Юлия Бигалиева
Конспект НОД «Доктор леса».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углубить знания детей о внешнем виде, способе жизни дятла, раскрыть понятие «Доктор леса».
Задачи :
Обучающая: уточнить знание о дятле;
-рассказать о том, как дятел добывает себе пищу, о пользе которую он при-
носит лесу;
Развивающая:
-формировать умение рассуждать, мыслить;
- развивать фантазию;
Воспитательная:
-воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к братьям нашим меньшим.
Активировать словарь: «Доктор леса», на голове ярко-красная шапочка, пестрый.
Материал: презентация, музыка.
Публикация «Конспект НОД „Доктор леса“,» размещена в разделах
Ход занятия
I Вводная часть
- Ребята послушайте стихотворение
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
- О чем в нем говорится? (О лесе) Музыка звуки леса.
Раз, два, повернитесь
И в лесу вы окажитесь.
II Работа по теме занятия.
1) - Как птицы общаются между собой? (Криком, своим пением).
- В лесу очень много птиц и все они поют свои чудесные песенки, и когда идешь, по лесу слушая их пение, трудно понять, какая птица кричит или поет. Но я думаю, что некоторых мы можем узнать.
2) Д/и «Угадай пение птицы»
Включается пение:
а) соловья; б) кукушка; в)дятла
3)
-Молодцы. Правильно это дятел. (Выставляю картинку с изображением дятла).
-Это большой пестрый дятел.
-Почему дятел стучит клювом по стволам деревьев?
-Почему его называют «Лесным доктором»?
-Ребята, а сейчас послушайте стихотворение про дятла.
В лесу слышится тук-тук
Значит с деревом недуг
Ствол, проверил, все уладил,
Помогает лесу дятел.
- Дятел ползет по дереву снизу-вверх и простукивает его своим крепким клювом.
А почему дятел не падает с дерева?
(Потому, что у него сильные и острые когти, и опирается он на дерево хвостом).
-Если дерево здоровое, нет под корой вредных личинок, жуков он на другое дерево перелетает. А если дерево больное, грызут его жуки, дятел сядет поудобнее, отведет голову назад, а потом часто и резко забарабанит по стволу. Сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный, клейкий язык. Вот насекомые, которые под корой живут, прилипнут к языку. Так дятел деревьям помогает, и корм себе добывает.
- Ребята, а вы знаете, что зимой деревья спят, и насекомые спят, а дятел питается семенами на еловых и сосновых шишках. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклевывает семена.
(Показываю шишки с семенами)
Весной под деревом, где дятел обедал, можно увидеть много пустых шишек. Эта птица живет везде, где есть еловый или сосновый лес.
-Ребята, а почему она не живет там, где нет леса? (Там нечем питаться).
Правильно, молодцы и вы наверняка знаете, что про дятла есть много загадок, стихов.
4) Д/и «Придумайте загадки или стихотворение про дятла»
Дятел- обитатель, обладатель, изобретатель, приятель
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись. (дятел).
Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый пестрый …
Это кто в беретке красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
5) Физкультминутка.
-А сейчас мы немного отдохнем.
- «Мы все по лесу гуляли, за природой наблюдали! (гуляют, смотрят по сторонам)
Вверх на солнце посмотрели и нас лучики погрели (смотрят вверх)
Бабочки летали, крылышками махали (машут руками – двигаются)
Дружно хлопнем 1-2-3-4-5,
глазами будем букет собирать (хлопают в ладоши, переводят взгляд и кивают)
Раз присели, два присели, слушаем, как ландыши запели (приседают, прислушиваются)
Вправо звон и влево звон, динь – дон, динь, динь – дон!»
5) Беседа.
Ребята, а кто знает, где живет дятел?
(В дупле дерева).
А в каком дереве ему лучше выдолбить дупло, в старом или молодом?
(В старом, потому что в нем мягкая древесина).
Молодцы!
Чтобы в гнезде было уютно и тепло, чтобы не залетал снег и ветер зимой, вход в дупло дятел делает узким и устилает его мягкими опилками.
А весной, ребята в дупле вылупляются птенцы.
А как вы думаете, а другие птицы могут сделать себе дупло (нет, только у дятла такой прочный, сильный клюв).
Но дятел и им помогает- он себе каждый год новое гнездо делает, а в старом
поселяются другие птицы.
Удивительная птица дятел. Трудно поверить, что в старину люди недолюбливали его. Дело в том, что когда дятел замечает в лесу человека, то резко вскрикивает: «киик-к, кии-и-к». И с любопытством выглядывает из-за ствола, перелетает с дерева на дерево, провожая путников. Суеверные люди пугались, считали, что за ними подсматривает злой дух, и убивали дятлов. Суеверные – это пугливые, верящие в разные приметы люди.
- Ребята, мы можем сказать о дятле, что он очень нужен лесу?
Без него и лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить.
-Ребята, а можно всех птиц назвать докторами леса?
-А как вы думаете, надо ли заботится о птицах, не поедающих насекомых-вредителей?
-Молодцы, конечно надо!
-Как же вы можете защитить природу и птиц?
Сегодня ребята вы раскрашивали дятла, давайте возьмем ваших птиц и разместим на дереве. Посмотрите сколько красивых дятлов у нас на дереве, а сколько деревьев они спасут.
II Итог.
-Ребята, где мы с вами сегодня путешествовали?
-О ком мы говорили?
- Мы можем ответь на вопрос почему дятел «Доктор леса»?
-А как вы можете заботится о птицах и беречь природу?