Ольга Першина
Конспект НОД для детей средней группы «Ценность огня в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование:
бумажный лист "записка", свеча, кукла – мышка, ширма, птица Ра, круги Лулия, красный шар, альбом с рисунками "Огонь в сказках".
Задачи:
1. развивать у детей познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдения за реальными природными объектами – огнём, практического экспериментирования с ним, и выявления в них основных стихий Мира.
2. закрепить у детей умение устанавливать причинно – следственные связи между собственными действиями с огнём и их последствиями (как позитивными, так и негативными).
Публикация «Конспект НОД для детей средней группы „Ценность огня в жизни человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
3. продолжать формировать у детей представление о том, что играть с огнём нельзя, потому что это очень опасное занятие.
4. развивать диалогическую речь, правильно отвечать на вопросы, активизировать в речи детей слова : огнетушитель, дуновение, Рарог. Закрепить умение детей активно использовать в речи интонацию радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов.
5. воспитывать у детей доброе отношение друг к другу и к окружающим людям, доставлять им радость, поддерживать добрый жизненный огонь в себе.
Ход:
(дети входят в группу, садятся на стулья)
Воспитатель: - Сели прямо, спинки выпрямили. Молодцы!
(Стук в дверь).
Воспитатель: - Ой, кто это там?
(На ширме появляется мышка).
Мышка: - Это – я, Мышка, на улице холодно, сыро, а тут смотрю – детский сад, а в нём окна открыты, проветривают, вот я и пробралась к вам погреться, а за мной тут ещё лист какой-то увязался. Вон он так и висит на стекле, прилип что ли.
Воспитатель: - Ну, хорошо, Мышка, оставайся, погрейся и послушай.
Ребята, смотрите, и, правда, прилип лист. Давайте снимем его, посмотрим – какой он, какого цвета?
Дети: - Оранжевый.
Воспитатель: - Вспомните, ребята, какого ещё цвета мы с вами видели листья осенью?
Дети: - Красные, жёлтые, оранжевые, бордовые.
Воспитатель: - Да, такие же, как и этот последний осенний листок, совсем – совсем сухой. А вспомните, сколько было на нашем участке таких же сухих разноцветных листьев?
Дети: - Листьев было много – много.
Воспитатель: - И что же мы с вами делали?
Дети: - Собирали листья в кучи, жгли костёр.
Мышка: - А для чего вы это делали?
Воспитатель: - Ребята, зачем мы с вами собирали и сжигали листву?
Дети: - Вместе с листвой сжигали вредителей, которые портят траву и кору деревьев, а еще прощались с летом, готовились к встрече зимы.
Мышка: - Расскажите мне про ваш костёр, какого он был цвета?
Дети: - Красный, жёлтый, оранжевый.
Мышка: - А как, наверное, интересно было самим жечь костёр. Мальчишки сами спички зажигали?
Дети: - Нет, костёр разжигали воспитатели.
Мышка: - А почему вы не сами спички взяли?
Дети: - Детям спички в руки брать нельзя!
Мышка: - Ну, а костёр хоть руками трогали?
Дети: - Нет, Мышка, близко у костра стоять нельзя, и огонь трогать руками тоже нельзя. Можно получить ожёг, будет больно.
Мышка: - А что, костёр горел у вас целый день до ночи?
Дети: - Нет, мы его потом засыпали песком и землёй.
Воспитатель: - Ребята, костёр мы песком засыпали, а спичку как можно потушить?
Дети: - Подуть, дуновением.
Воспитатель: - Мы, ребята, с вами знаем уже, что шалости со спичками опасны так же, как и с зажигалками, и свечками.
Все вы знаете, что скоро начнутся Новогодние праздники, а там тоже может случиться несчастье, если вместо электрической гирлянды на ёлку поставят свечи или повесят бенгальские огни, а фейерверк устроят прямо в квартире.
