Марина Шодик
Конспект ННОД «Доброе дело — что дождь в засуху» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей
для старшего дошкольного возраста по теме : «Доброе дело – что дождь в засуху»
Автор конспекта ННОД : Шодик Минзифа Гумаровна, воспитатель
МАДОУ №6 г. Томска
Задачи приоритетной образовательной области:
Публикация «Конспект ННОД „Доброе дело — что дождь в засуху“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Темочки
«Художественно – эстетическое развитие» : воспитание в детях доброты, чуткости, стремления доверять свои переживания близким людям; формирование умений размышлять о поступках героев, прогнозировать последовательность тех или иных действий; создание условий для переживания детьми образного содержания литературного произведения; закрепление умения отвечать на вопросы развернутыми предложением, осмысливать идею, значение образных выражений.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально – коммуникативное развитие» : формирование у детей творческого мышления, способов и форм выражения доброты друг к другу, родным, окружающим людям, животным, природе; совершенствование коммуникативных качеств, умения выслушивать товарищей, играть дружно, не ссорясь, соблюдая правила безопасной игры; повышение общей социальной зрелости детей, воспитание способов эффективного взаимодействия с людьми. Развивать умение решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
«Познавательное развитие» : обогащение круга представлений, углубление представления детей о доброте, о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; формирование первичных ценностных представлений о доброте и зле; формирование способов и форм выражения доброты друг к другу, окружающим людям. Формирование способов разрешения противоречий – ключ к творческому мышлению. Формировать стремление познавать и получать новую информацию. Формировать умение выделять противоречия между объектами окружающего мира.
«Речевое развитие» : совершенствование навыков культурного общения со сверстниками, активизация словаря, формирование грамматического строя речи; совершенствование коммуникативных качеств (умения выслушивать товарищей, высказывать своё мнение).
Формирование умения рассуждать и отстаивать свою точку зрения. Учить детей придерживаться девиза ТРИЗ: «Можно говорить все», рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
Предпосылки учебной деятельности: формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Формирование значимых нравственных ориентиров, преодоление личностной незрелости, застенчивости, замкнутости, агрессивности; развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения.
Оборудование для педагога: чашечка с волшебной водобой доброты, диск с веселой музыкой, книга пословиц и поговорок, произведение А. Нееловой «Даром ни одно доброе дело не пропадет», иллюстрации к сказке, лист ватмана, ларец с дарами доброты.
Оборудование для детей: фломастеры, цветные карандаши, мелки, маски разных лесных зверей.
Занимательные игры ТРИЗ: «Хорошо - плохо», «Да - нет», «Сказочный герой – добрый или злой».
Круги ЛУЛЛИЯ, ЛЭПБУК «В гостях у сказки», мини ЛЭПБУК «Хорошие – плохие поступки сказочных героев», ассоциативный ряд слова «Доброта», игра «Что растениям необходимо для роста?».
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие средства у детей Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Дети встают в круг. Игра «Добрый дождик».
Приветствие.
- Здравствуйте, девочки и мальчики. Посмотрите на подоконник, где стоят наши любимые фиалки. Почему то они сникли, листья повисли и от этого становится грустно. Что случилось? (ответы детей). Правильно, цветы надо полить. Поэтому предлагаю взять лейки и полить цветы. Мы сделали доброе дело, спасли наши цветочки. А сейчас мы можем поиграть и превратиться в «добрых дождинок»
Игра «Добрый дождик»
Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.
Например: я увидела цветок, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла её; я развеселила малышей младшей группы, которые хотели к маме, я помогла маме помыть посуду, я убрал разбросанные игрушки, полила цветы, рассаду в группе…
После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить всё, что рассказали ей дождинки.
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие. Приветствие.
Игра «Добрый дождик».
Наблюдение за цветами. Веселая музыка;
Движение;
Чашечка с волшебной водой,
лейки. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие с взрослыми и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания.
Учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения. Участвует в совместной игре, придумывает ответ, у ребенка развивается речевое внимание, дикция, растет словарный запас, интонационная выразительность речи, развивается умение обосновывать свои ответы.
Физминутка «Капельки»
Воспитатель предлагает детям представить, что они – капельки. По словам педагога, дети передают действия и состояния капелек:
- капельки стали дождём – со словами «кап-кап-кап» пальцами одной руки дети касаются раскрытой ладони другой руки;
- превратились в льдинки – приседают, обхватив себя руками за колени;
- превратились в пар – плавно двигаются по групповой комнате.
Движения варьируются и повторяются два-три раза. Физическое развитие (двигательная деятельность) Физкультминутка «Капельки» Слово;
Движение.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Накапливание и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями) Овладевает основными движениями, передает действия и состояния капелек.
Воспитатель подходит к столу и замечает книгу пословиц и поговорок, открывает и читает пословицу.
Творческое задание «Доброе дело»
Воспитатель читает детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху». Раздаё т детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда, книги… Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком
(о чем) рассказывали их друзья. ( например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом, поливает (лейка) и т. д.).
