Татьяна Горик
Конспект НОД для воспитанников старшей группы «Удивительный мир часов» (познавательное развитие)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
к образовательной ситуации в старшей группе (5-6 лет) на тему «Удивительный мир часов»
Автор: Горик Татьяна Владимировна МДОБУ детский сад № 140 г. Сочи
Направление: дошкольное
Тема, группа : Удивительный мир часов, старшая группа
Публикация «Конспект НОД для воспитанников старшей группы „Удивительный мир часов“ (познавательное развитие)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Характеристика группы : Старшая группа компенсирующей направленности со средним показателем качества обученности. В группе обучаются 12 человек. Из них 3 человека имеют высокий уровень, 7 человек - средний, 2 человека - низкий. Большинство детей воспитываются в полных благополучных семьях.
Возраст детей: 5-6 лет.
Программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы,
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: создание условий для развития исследовательской и познавательной деятельности через экспериментирование.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения часов;
- рассказать и показать разные виды часов;
- вызвать интерес к понятию «время» через интересные факты;
- познакомить с разными средствами и способами измерения времени.
Материалы и оборудование: ЭОР, ноутбук, проектор, 12 карточек с символами (смотри презентацию, в презентации карточки показывают какому ребенку, какое действие выполнять, емкость с песком или землей, палочка, настольная лампа, мягкая игрушка «тучка» или вырезанная из картона, пульверизатор с водой, две пустые пластиковые бутылки разной вместимости, маркер, емкость с водой, песочные часы, различные виды часов (настенные, наручные, электронные, будильник и т. п.) для показа, раскраски с изображением веселого и грустного будильника и цветные карандаши (на каждого ребенка).
Формы работы: групповая
Конспект НОД для воспитанников старшей группы по теме : «Удивительный мир часов» (познавательное развитие)
Цель: создание условий для развития исследовательской и познавательной деятельности через экспериментирование.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения часов;
- рассказать и показать разные виды часов;
- вызвать интерес к понятию «время» через интересные факты;
- познакомить с разными средствами и способами измерения времени.
Материалы и оборудование: ЭОР, ноутбук, проектор, 12 карточек с символами (смотри презентацию, в презентации карточки показывают какому ребенку, какое действие выполнять, емкость с песком или землей, палочка, настольная лампа, мягкая игрушка «тучка» или вырезанная из картона, пульверизатор с водой, две пустые пластиковые бутылки разной вместимости, маркер, емкость с водой, песочные часы (в идеале на каждого ребенка или на 2-3 чел, различные виды часов (настенные, наручные, электронные, будильник и т. п.) для показа, раскраски с изображением веселого и грустного будильника и цветные карандаши (на каждого ребенка).
Ход НОД:
( Условное обозначение: на знак * - щелчок мыши)
Сюрпризный момент.
Перед началом занятия детям предлагается выбрать одну карточку. Карточки перевернуты
рисунком вниз.
Организационный этап.
Воспитатель :
Здравствуйте, ребята. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:
Они ходят, но стоят,
Всем о времени твердят
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять (часы) *
Постановка цели и задач занятия. Мотивация познавательно-исследовательской деятельности детей.
Недавно у меня сломались часы, я отнесла их в часовую мастерскую и пока мастер по ремонту часов * - часовщик, работал, он рассказал мне много интересного о часах. Оказывается, привычных для нас часов раньше не было. Но во все времена были живые часы. Что же это такое? * (крик петуха) Правильно! Петух * это живой будильник. Он всем говорит, что наступило утро и пора вставать. А еще живыми часами могут быть * (пение птиц, (ответы детей) правильно, птицы * Удобно ли это? (ответы детей)
Люди заметили, что солнце встает в одном месте*, в обеденное время высоко над головой, а вечером садится в другом месте. Человек заметил, что тень от дерева утром падет в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал человек колышек в землю и начертил круг. Взошло солнце, и тень от солнышка пошла по кругу, показывая время *. Человек изобрел солнечные часы. Давайте мы с вами проведем опыт и узнаем, как такие часы работают.
