Татьяна Никифорова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Лесная полянка»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Продолжать формировать звуковую культуру речи, закрепить правильное, отчетливое произношение звуков «з», «ж», «ш», «с».
Программное содержание:
• Продолжать учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: з – ж, ш – с.
• Продолжать учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
• Закреплять умение использовать в речи слова-обобщения.
• Упражнять в образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Лесная полянка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать умение слушать вопросы, загадки и находить на них ответы.
• Вызвать к героям сопереживание и желание им помочь.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Предварительная работа:
• Рассматривание альбома «Дикие животные».
• Дидактические игры: «Кто, где живет?», «Что, где растет?», «Куда пойдешь, что найдешь?».
• Беседы: «О временах года», «Об осенней одежде людей».
• Чтение художественной литературы о диких животных: Соколов-Микитов «Медвежья семья», Д. Зуев «Тайны леса», Г. Скребицкий «Белка», «Заяц», «Еж».
Словарная работа: листопад, грибочек, листочек, веточка, лисенок, медвежонок, ежонок, цветочек, травушка, жучок и т. д.
Материалы и оборудование: экран; ноутбук; мягкие игрушки (белка, зайчик, ежик).
Методические приемы:
• Приглашение на прогулку (сюрпризный момент)
• Беседа о погоде на улице
• Динамическая пауза: «Одеваемся на прогулку»
• Сюрпризный момент «Встреча с совой»
• Дидактическая игра «Определи место звука в слове»
• Сюрпризный момент «Встреча с белочкой»
• Словесная игра: «Назови одним словом»
• Физкультминутка
• Сюрпризный момент: «Встреча с зайчиком»
• Словесная игра «Скажи ласково»
• Сюрпризный момент: «Встреча с ежиком»
• Дидактическая игра: «Загадаю – отгадай»
• Двигательное упражнение: «По листьям побежали»
• Возвращение в детский сад
• Анализ
Ход:
(Дети входят в зал, на экране заставка «Осенний лес»)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем, что воспитанные и вежливые люди говорят друг другу при встрече? (Здравствуйте). Проходите, пожалуйста, вперед, встаньте полукругом и взгляните на экран. (На экране заставка «Листопад»)
Пролетело лето красное, наступила осень. Тихо сейчас в лесу, попрятались насекомые, улетели на юг перелетные птицы, и лишь разноцветные листья с шелестом падают с деревьев, и, кружась в воздухе, ложатся на землю.
Посмотрите, какой интересный листочек залетел к нам. А на нем послание. Давайте, почитаем!
«Здравствуйте, девочки и мальчики старшей группы детского сада № 9!
Мы – лесные жители : звери и птицы. У нас в лесу открылась лесная школа.
И мы приглашаем вас познакомиться и поиграть вместе. Будем очень рады встрече».
Воспитатель: Ну что, ребята, принимаем предложение? (Ответы детей).
Тогда нам нужно теплее одеться, ведь на улице осень, а осенью в лесу холодно, и отправиться в путь. А какую одежду носят люди осенью? (Ответы детей). Молодцы, правильно! Давайте одеваться (Выполнение движений по тексту).
Осенью становится холодно,
Но мы пойдем гулять.
Я надену шапку,
Я надену куртку,
Я надену шарфик, потуже завяжу,
А потом красивые, яркие и теплые
Рукавички-варежки на руки натяну!
А на ножки надену я сапожки!
Ну, вот мы и готовы к прогулке. Теперь закройте глаза, три раза повернитесь вокруг себя, и скажите волшебные слова:
«Вокруг себя повернитесь
В осеннем лесу очутитесь».
А теперь все вместе: (Дети произносят «волшебные» слова)
Откройте глазки. Мы с вами очутились в осеннем лесу. Чувствуете, какой здесь свежий воздух? Давайте, ощутим полной грудью, как здесь легко дышится. Ребята, в лесу нельзя шуметь, ведь звери очень пугливы. Поэтому, если мы будем шумно себя вести, мы не сможем увидеть лесных жителей.
Вот прекрасная полянка, присаживайтесь, будем отсюда наблюдать.
Посмотрите, а кто это к нам прилетел?
Сова: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей).
Я давно уже вас жду. Мне хотелось бы посмотреть, какие вы умные ребята. Скажите, а вы знаете песенку комарика?
Дети: З-з-з!
Сова: А песенку жука?
Дети: Ж-ж-ж!
Сова: А песенку ветра?
Дети: Ш-ш-ш!
Сова: А песенку водички?
Дети: С-с-с!
Воспитатель: Мудрая Сова, я знаю, что ты преподаешь в лесной школе и очень много знаешь. А наши дети тоже много чего знают. Например, умеют слышать все эти звуки, которые мы только что называли, в словах, и даже назвать, где – в начале, середине или в конце слова они находятся.
Сова: Очень бы хотелось услышать.
Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите: звук «З» – песенку комарика.
«ЗАЯЦ» (Дети хлопают). А где вы слышите звук «З» : в начале, середине, или конце слова? (Ответы детей).
