Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширить знания о птицах нашего региона; систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта; развивать связную речь, память, мышление; воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Материалы и оборудование: атлас "Природа", демонстрационные картинки "Зимующие птицы", "Перелетные птицы", распечатки с заданиями, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц.
Педагог: Почему стало мало птиц?
Дети: Исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.
Педагог: Куда улетают птицы осенью?
Дети: На юг.
Педагог: Как называются птицы, которые улетают на юг?
Дети: Перелетные птицы.
Педагог: Каких вы знаете перелетных птиц? (Ответы детей.)
2. Основная часть.
Беседа "Птицы нашего региона"
Педагог: Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, соловьи, жаворонки. Они улетают в конце августа, так как пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
В золотые осенние дни собираются к отлету журавли. Покружатся они над родным болотом, соберутся в косяки и потянутся в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный - вожак.
Позже всех улетают дикие гуси и утки, когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
Сейчас задание для вас: найдите на доске и назовите быстрокрылых насекомоядных птиц. (Ребенок отвечает у доски.)
Верно, эти птицы улетают на юг первыми.
А теперь найдите и назовите водоплавающих птиц? (Ребенок отвечает у доски. )
Верно, эти птицы улетают на юг позже остальных.
Педагог: Ребята, чем отличаются птицы от других животных? (Ответы детей. )
Педагог (обобщает ответы детей): У птиц есть клюв, крылья, две лапки, их тело покрыто перьями.
А сейчас предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Прилетели птицы!».
Слушайте внимательно, если я называю птицу нужно загибать пальчик, а если
нет, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают. )
Педагог: Что не правильно?
Дети: Мухи.
Педагог: А мухи - это кто?
Дети: Насекомые.
Педагог: Вы правы. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают.)
Педагог: Начинаем снова…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Если дети не обращают внимание на куниц, то педагог объявляет счет. )
Педагог: Один ноль в мою пользу. Куницы - вовсе не птицы. Продолжаем…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совы-плюшки… (Дети хлопают. )
Педагог: Что такое? Не плюшки, а совы-сплюшки!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки… (Дети хлопают и говорят что комары это насекомые.)
Педагог:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Педагог: Ребята, как вы сказали тело птиц покрыто перьями. А знаете ли вы для чего птицам перья? (Ответы детей.)
Педагог: Верно длинные перья служат птицам для полета, а маленькие короткие перышки и пух защищают птиц от холода и сырости. Все ли птицы улетают осенью в теплые края? (Нет. )
Педагог: Как мы называем птиц, которые зимуют рядом с нами?
Дети: Зимующие птицы
Педагог: Многие птицы остаются зимовать на том же месте. Они как бы осели и никуда не улетают. Поэтому их еще называют оседлые.
Педагог: Каких зимующих, оседлых птиц вы знаете?
Дети называют зимующих птиц нашего региона.
Игра «Четвертый лишний»
Педагог: Сейчас мы поиграем в иргу, которая называется «Четвертый лишний». Вам нужно будет догадаться, какая птица из четырех лишняя и объяснить почему.
Проводиться игра с использованием демонстрационных картинок.
Игра малой подвижности «Летят перелетные птицы»
Педагог: Сейчас каждый из вас станет перелетной птицей, и полетит на юг. Юг будет у нас в учебной зоне, каждая птица улетит в свое гнездышко за столом. Кто какой птицей станет, вы сейчас узнаете. Я раздаю вам карточки с изображением птиц. Вы смотрите, запоминаете и возвращаете карточку мне. Затем я буду называть птиц, и те птицы, которых я назвала летят на юг.
Педагог: Перед вами листочки с заданиями. В первом задании. нужно соединить линией зимующих птиц с кормушкой, а перелетных обвести в кружок.
Далее вам надо нарисовать птицу (птиц) на кормушке.
Педагог: Молодцы, ребята, с заданиями справились!
3. Рефлексия.
Ответы на вопросы:
• А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
• Как можно проявить о них заботу зимой?
• Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Педагог: Действительно, зима - трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать насыпать в них корм. Это очень полезное дело.
Список использованных источников
1. Природа. Первый атлас для детей. - М. : ООО «Свежий ветер», 2023. - С. 24-27.
2. Демонстрационные картинки «Зимующие птицы» - М. : ООО «ИД Сфера образования».
3. Демонстрационные картинки «Перелетные птицы» - М. : ООО «ИД Сфера образования».