Актуализация знаний.
Проводится опыт (совместно с детьми) : на стол ставим емкость с песком (желательно круглую, чертим на песке круг* (это делает ребенок с соответствующей карточкой, втыкаем в центр палочку или колышек *, делаем отметки *. Ребенок берет включенную лампу и имитирует движение солнца *, наблюдаем за тенью.
Ребята, работают солнечные часы?. (Ответы детей). А теперь представьте, что на солнце набежала туча * (ребенок берет «тучку» и закрывает ею «солнце»). Исчезла тень. Как же теперь узнать время? А если еще и дождь пойдет? * (ребенок брызгает из пульверизатора на песок, добиваясь размывания черточек) Сломал дождь наши часы. Удобно это было, ребята?. (Ответы детей)
Прошло время, и человек придумал другие часы - водяные *, которые сообщали о времени и ночью, и в пасмурный день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду, на сосуде делали пометки – черточки, которые показывали, сколько воды вылилось, сколько времени прошло. Не случайно с тех пор говорят о времени: «сколько воды утекло!» Как вы думаете, удобны такие часы? Проверим?
Проводится опыт (совместно с детьми) : на стол ставим бутылку большей емкости *, в нее вставляем бутылку меньшей емкости * (на бутылке должна быть крышка с небольшим отверстием) с отрезанным дном, рисуем горизонтальные черточки на бутылке меньшей емкости * и наливаем воду *. Наблюдаем, как вода перетекает через отверстие в крышке из одной бутылки в другую. (Для наглядности воду лучше подкрасить).
Удобно?. (Ответы детей) Нет. В такие часы надо постоянно подливать воду.
Очень похоже, устроены и песочные часы. * Они состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком *(ребенок с такой карточкой помогает воспитателю раздать песочные часы детям, рассматривют). Внизу одной колбочки находится песок. Если часы перевернуть, то песочек сыплется.
В наше время, вы встречали где-нибудь такие часы?. (Ответы детей) В поликлинике, при отпуске физиопроцедур,* пациент может сам по песочным часам контролировать время, и определить когда нужно закончить процедуру.
А сейчас с помощью песочных часов, мы определим, сколько у нас уйдет времени на физкультминутку. *
Физкультминутка.
Часы нам время измеряют (руки в стороны 3 и 9 часов, вверх - вниз 6 и 12 часов)
Стоят на месте, но шагают (шаги на месте)
Шагают часики все в такт
Тик-так, тик-так, тик-так. (руки на пояс, наклоны корпуса вправо-влево)
И стрелки вертятся вперед (круговые движения руками)
За часом час, за годом год.
Анализируем и рассуждаем.
Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. В давние времена такие часы считались большой редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне города – башенные часы. * В нашей стране самые известные и главные башенные часы находятся в Москве на Спасской башне. * А в нашем городе есть башенные часы? (Железнодорожный вокзал в Сочи *).
Жизнь становилась все торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали!
(напольные * настенные * часы с кукушкой * каминные * настольные * наручные*)
Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. * В каких приборах вы встречали электронные часы? (Ответы детей) * (компьютер, телефон, микроволновая печь, стиральная машина, духовка и т. п.)
Чем отличаются электронные часы, от механических? (Ответы детей)* Нет циферблата, нет стрелок.
Рефлексия. Вот и подошло к концу наше занятие. Что вы сегодня узнали? Чему научились? (Ответы детей)
Если занятие вам понравилось – возьмите раскраску с веселым будильником, если не понравилось – то с грустным. * (ребенок с такой карточкой помогает воспитателю раздать карандаши).
Использованная литература:
1. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. МОЗИКА-СИНТЕЗ Москва, 2017
2. О. В. Дыбина Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. Творческий центр Сфера Москва, 2013
3. О. В. Дыбина Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов для дошкольников. Творческий центр Сфера Москва, 2013