МААМ-картинки

Конспект НОД для воспитанников старшей группы «Удивительный мир часов» (познавательное развитие)

Татьяна Горик
Конспект НОД для воспитанников старшей группы «Удивительный мир часов» (познавательное развитие)
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

к образовательной ситуации в старшей группе (5-6 лет) на тему «Удивительный мир часов»

Автор: Горик Татьяна Владимировна МДОБУ детский сад № 140 г. Сочи

Направление: дошкольное

Тема, группа : Удивительный мир часов, старшая группа

Публикация «Конспект НОД для воспитанников старшей группы „Удивительный мир часов“ (познавательное развитие)» размещена в разделах

Характеристика группы : Старшая группа компенсирующей направленности со средним показателем качества обученности. В группе обучаются 12 человек. Из них 3 человека имеют высокий уровень, 7 человек - средний, 2 человека - низкий. Большинство детей воспитываются в полных благополучных семьях.

Возраст детей: 5-6 лет.

Программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы,

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: создание условий для развития исследовательской и познавательной деятельности через экспериментирование.

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения часов;

- рассказать и показать разные виды часов;

- вызвать интерес к понятию «время» через интересные факты;

- познакомить с разными средствами и способами измерения времени.

Материалы и оборудование: ЭОР, ноутбук, проектор, 12 карточек с символами (смотри презентацию, в презентации карточки показывают какому ребенку, какое действие выполнять, емкость с песком или землей, палочка, настольная лампа, мягкая игрушка «тучка» или вырезанная из картона, пульверизатор с водой, две пустые пластиковые бутылки разной вместимости, маркер, емкость с водой, песочные часы, различные виды часов (настенные, наручные, электронные, будильник и т. п.) для показа, раскраски с изображением веселого и грустного будильника и цветные карандаши (на каждого ребенка).

Формы работы: групповая

Конспект НОД для воспитанников старшей группы по теме : «Удивительный мир часов» (познавательное развитие)

Цель: создание условий для развития исследовательской и познавательной деятельности через экспериментирование.

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения часов;

- рассказать и показать разные виды часов;

- вызвать интерес к понятию «время» через интересные факты;

- познакомить с разными средствами и способами измерения времени.

Материалы и оборудование: ЭОР, ноутбук, проектор, 12 карточек с символами (смотри презентацию, в презентации карточки показывают какому ребенку, какое действие выполнять, емкость с песком или землей, палочка, настольная лампа, мягкая игрушка «тучка» или вырезанная из картона, пульверизатор с водой, две пустые пластиковые бутылки разной вместимости, маркер, емкость с водой, песочные часы (в идеале на каждого ребенка или на 2-3 чел, различные виды часов (настенные, наручные, электронные, будильник и т. п.) для показа, раскраски с изображением веселого и грустного будильника и цветные карандаши (на каждого ребенка).

Ход НОД:

( Условное обозначение: на знак * - щелчок мыши)

Сюрпризный момент.

Перед началом занятия детям предлагается выбрать одну карточку. Карточки перевернуты

рисунком вниз.

Организационный этап.

Воспитатель :

Здравствуйте, ребята. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:

Они ходят, но стоят,

Всем о времени твердят

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять (часы) *

Постановка цели и задач занятия. Мотивация познавательно-исследовательской деятельности детей.

Недавно у меня сломались часы, я отнесла их в часовую мастерскую и пока мастер по ремонту часов * - часовщик, работал, он рассказал мне много интересного о часах. Оказывается, привычных для нас часов раньше не было. Но во все времена были живые часы. Что же это такое? * (крик петуха) Правильно! Петух * это живой будильник. Он всем говорит, что наступило утро и пора вставать. А еще живыми часами могут быть * (пение птиц, (ответы детей) правильно, птицы * Удобно ли это? (ответы детей)

Люди заметили, что солнце встает в одном месте*, в обеденное время высоко над головой, а вечером садится в другом месте. Человек заметил, что тень от дерева утром падет в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал человек колышек в землю и начертил круг. Взошло солнце, и тень от солнышка пошла по кругу, показывая время *. Человек изобрел солнечные часы. Давайте мы с вами проведем опыт и узнаем, как такие часы работают.

Актуализация знаний.

Проводится опыт (совместно с детьми) : на стол ставим емкость с песком (желательно круглую, чертим на песке круг* (это делает ребенок с соответствующей карточкой, втыкаем в центр палочку или колышек *, делаем отметки *. Ребенок берет включенную лампу и имитирует движение солнца *, наблюдаем за тенью.

Ребята, работают солнечные часы?. (Ответы детей). А теперь представьте, что на солнце набежала туча * (ребенок берет «тучку» и закрывает ею «солнце»). Исчезла тень. Как же теперь узнать время? А если еще и дождь пойдет? * (ребенок брызгает из пульверизатора на песок, добиваясь размывания черточек) Сломал дождь наши часы. Удобно это было, ребята?. (Ответы детей)

Прошло время, и человек придумал другие часы - водяные *, которые сообщали о времени и ночью, и в пасмурный день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду, на сосуде делали пометки – черточки, которые показывали, сколько воды вылилось, сколько времени прошло. Не случайно с тех пор говорят о времени: «сколько воды утекло!» Как вы думаете, удобны такие часы? Проверим?