Затем воспитатель предлагает сыграть игру по ТРИЗ технологии «Хорошо – плохо» и предлагает следующую ситуацию:
«Высаживать деревья? Отрывать листья у фиалок? Ухаживать за цветочной клумбой на участке? Заливать водой цветы в группе? Топтать цветы на лугу? Как ты думаешь?» (ответы детей).
Воспитатель предлагает игру «Что растениям необходимо для роста?»
(расположить карточки по порядку)
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие (игровая деятельность) Творческое задание «Доброе дело».
Рассматривание
схемы ассоциативного ряда слова
«Доброта»
(анаграмма)
Дидактическая игра
«Хорошо – плохо»,
«Что растениям необходимо для роста?» .
Слово,
движение,
схема - опора
Развитие свободного общения со сверстниками;
Развитие умения рассуждать, произвольно строить предложения разной грамматической структуры.
Развитие умения видеть в одной ситуации положительную и отрицательную стороны, доказывая это.
Свободно общается со сверстниками, умеет рассуждать, угадывать, о ком рассказывали их друзья.
Умеет рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
Находить положительные и отрицательные стороны в определенной ситуации, доказывая это.
Расположить карточки по порядку.
Молодцы, ребята! Сколько добрых дел мы с вами обсудили. А сейчас вспомните, пожалуйста, еще пословицы о доброте, которые вы знаете и помните.
(Дети называют пословицы о добрых делах, поступках).
Затем воспитатель показывает детям проросший листок фиалки и говорит, какой цветок может вырасти из этого листика. Это цветок мы можем назвать «цветком Доброты».
Воспитатель предлагает рассмотреть схему ассоциативного ряда слова «доброта». После этого дети должны перечислить всех, чья доброта поможет этому цветочку вырасти. (Доброта солнышка, земли, воздуха, воды, детей, воспитателя).
Затем воспитатель просит детей перечислить всех, чья доброта помогла расти им. (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек).
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие средства у детей Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Чтение произведения А. Нееловой «Даром ни одно доброе дело не пропадает».
Обсуждение содержания сказки.
Вопросы и задание к сказке:
Почему капелька пожалела крестьянина?
Расскажите, о чем говорят между собой капельки и колоски.
Представьте, что одна капелька, попавшая на ржаное зернышко, была волшебной, и колосок, который она полила, вырастил зернышки доброты. Расскажите, как эти зернышки помогут людям.
Какой была туча – мама добрых капелек? Художественно – эстетическое развитие;
Речевое развитие. Сказка А. Нееловой «Даром ни одно доброе дело, не пропадает».
Развитие у детей воображения, умения понимать характеры героев, устанавливать последовательность развития сюжета сказки, слушать друг друга, договариваться о содержании общего замысла. Сюжетные картинки и сказки А. Нееловой «Даром ни одно доброе дело не пропадает». Вступает в речевое взаимодействие со взрослым и сверстниками, принимает участие в общем разговоре, активно рассуждает, аргументирует высказывания.
Вот какая смелая маленькая дождевая капелька. Не пожалей крестьянина добрая капелька, пришлось бы ему всю зиму с семьей голодать. А сейчас, ребята, представим, что мы маленькие капельки, которые будут делать добрые дела.
«Тим Чир»
(упражнение для физминутки по сингапурской технологии).
Спал цветочек добрый и
вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Встрепенулся, потянулся
Взвился вверх и улетел,
Вперед на добрые дела!
Физическое развитие (двигательная деятельность)
Физминутка
«Тим Чир»
Движение;
Слово.
Развитие двигательной активности.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
Формирование умения движения по содержанию текста.
Активизация речевого центра и развития речи.
Умеет выполнять движения по содержанию текста.
Владеет основными движениями.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие средства у детей Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Мы немного отдохнули, а сейчас посмотрите, что у нас находится на столе. Правильно, здесь лежат семена цветов, земля и, конечно, лейки с водой.
Воспитатель предлагает приступить к работе и напоминает, что нужно высадить рассаду с любовью, постоянно ухаживать за ней. Также просит вспомнить, что необходимо, чтобы рассада выросла (ответы детей). Правильно, конечно, поливать регулярно, солнечные лучи и наши добрые руки. И только тогда мы сможем вырастить хорошую рассаду для нашей цветочной клумбы на участке. Дети приступают к работе под музыку песни «Капельки дождя». Воспитатель просит и дома продолжить эту работу, помочь маме в посадке рассады. Социально – коммуникативное развитие. Посадка рассады цветов для цветочной клумбы на участке. Семена разных цветов, земля, лейки с водой, схема посадки цветов. Формирование готовности к совместной деятельности, позитивных установок к различным видам труда.
Использует различные средства для посадки рассады: земля, лопатки, контейнеры, лейки для полива.
Заполняют схему для отслеживания времени появления и роста рассады.