместе строить дом»
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту)
Пришел квадрат к квадрату
Помочь родному брату.
И построили вдвоем
Два квадрата новый. (дом)
На квадрат кладем квадрат
Получается одно
В доме светлое. (окно)
Треугольник видит - дом,
- Можно поселиться в нём?
И залез повыше,
Дом накрыл он. (крышей)
Прямоугольник на крыше
Буквой П. стоит всех выше.
Кольцами дымов клубы
Валят дружно из. (трубы)
Прискакали линии
Черные и синие
И построили на спор
Вокруг домика. (забор)
В небо покатился круг,
Согревая всех вокруг
И лучом в оконце
Постучалось. (солнце)
Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами.
У нас получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (ответы детей). Выбираем название.
Побывав в музее, вы узнали, что в нашем городе «дома бывают разные : старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные, кирпичные, всем нам нужные - живут в них люди дружные».