О том, как это может быть опасно, мы с вами сейчас посмотрим мультфильм.
(Дети смотрят мультфильм).
Воспитатель: - Что домовёнок Непослуха сделал неправильно?
Дети: - Запустил "ракетку" в квартире.
Воспитатель: - Что же случилось, когда "ракета" взорвалась?
Дети: - Все в квартире загорелось, Непослуха обжёгся.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, а ведь наш листочек тоже похож на маленький огонёк. (Рассматривают его.) Да, а листочек я вижу не простой, не просто так его к нам ветром забросило. На листочке записка, прочитаем её. Мышка, ты тоже послушай.
Потерял в лесу фонарик Светлячок.
Обыскал он каждый кустик и сучок.
Притомился Светлячок и сбился с ног,
Но нигде найти фонарика не смог.
Не придётся никогда теперь ему
Освещать дорогу к дому твоему.
Горько плачет и не знает Светлячок,
Что нашла пропажу Мышка и молчок.
Мышка спрятала фонарь в норе своей,
Потому что с ним светлей и веселей.
Долго плакать будут звери у ручья –
Ну, какой же Светлячок без фонаря.
Воспитатель: - Теперь, я, кажется, понимаю, почему листок за Мышкой следом прилетел. Мышка, это – правда, что ты фонарик забрала у Светлячка?
Мышка: - Ну, и что, и что я такого сделала, подумаешь, попользуюсь и отдам.
Воспитатель: - Как это – подумаешь? Ребята, давайте объясним Мышке – что она наделала. Почему звери в лесу расстроены?
Дети: - Темно, сыро, холодно, Светлячка жалко.
Воспитатель: - А для чего вообще нужен огонь?
Дети: - Чтобы зимой дома согреться, осветить жилище, приготовить или разогреть пищу; звери в лесу у костра греются.
Мышка: - В таком случае, он мне самой нужен, не отдам.
Воспитатель: - Мышка, а ты умеешь пользоваться огнём, и знаешь, что может случиться, если ты неправильно будешь с ним обращаться?
Мышка: - Ладно вам, чего тут уметь и знать, раз, раз и готово.
Воспитатель: - Мышка, ты не права, огонь, конечно, наш друг, но может стать самым опасным врагом. Об этом даже сказки есть. Мы с ребятами их прочитали и сделали вот такой альбом.
(Рассматриваем альбом).
1. Посмотрите внимательно на картинку и скажите - что это за сказка?
Дети: - Путаница.
Воспитатель: - Давайте озвучим эту картинку.
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
- Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
2. А на этом рисунке кто в облачко превратился?
Дети: - Снегурочка.
Воспитатель: - Как же так случилось?
Дети: - Через костер прыгнула и растаяла.
3. На этом рисунке – "Пожар" С. Маршака:
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
- Печку, Леночка, не тронь!
Жжётся, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок.
Лижет пол и потолок.
4. На этом рисунке – "Кошкин дом".
Воспитатель: - Вот, Мышка, что может случиться.
Мышка: - Ох, это просто сказки, в жизни такого не бывает.
Воспитатель: - И в жизни такое может случиться,
Мы с ребятами об этом игру знаем. Поиграем, ребята? Наша игра называется "Если возник пожар".
Воспитатель: - Раз, два, три, четыре –
У кого пожар?.
Дети: - В квартире.
Воспитатель: - Дым глаза стал застилать,
Ты не прячься…
Дети: - Под кровать.
Воспитатель: - Надо жизнь свою спасать –
Из квартиры…
Дети: - Убегать.
Воспитатель: - Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…
Дети: - Утюг?
Воспитатель: - Красный отблеск побежал.
Кто со спичками…
Дети: - Играл?
Воспитатель: - Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над…
Дети: - Газом?
Воспитатель: - Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жёг…
Дети: - Листву?
Воспитатель: - Кто бросал в костёр при этом
Незнакомые…
Дети: - Предметы?
