Анна Куценко
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Моя Родина Нижняя Салда»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
для детей подготовительной к школе группы
по теме «Моя Родина – Нижняя Салда»
Цель:
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Программные задачи:
Образовательные: Дать детям представление, что такое Родина, родной край.
Формировать представления детей о малой Родине.
Уточнить и расширить знания о родном городе.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы „Моя Родина Нижняя Салда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закрепить знания детей о людях прославляющих наш город.
Учить узнавать и называть знакомые места на фотографиях.
Познакомить с картой и символикой родного города.
Развивающие: Развивать память, коммуникативные навыки.
Развивать связную речь, активизировать словарь по теме.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты: имеет представление о родном городе, о Свердловской области и России; знает понятие «символика», формулирует ответы на вопросы педагога.
Предварительная работа. Посещение достопримечательностей города: экскурсия в музей, по улицам города, в «Парк металлургов», к ближайшему водоёму. Чтение стихов о родном городе. Рассматривание фотографий, иллюстраций к книге «Нижняя Салда» изд-во: Урал 2000г. «Салда»
Г. К. Синькова. - /1980г. /
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: карта города Нижняя Салда, фотографии достопримечательностей города, символы города – герб Н. Салды. Видеофильм «Нижняя Салда».
Раздаточный: чёрно-белые силуэты герба Нижней Салды, фломастеры, цветные карандаши.
Ход НОД
Воспитатель обращается детям:
– Как называется страна, в которой мы живём? (Россия). На каком языке мы говорим? (На русском языке).
– Россия это страна. В каждой стране есть главный город. Какой главный город в нашей стране? (Москва – главный город или столица России).
– Что мы называем Родиной? (Это, то место, где мы родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья).
– Правильно! Молодцы! Послушайте стихотворение о Родине :
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
(В. Степанов)
Воспитатель: Место, где мы родились и есть Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. Недаром говорится «Всякому мила своя сторона», «Везде хорошо, а дома лучше», «Своя земля и в горе мила».
– Ребята, как называется город, наша родина? (Ответы детей).
– Вы любите наш город, свою родину? (Ответы детей).
Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своём городе, тем больше будем любить его. Давайте посмотрим фильм о нашем городе. (Просмотр видеофильма).
Воспитатель: – Из фильма вы узнали еще больше о нашем городе. Давайте поговорим о нём.
– Наш город большой или маленький? (Ответы детей).
– Назовите главную улицу нашего города. Может быть, кто-то из вас проживает на главной улице? (Ответы детей).
– Может быть, кто-то помнит, в каком году была основана Нижняя Салда? (1760г.)
– Скажите, какие заводы есть в нашем городе? (Нижнесалдинский металлургический завод, НИИмаш).
– Какие у нас есть достопримечательности? (Кедровая роща).
Правильно! Кедр и липа – символы Салды. Салда в переводе с вогульского означает «Липовая река».
– Какие виды транспорта есть в нашем городе? (Ответы детей).
– Если вы захотите побывать в другом городе, на чём вы поедете? (Ответы детей). Да, у нас есть ещё железная дорога – Нижняя Салда – Алапаевск.
– Назовите водоёмы Нижней Салды. (Нижнесалдинский пруд, реки: Салда, Тагил. многочисленные речки и болота (264 рек, речушек, ручейков, ключей).
– Давайте выйдем на центральную улицу нашего города. Наш город небольшой и мы пройдёмся по нему пешком.
Дети подходят к стендам, где размещены фотографии: администрации города, дома культуры, памятники героям войны, памятник В. Е. Грум-Грумжимайло, Поленову К. С., заводоуправление, образовательный центр школа № 10, магазины «Радуга», «Монетка», отделение полиции.
Проводится дидактическая игра «Узнай по фото», где воспитатель предлагает детям назвать здания и памятники города.
– Остановитесь у самых интересных достопримечательностей города.
Каким великим учёным поставлены эти памятники? (В. Е. Грум-Грумжимайло, Поленову К. С.)
– Что вы можете о них рассказать? (Они были известными металлургами. Поленов К. С. был заводским инженером. Грум-Грумжимайло В. Е. проектировал к строительству и пуску домны Нижнего Тагила. Они были очень умными и талантливыми учёными).
