Ольга Солодкая
Конспект занятия для работы по формированию количественных представлений в период счетной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста по ФЭМП
Тема: "Число 3 и цифра 3".
Цель: формировать представление о числе 3. Познакомить с цифрой 3.
Задачи:
- учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов;
- развивать воображение, мышление, активизировать словарь;
Публикация «Конспект занятия для работы по формированию количественных представлений в период счетной деятельности» размещена в разделах
- воспитывать умение выполнять задание сообща. организованность, ответственность, аккуратность.
Дидактические материалы и оборудование:
Демонстрационный: ПК, проектор, экран, презентация, набор детской посуды, жёлуди.
Раздаточный материал: цифровые карточки (в пределах 3, дидактические наборы "Волшебные дорожки" (по количеству детей, счётные палочки, карточки "Строим крыши".
Предварительная работа : чтение сказок "Три медведя", " Три поросенка", чтение стихов С. Я. Маршака "Веселый счет".
Ход НОД:
1. Воспитатель приветствует детей.
Здравствуйте, ребята.
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
2. Воспитатель: Сегодня с Вами мы отправимся в путешествие по сказке. А помогут нам в этом путешествии наши друзья. Отгадайте, кто они.
Загадывает загадку
Высока, как палочка,
И с хвостиком большим,
Всегда повсюду первая цифра.?
(Дети отвечают - единица и показывают соответствующую карточку).
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что есть по одному.
(Дети отвечают - мама, солнце, луна и т. д.)
Воспитатель:
Светит солнце, пруд цветет,
Лебедь по нему плывет,
Ближе он подплыл едва -
Оказалась цифра…
(Дети отвечают и показывают карточку с цифрой 2).
Воспитатель предлагает вспомнить, что у нас по два.
(Дети отвечают - по две ноги, руки, по два глаза и по два уха).
Воспитатель: Ребята,а сколько желаний исполняет золотая рыбка?
(Дети - три желания)
Воспитатель предлагает детям вспомнить где мы встречаем число 3.
(Дети отвечают - у светофора три глаза, у треугольника три угла и три стороны, в сказках есть Тридевятое царство и т. д.)
Воспитатель демонстрирует карточку с цифрой:
А за двойкой – посмотри
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков
Состоит из двух крючков.
Педагог предлагает детям найти карточку с цифрой 3 на столах, рассмотреть ее внимательно, обвести пальчиками. Просит нарисовать тройку в воздухе.
Воспитатель: ребята эта цифра поможет нам угадать в какую сказку мы с вами сейчас отправимся!
Зачитывает детям загадку:
Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком, вместо туфелек копытца.
Трое их - и до чего же братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Воспитатель: Правильно. Это сказка "Три поросенка". Сегодня мы отправимся в гости к трем поросятам. А попасть в эту сказку нам помогут волшебные дорожки.
3. Дидактическая игра "Волшебные дорожки"
На экране появляется наглядный образец волшебной дорожки, каждому ребенку раздаётся набор из 3 геометрических фигур.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
- Ребята, из каких фигур состоит волшебная дорожка?
- Сколько всего фигур? (Три)
- Какого цвета каждая фигура?
- А теперь, ребята, я предлагаю вам выложить волшебные дорожки.
Далее детям предлагается выложить дорожки в определённой последовательности с опорой на наглядный образец на доске. По окончании выполнения задания детям предлагается проверить у друг друга правильность выполнения задания.
- Только те, кто правильно выложит дорожку, окажется в сказочном лесу.
- Молодцы, всем удалось правильно выложить дорожки. Но чтобы по ней добраться в лес, нужно произнести волшебное заклинание. Нам нужно вместе произнести следующее: "Один, два, три – дорожка в лес меня неси".
- А теперь закрываем глаза, когда я досчитаю до 3 – глаза открываем.
В это время на экране появляется слайд с тремя поросятами.
Воспитатель: 1,2,3 – открываем глаза. Вот мы и попали в сказку к трём поросятам. А кто мне скажет, как зовут поросят из сказки?
( Дети называют имена поросят: Ниф - Ниф, Нуф - Нуф, Наф -Наф).
Воспитатель: посмотрите, какие поросята грустные. Здесь побывал волк и сдул крыши с домиков поросят. Давайте поможем им заново построить крышу.
Дидактическая игра "Строим крышу"
Детям раздаются карточки "Строим крыши"
- Вначале мы будем ремонтировать домик Нуф-Нуфа, это домик синего цвета. Для этого нам понадобится строительный материал – цветные палочки.
- На какую фигуру похожа крыша домика?
- Для того чтобы построить крышу, нам понадобится три палочки. Берем три палочки и строим крышу. Далее по образцу.
- Молодцы, ребята. Мы помогли поросятам отремонтировать их дома. Теперь крыши будут прочными и волк их не сдует.
- А теперь после трудной работы мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка "Поросенок пятачок"
Поросенок пятачок отлежал себе бочок,
Встал на ножки, потянулся, (потянулись)
А потом присел, прогнулся, (имитируем движения)
И на ножках поскакал, и руками помахал (имитируем движения)
А потом опять прилег но уже на левый бок (сложили ручки, положили под подбородок)
Дидактическая игра "Угощаем жёлудями"
Воспитатель:
- Вот мы с вами и отдохнули. А наши поросята проголодались. Вспомните, ребята, что же любят кушать поросята? (Желуди).
- А теперь угостим поросят вкусными жёлудями. Накрываем на стол:
- Сколько тарелочек нам нужно положить на стол?
- Сколько ложечек нам нужно положить?
- А теперь будем угощать поросят жёлудями.
Педагог раскладывает жё луди по тарелочкам: Ниф-Нифу – 3, Наф-Нафу – 2, Нуф-Нуфу – 1.
- А теперь давайте посчитаем, сколько желудей у каждого поросенка: считаем жёлуди в первой тарелочке и соединяем с соответствующей цифрой и т. д.
4. Подведение итогов:
Воспитатель:
- Молодцы ребята, со всеми заданиями мы справились, помогли поросятам, и даже угостили их желудями.
- А давайте вспомним, как же называется сказка, по которой мы сегодня путешествовали? (Три поросенка).
- А теперь нам пора домой, давайте попрощаемся с ними.
- Чтобы попасть домой, мы снова произносим волшебное заклинание: "Один, два, три – дорожка домой меня неси". Закрываем глаза, вот мы и дома.
5. Рефлексия:
"Корзинка знаний"
Воспитатель: а теперь, ребята, давайте вспомним, какие задания мы сегодня с вами выполняли. Если вы справились со всеми заданиями, то положите красное яблочко в корзину. Если с заданиями не справились, положите зеленое яблочко. Если вы сделали не все задания, вам приходилось просить помощи, то тогда положите желтое яблочко.
Дети подходят по одному и рассказывают корзинке, что они запомнили в ходе занятия, и кладут своё яблочко.
Библиографический список
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с: ил.
2. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова Д. А. и др. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия : Для студентов средних педагогических заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия». 1998. - 160 с.
3. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников : конспект лекций/Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
4. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. Автор: В. А. Позина, И. А. Помораева. Правообладатель: Мозаика-синтез, 2007. - 70 стр.
5. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., «Просвещение», 1974.- 368с.
6. Л. С. Метлина. Математика в детском саду. М. : «Просвещение», 1984. 59стр.
7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
8. Петрова В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста/Каз. федер. ун-т. - Казань, 2013. – 203 с.
9. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Средняя группа. Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л. Л. - М. : Центр педагогического образования, 2015. - 320с.