Наталья Ситникова
Конспект НОД для старшей группы «В гости к насекомым»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы
«В гости к насекомым».
Составитель: Ситникова Наталья Юрьевна (воспитатель первой квалификационной категории)
Программное содержание:
1. уточнить знания о многообразии мира насекомых, их характерных признаках, жизненных проявлениях;
2. продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
3. развивать умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор
Публикация «Конспект НОД для старшей группы „В гости к насекомым“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
4. закреплять умение составлять целое изображение из нескольких частей;
5. воспитывать любовь к природе и доброе отношение к маленьким соседям по планете;
6. активизировать, обогащать словарный запас детей по теме;
Материалы к занятию: картинки с изображением насекомых; карточки; разрезные картинки; мяч; презентация; музыка для релаксации «Шум леса»;
Предварительная работа: заучивание стихов о насекомых, отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. (Дети здороваются)
А теперь возьмитесь за руки:
С голубого ручейка,
Начинается река,
А наше занятие начинается с улыбки. (Друг другу улыбаются)
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
Организационный момент.
(Дети подходят к ковру, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука).
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Введение в тему
Воспитатель:
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знания,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
А вот и первое задание от паука:
Задание 1.«Отгадать загадки».
(По мере отгадывания идет показ слайдов с изображением насекомых)
1 Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (бабочка)
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
2 С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу-кружу,
Мед вожу. (пчела)
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
3 Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица. (жук носорог)
4 Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (божья коровка)
5 Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (гусеница)
6 Прыгает пружинка –
Зеленая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (кузнечик)
7 В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий — весь день хлопочет,
Дом повыше построить хочет. (муравьи)
8 Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает? (муха)
9 Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте мухи шелк (паук)
10 Желтая тельняшка
Летает над ромашкой. (шмель)
11 Это что за вертолет
Отправляется в полет
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями? (стрекоза)
12 По дорожке лезут рожки -
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко —
Рожки спрятались опять. (улитка)
13 Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит. (комар)
14 Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (майский жук)
15 Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы. (дождевой червяк)
16 Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (осы)
17 Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку. (светлячок)
18 Не летаю, не жужжу.
На малине я сижу.
Гладок я, с зеленой спинкой.
Ты не съешь меня с малинкой! (клоп)
Воспитатель: - Муравей, комар, жук, пчела, кузнечик, стрекоза – как назовём общим словом?
Дети: Насекомые.
- Молодцы, ребята, справились с первым заданием.
Задание №2 Игра «Четвертый лишний?».
Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
На картинки посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни
- (муравей, муха, грач, пчела)
- (бабочка, котенок, кузнечик, божья коровка)
- (белка, стрекоза, гусеница, жук носорог)
- (майский жук, комар, улитка, петух)
-Молодцы, ребята, справились и со вторым заданием.
Задание №3 Игра «Сложи картинку» (за столами)
- Ребята, все насекомые очень огорчены, потому что ветер порвал их портреты. И они просят им помочь, собрать портреты из кусочков. (Дети садятся или встают за столы, на которых лежат разрезные картинки насекомых). Дети должны собрать и назвать насекомого, которое собрали.
- Спасибо вам ребята и с этим заданием вы справились.
-А сейчас ребята, мы с вами превращаемся в сороконожек (физ минутка)
Шла сороконожка.
По сухой дорожке. (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
Ой, промокнут сорок лап! (дети останавливаются и приседают.)
Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Грязи в дом не принесу,
Каждой лапкой потрясу! (дети останавливаются, трясут одной ногой,
(трясут другой ногой).
И потопаю потом
- Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)
Задание №4 «Закончи предложение»
Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).
Гусеница ползает, а бабочка (летает).
Пчёлы летают, а паук (ползает).
Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).
Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике).
Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами).
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Задание №5 Игра в слова (в кругу с мячом)
- Я кидаю вам мяч, называю слова, а вы возвращаете мне мяч и говорите к какому насекомому это слово подходит.
Муравейник (муравей, мед (пчела, красная спинка (божья коровка, стрекочет (кузнечик, жужжит (жук, трудолюбивая (пчела, «чемпион по прыжкам» (кузнечик, большеглазая (стрекоза).
Задание №6 «Подбери рифму к слову»
Есть одна игра для вас,
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка – там конец,
Кто подскажет молодец!
- На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза,
Кто же это? Стрекоза
- Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила.
А зовут её … Пчела
- Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей,
Кто строитель? Муравей
- Над цветочком он кружит,
Над цветочком он жужжит.
У него какая цель?
Мед цветочный любит … Шмель
Итог занятия:
Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Шестиногие малыши вас всех благодарят. Возьмите карточки с изображением насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
- А что интересного было для каждого из вас?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы! Мне было очень приятно работать с вами.
Релаксация. «Порхание бабочки» (под музыку «Шум леса»)
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза и представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази те себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к. (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.