– Да нам есть кем гордиться. В нашем городе есть ещё памятники, что вы можете о них рассказать? (Это памятники героям Великой Отечественной войны и героям чеченской войны. Воины отдали свою жизнь в боях с врагами, чтобы нам с вами жить под мирным небом).
– Мы прошли мимо зелёного уголка нашего города. Давайте подойдём к этому месту и узнаем его. (Это «Парк металлургов»). Молодцы! Правильно! Вы бывали здесь с родителями? С кем вы ещё ходили в паре? На лодочках качались? (Ответы детей). Хотите покататься на каруселях?
Проводится подвижная игра «Карусели».
Еле – еле, еле – еле
Завертлись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише. Не спешите,
Карусель остановите.
Раз – два, раз – два
Вот и кончилась игра/
– Я приглашаю вас в это здание-музей, где можно посидеть и послушать рассказ о далёком прошлом нашего города. (Дети присаживаются на лавочки).
– Мы перенесёмся на много-много лет назад, в то время когда возник наш город. (Показать детям ланд-карту (копию) музея-краеведния 18века.
Много лет назад Никита Антуфьев смастерил из железа реки Нейвы оружие отменного качества и представил царю просьбу передать завод Невьянский в его владения. Царь Пётр I пожаловал особой грамотой тульского кузнеца и завод, и новую фамилию Демидов. В 1750г. императрица Елизавета отвела Демидову тульскому кузнецу на каменном поясе Салдинскую дачу, где в 1760г. возник Нижнесалдинский завод.
В марте 1758г. началось обследование русла реки Салды. Первые переселенцы в Салду были направлены вербовщиками из Армазсской деревни, вторые из Ветлужской деревни. В названиях улиц люди старались сохранить память о родных местах. В Нижней Салде улицу так и именовали Арзамасская. Сюда на Урал переселяли в основном беднейшую часть крестьян.
Вырывал Демидов с корнем крестьянские семьи из скупленных им имений в Нижегородской, Тельской и Черниговской губернии и заселял ими присалдинские деревни – Северную, Акинфиево, Нелобу, Никитино.
Всё больше и больше требовалось железа для расплавленных печей России. Рубили Уральскую тайгу. Очень жестокими правителями были Демидовские
приказчики, силой заставляли работать людей, следили за тем, чтобы они не бежали на вольные земли.
В середине 18 века дома (избы) рубились топором и строились из больших брёвен, окна были небольшие – из слюды или заменялись бычьим пузырём, а зимой забивали досками.
В 1910 году была построена железная дорога, были построены дома и казармы для ремонтных рабочих.
Во второй половине 19 века дома уже строились деревянные на три окна. В окнах стёкла. Украшали их карнизами, наличниками. Ворота украшали богатой резьбой.
Вот так зародился наш город. У нашего города есть герб (показать герб, отражающий его особенности.
В лазоревом поле серебряный с чёрными глазами и кончиком чёрного хвоста – горностай, скачущий по положенному в оконечности золотому поясу из пяти квадратных брусков, соединённых тонкой чертой, и держащий в передних лапах золотую рудоискательную лозу. Во главе щита золотая комета о пяти лучах с огненным хвостом того же металла. Щит увенчан золотой башенной короной о трёх зубцах. (Геральдическое описание герба).
Символика гербовой композиции
Противозубчатый пояс призван символизировать производство рельс и железнодорожной крепи, послуживших развитию города в прошлом и уникальное (крепь) для России в настоящем.
Горностай – знак чистоты для окрестных лесов, а черный кончик хвоста напоминает об углежогном промысле, давшем толчок в развитии региона в целом. Лоза в лапах зверя – напоминает о роли заводчиков Демидовых, а комета призвана служить знаком научной деятельности и разработок в области космической техники. Корона символизирует Закон.
Воспитатель: – Рассмотрите внимательно герб, запомните его цвета. Подойдите к столу и раскрасьте свой герб.
Воспитатель: – Молодцы! Вы сегодня хорошо постарались и все справились с заданием.
Много есть городов
На советской земле.
Деревень и посёлков немало.
Но мне снится один
Город в утренней мгле
В самом центре седого Урала.
Из далёких краёв,
Возвращаясь сюда,
Вижу ласковый взгляд твоих окон.
Ты меня принимаешь,
Родная Салда,
В материнском объятье широком