Воспитатель: - Помни каждый гражданин
Это номер…
Дети: - 01.
Воспитатель: - Дым увидел – не зевай
И пожарных…
Дети: - Взывай.
Мышка: - Как вы меня напугали, а как же это всё можно потушить?
Воспитатель: - Это тебе сейчас дети объяснят. А помогут нам в этом - круги Лулия.
Воспитатель: - Арина, загорелся телевизор,
Подбери, пожалуйста, чем тушить будем?
Арина: - Огнетушителем, это электроприбор.
(Дети подбирают картинки к рисункам – что чем можно потушить).
Мышка: - А если вдруг дом гореть будет, кто его потушит?
Дети: - Пожарные.
Мышка: - А как они узнают?
Дети: - Надо позвонить 01.
Мышка: - И на чём они приедут?
Дети: - На пожарной машине.
Воспитатель: - У пожарных машина красного цвета.
Мышка: - И если они не успеют – все сгорит?
Воспитатель: - Да, Мышка.
Мышка: - Ой, ребята, надо, наверное, вернуть фонарик, а - то как бы чего не случилось. Скорее побегу домой, я ведь его не выключила, отдам фонарик Светлячку. Пусть светит для всех.
Воспитатель: - До свидания, Мышка.
Мышка: - До свидания.
Воспитатель: - Представляете, как обрадуется Светлячок, когда Мышка вернет ему фонарик. Давайте и мы вместе с ним порадуемся, есть короткое радостное слово – ура, красота, какая радость. Кричим все вместе – ура!
Воспитатель: - Теперь Светлячок снова сможет всех радовать:
Вот горит над головой
Огонёк его живой –
Словно звездочка с небес
Вдруг упала в тёмный лес.
Огонёк его неярок,
Но в ночи он как подарок.
Станет капельку светлей
Этой ночью на земле.
(Зажигаю свечу).
Воспитатель: - А знаете, ребята, что в древних легендах огонь называли не иначе как Царь – огонь. Он спустился к нам с неба, дал тепло и свет людям. Они считали его – подарком солнца. Из старых, старых сказок я узнала, что у огня было свое имя, и звали его Рарог. Давайте повторим все вместе – Рарог. Жил он в очаге, его показывали людям в виде огненной птицы с искрящимися перьями, из клюва которой вырывалось пламя. Короткое имя огня – Ра мы с вами сегодня уже встречали в словах ура, радость, красота, красный. Давайте повторим все вместе – ура, радость, красота, красный.
Воспитатель: - Вспомните, какого цвета огонь?
Дети: - Красного цвета.
Воспитатель: - Красный цвет – это первый основной огненный цвет. Но мы с вами знаем, что огонь может жить не только в очаге или костре. Огонь еще живет внутри каждого из нас. Огонь человека можно почувствовать - если измерить температуру.
Ребята, а как сохранить огонь собственного тела зимой?
Дети: - Одевать тёплую одежду, пить горячий чай, включать отопление.
Воспитатель: - А кто вспомнит из наших бесед – как сохранить огонь души?
Дети: - Говорить добрые, хорошие слова, читать стихотворения, слушать добрую музыку.
Воспитатель: - А если человек не умеет говорить добрые слова, какой огонь у него в душе?
Дети: - Неживой, не греет этот человек своей добротой никого.
Воспитатель: - Так давайте в эти холодные дни согревать друг друга добрыми словами.
(Включить музыку).
Воспитатель: - Передаем птицу из рук в руки и говорим добрые слова. (спасибо, с праздником, радость, пожалуйста)
Воспитатель: - А как называют птицу, которая у вас в руках?
Дети: - Рарог.
Воспитатель: - Назовите слова, где встречается имя Ра. Какими добрыми словами мы попрощаемся с нашими гостями?
Дети: - Мы рады были вас видеть. До свидания. Здоровья, счастья, удачи.