Проводится опыт (совместно с детьми) : на стол ставим бутылку большей емкости *, в нее вставляем бутылку меньшей емкости * (на бутылке должна быть крышка с небольшим отверстием) с отрезанным дном, рисуем горизонтальные черточки на бутылке меньшей емкости * и наливаем воду *. Наблюдаем, как вода перетекает через отверстие в крышке из одной бутылки в другую. (Для наглядности воду лучше подкрасить).

Удобно?. (Ответы детей) Нет. В такие часы надо постоянно подливать воду.

Очень похоже, устроены и песочные часы. * Они состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком *(ребенок с такой карточкой помогает воспитателю раздать песочные часы детям, рассматривют). Внизу одной колбочки находится песок. Если часы перевернуть, то песочек сыплется.

В наше время, вы встречали где-нибудь такие часы?. (Ответы детей) В поликлинике, при отпуске физиопроцедур,* пациент может сам по песочным часам контролировать время, и определить когда нужно закончить процедуру.

А сейчас с помощью песочных часов, мы определим, сколько у нас уйдет времени на физкультминутку. *

Физкультминутка.

Часы нам время измеряют (руки в стороны 3 и 9 часов, вверх - вниз 6 и 12 часов)

Стоят на месте, но шагают (шаги на месте)

Шагают часики все в такт

Тик-так, тик-так, тик-так. (руки на пояс, наклоны корпуса вправо-влево)

И стрелки вертятся вперед (круговые движения руками)

За часом час, за годом год.

Анализируем и рассуждаем.

Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. В давние времена такие часы считались большой редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне города – башенные часы. * В нашей стране самые известные и главные башенные часы находятся в Москве на Спасской башне. * А в нашем городе есть башенные часы? (Железнодорожный вокзал в Сочи *).

Жизнь становилась все торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали!

(напольные * настенные * часы с кукушкой * каминные * настольные * наручные*)

Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. * В каких приборах вы встречали электронные часы? (Ответы детей) * (компьютер, телефон, микроволновая печь, стиральная машина, духовка и т. п.)

Чем отличаются электронные часы, от механических? (Ответы детей)* Нет циферблата, нет стрелок.

Рефлексия. Вот и подошло к концу наше занятие. Что вы сегодня узнали? Чему научились? (Ответы детей)

Если занятие вам понравилось – возьмите раскраску с веселым будильником, если не понравилось – то с грустным. * (ребенок с такой карточкой помогает воспитателю раздать карандаши).

Использованная литература:

1. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. МОЗИКА-СИНТЕЗ Москва, 2017

2. О. В. Дыбина Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. Творческий центр Сфера Москва, 2013

3. О. В. Дыбина Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов для дошкольников. Творческий центр Сфера Москва, 2013

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группы Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Конспект НООД по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей старшей группы «Фантазеры спешат на помощь!» Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие». «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественное.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми первой младшей группы «Крошечки-матрешечки»Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми первой младшей группы «Крошечки-матрешечки» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Формировать умение действовать со сборно-разборной игрушкой, закрепляя знание цвета, величины, количества. 2. Содействовать.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшей группы «Удивительный космический мир»Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшей группы «Удивительный космический мир» Программные задачи: 1. Уточнить и расширить знания детей о космосе. 2. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме,.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Сентябрь 1. Тема: «Детский сад» Поговорить с детьми о Дне знаний. О том почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают»,.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие. ФКЦМ» в старшей группе Сентябрь 1 неделя Занятие 1 Тема: «Здравствуй Детский сад». (Явление окружающей жизни)» Программное содержание: Поговорить с детьми.

Познавательное развитие. Наблюдение с детьми старшей группы за пауком и паутинкойПознавательное развитие. Наблюдение с детьми старшей группы за пауком и паутинкой Задачи:- расширить представление детей о многообразии животного мира; - развивать наблюдательность, умение выделять и называть характерные.

Познавательное развитие в старшей группе. Игра-экспериментирование «Бумажные забавы» Цели: • закрепить представления детей о свойствах бумаги; • познакомить детей с необычными свойствами бумаги; • развивать интерес детей.

Познавательное развитие в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Все цветы на свете тебе я подарю…» Часть 2Познавательное развитие в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Все цветы на свете тебе я подарю…» Часть 2 Воспитатель : Тюльпаны - естественное украшение едва ли не каждого приусадебного участка. Это прекрасное растение является любимым цветком.

Автор публикации:
Конспект НОД для воспитанников старшей группы «Удивительный мир часов» (познавательное развитие)
Опубликовано: 18 июля 2020 в 23:27
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для воспитанников старшей группы «Удивительный мир часов» (познавательное развитие)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Горик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД