Ирина Припускова
Конспект НОД для старшей группы «Как органы человека помогают друг другу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие (ФЦКМ).
Цель: формирование представлений о том, что органы в определенных пределах могут заменять друг друга.
Задачи:
Образовательные:
• уточнить представления об основных функциях некоторых органов человека;
• показать, что они в какой – то мере могут помогать друг другу и даже иногда заменять друг друга.
Развивающие:
• развивать быстроту мышления, творческое воображение;
• развивать интерес к познанию своего тела.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД для старшей группы „Как органы человека помогают друг другу?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
• воспитывать умение внимательно выслушивать педагога и своего товарища, отвечать на вопросы.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Развивающая предметно – пространственная среда темы НОД: шарфы для завязывания глаз; 2 таза, заполненных многочисленными мелкими предметами по количеству в 2 – 3 раза превышающему количество детей; ширма; лист бумаги; 2 стакана (один из них с водой); чайная ложка; колокольчик; кусочек ткани, надрезанный посередине; 2 деревянных бруска; металлофон; тарелочки с небольшими кусочками съестного (конфета, печенье, хлеб, сахар, морковь, лук, яблоко и т. п.) по количеству детей; контейнеры с пахнущими предметами (чеснок, лук, кусочек копченой рыбы, цедра лимона, укроп или семена укропа, сухая чайная заварка, ватка, смоченная духами, и др.); бумага и карандаши на каждого ребенка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).
Дети сидят на стульчиках. Шарфики для завязывания глаз висят на спинках стульев.
- Ребята, недавно в одной книге я прочитала очень интересную загадку. Как я ни думала, ни гадала, так и не смогла ее разгадать. Может у вас получится…
Брат с братом
Через дорожку живут,
А друг друга не видят. (глаза)
- Эх, действительно, глаза. Вы молодцы, что отгадали. А для чего нам нужны? (ответы детей). А уши? (ответы детей) А зубы? (ответы детей)
Основная часть (деятельностный этап).
Блок 1. Зачем нам два глаза и два уха.
- Ребята, вы когда – нибудь задумывались над тем, зачем нам два глаза и два уха? (предположения детей).
- Давайте закроем одно ухо рукой. (педагог слегка ударяет ложкой по столу). Вам что – нибудь было слышно? Теперь закроем один глаз рукой. Вам что – нибудь видно? (да)
- Тогда зачем нам два уха и два глаза? Ведь вы только что убедились, что все хорошо слышно одним ухом и хорошо видно одним глазом (умозаключения детей).
- Давайте снова закроем один глаз. Теперь откройте этот глаз и закройте другой. Опять видно? Догадались, зачем нам два глаза? (чтобы помогать друг другу)
- Значит, вы считаете, что два глаза помогают друг другу и два уха делают то же самое.
Блок 2. Вместо глаз могут работать руки.
- А если один орган почему – либо не может работать, могут ли его заменить другие органы? Например, совсем темно, ничего не видно. Может ли какой – нибудь другой орган заменить глаза? (ответы детей)
- Вот это мы сейчас и проверим.
Далее группа делится на две части. Первая группа детей завязывает глаза шарфиками. Дети второй группы помогают.
- Сейчас я что – то принесу и поставлю среди вас. Вы должны нащупать этот предмет, а затем определить, что лежит внутри. Каждый определенный предмет кладите рядом с собой.
Педагог вносит таз с предметами и ставит его достаточно резко на пол – так, чтобы раздался стук. Ориентируясь на звук, дети передвигаются к тазу, находят предметы и определяют их на ощупь. Поскольку предметов много, каждый ребенок успевает вынуть и определить 2 – 3 из них. Дети 2-ой команды наблюдают за работой 1-й, анализируют ситуацию, следят, как можно определить предмет без помощи глаз.
- Развяжите глаза и посмотрите, правильно ли вы определили предметы. Теперь завязывают глаза дети 2-й команды.
Педагог вносит второй таз. Работа повторяется.
- Ничего не понимаю. Вы сказали, что никакой орган не может заменить глаз, а сами правильно называли предметы, хоть не видели их. Как же так? Может быть, какой – то орган работал вместо глаз? (пальцы, руки, кожа)
- Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики.
Блок 3. Вместо глаз могут работать уши.
- Сейчас поставим еще один опыт. Я зайду за ширму и буду там что – то делать. Ваша задача – узнать, что я делаю.
Педагог последовательно совершает ряд действий: мнет бумагу, переливает воду из одного стакана в другой, размешивает ложкой «чай», звонит в колокольчик, разрывает кусочек ткани, кашляет, играет на металлофоне, стучит брусочками. Дети каждый раз называет действия. Если дети не поняли, педагог повторяет действие еще раз.
- Я опять ничего не понимаю. Вы же не видели, что я делала. Что же заменил вам глазки? (ответы детей)
Блок 4. Нос может быть заменен ртом.
- Давайте покажем, как мы дышим. А если у вас насморк, и вы не можете дышать через нос, что делать? Проведем опыт: зажмите нос рукой и дышите. Что заменил вам нос? (ответы детей)
Блок 5. Язык и нос заменяют друг друга.
- Все снова завяжите себе глаза. Перед вами стоят тарелочки. Я положу в них что – то съедобное. Определите без помощи глаз, что это такое (поняв суть задания дети должны сами придумать методику решения экспериментальной задачи).
- Какой орган работал вместо глаз? (язык). Я вам снова положу что – то съедобное, но теперь определите это «что-то» без помощи языка: в рот его не берите.
Дети самостоятельно приходят к решению задачи. Только в крайнем случае, если ребенок совсем растеряется, он может молча поднести руку к носу.
- Развяжите глаза. Проверьте, правильно ли вы назвали предметы? Какой орган заменил вам и глаза, и язык? (нос)
Блок 6. Чем можно заменить руки и ноги.
- Представьте себе, что вы сидите в засаде в кустах. Надо перебраться с этого места на другое. А вставать и идти нельзя, вас сразу же заметят враги. Как вы будете перемещаться без помощи ног? (дети придумывают и реализуют свои варианты – ползут при помощи рук)
- Вам надо срочно написать записку товарищу, а руки заняты. Давайте пересядем за столы. Спрячьте руки за спину. Вот вам карандаши и бумага. Напишите что – нибудь любыми способами.
- Итак, какими органами можно заменить руки? (ответы детей) А ноги? (ответы детей)
Блок 7. Чем можно заменить речь.
- Коля и Вася, встаньте далеко друг от друга. Вы в разведке. Разговаривать нельзя, а Коля хочет позвать Васю к себе. Как ты это сделаешь? (путем рассуждений дети начинают использовать жесты)
- Теперь Саша и Миша разойдутся в разные концы комнаты и будут переговариваться друг с другом с помощью жестов. Мы постараемся понять, что скажут друг другу.
- Чем можно заменить речь? (жестами)
Заключительная часть (рефлексивный этап)
- Что нового и полезного мы узнали сегодня?
Литература:
А. И. Иванова «Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду.»: М., Творческий Центр «Сфера», 2010; стр. 124 – 127.