«СНЕГ»…
«РОЗА»…
А теперь вы придумайте слова со звуком «З» в начале слова (Ответы детей).
Хорошо! А теперь вспомните слова со звуком «З» середине слова (Ответы детей).
Молодцы!
Теперь я буду называть слова со звуком «Ж» (песенка жука).
«ЖИВОТ» (Дети хлопают). Где вы слышите звук «Ж» : в начале, середине, или конце слова? (Ответы детей).
«БЕЛКА»…
«СНЕЖИНКА»…
Теперь вы. Сначала придумайте слова со звуком «Ж» в начале слова (Ответы детей).
Хорошо! А теперь вспомните слова со звуком «Ж» середине слова (Ответы детей).
Молодцы!
Я называю слова со звуком «Ш» – песенкой ветра.
«ШАПКА», «САПОГИ», «ШИШКА».
Теперь вы назовите слова со звуком «Ш» в начале, середине и конце слова (Ответы детей).
А теперь я называю слова со звуком «С» :
«САМОЛЕТ», «ДЕРЕВО», «ГУСЬ».
А теперь снова вы назовите слова со звуком «С» в начале, середине и конце слова (Ответы детей).
СОВА: Какие вы молодцы! Мне очень понравилось играть с вами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Извини, сова, наша прогулка продолжается, мы пойдем дальше. До свидания!
(Появляется белка)
Белка: Стойте-стойте! Не уходите! Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, белочка!
Белка: Я приготовила для вас интересную игру. Называется она «Назови одним словом». Я буду называть вам слова, а вы мне подскажите, как их можно назвать одним словом.
«БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЕЛЬ, РЯБИНА»
Дети: Деревья.
Белка: «ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, СОВА, ЛАСТОЧКА, ГОЛУБЬ»
Дети: Птицы.
Белка: А теперь я называю обобщающее слово – «ЦВЕТЫ», а вы их попробуйте перечислить. (Ответы детей)
Белка: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (Ответы детей)
Белка: «ИГРУШКИ» (Ответы детей)
Воспитатель: Белочка, спасибо тебе за игру! Но нам пора идти дальше. Я думаю, что нас еще кто-то ждет. До свидания, белочка!
Физкультминутка:
Покажите мне, ребята, как в лесу живут зверята.
Как лисенок просыпается, как бельчонок умывается.
Как зайчонок поскакал, как волчонок пробежал.
Как ежонок и ежиха собирают ежевику.
Только медвежонок спит, просыпаться не спешит.
(Дети сопровождают текст соответствующими движениями).
Воспитатель: А кто это выглядывает там из-за пенечка?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Здравствуй, зайчик! Ребята, зайчик весь дрожит. Боится нас. Но мы ведь не будем обижать зайчика. Правда? Мы очень добрые ребята. И пришли с ним поиграть.
Зайчик: Я очень хочу с вами поиграть. А игра называется: «Скажи ласково».
«ГРИБ – ГРИБОЧЕК, ЛИСТ – ЛИСТОЧЕК, ВЕТКА – ВЕТОЧКА, ЯГОДА – ЯГОДКА,ТРАВА – ТРАВКА,ТРАВУШКА, ЖУК – ЖУЧОК, ЕЛЬ – ЕЛОЧКА, ЦВЕТОК – ЦВЕТОЧЕК».
Зайчик: Какие вы молодцы, ребята! Мне очень понравилось с вами играть!
Воспитатель: Ребята, прогулка наша продолжается. Мы пойдем дальше.
Зайчик: До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за комочек лежит под елкой? (Ответы детей).
Ежик: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, ежик!
Ежик: Ах, ребята, я вас так ждал! Мне мудрая сова подарила книгу с загадками. А я ну ни одну не могу отгадать. Ребята, помогите мне, пожалуйста!
Проводится дидактическая игра: «Загадаю – отгадай».
1. Рыжая плутовка, спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та, а зовут ее … (лиса)
2. Рыже-огненный комочек, с хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет. Был он там, теперь уж тут.
Быстрый он, как стрелочка, так ведь это … (белочка)
3. Лежала между елками,подушечка с иголками,
Тихонечко лежала, потом вдруг побежала… (еж)
4. Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед. Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
5. У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (заяц)
6. Серый, страшный, и зубастый. Произвел переполох.
Все зверята разбежались. Напугал зверят тех … (волк)
Ежик: Молодцы, ребята! Как же вы мне помогли!
Воспитатель: Мы очень рады, ежик, что помогли тебе, но к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад.
Ежик: До свидания, ребята! Приходите к нам еще!
Дети: До свидания, ежик!
Двигательное упражнение
Листья, листья, желтые листья.
Засыпают нас всех.
Друг за другом встали.
И по листьям побежали.
И до садика добежали.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.
Скажите, где мы с вами гуляли?
Кого мы встретили в лесу?
Чем мы им помогли?
Вам понравилась прогулка?
А с кем больше всего понравилось играть?
(Ответы детей)