Инна Кирюхина
Конспект НОД в логопедической подготовительной группе детей с ОНР «Моя любимая Родина!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в логопедической подготовительной группе с ОНР.
Тема: «Моя любимая Родина!»
Цели занятия:
- создание условий для развития диалогической речи;
- создание условий для обогащения и активизации словаря по теме;
Публикация «Конспект НОД в логопедической подготовительной группе детей с ОНР „Моя любимая Родина!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- создание условий для закрепления умения в подборе однородных определений и сказуемых;
- создание условий для закрепления знаний о родственных связях и умения в подборе родственных слов к слову Родина;
- создание условий для закрепления навыка образования относительных прилагательных и согласования их с существительными в роде, числе и падеже;
- создание условий для закрепления навыка образования и употребления прилагательных в сравнительной степени;
- создание условий для развития долговременной памяти и мышления;
- создание условий для воспитания чувства патриотизма, любви к большой и малой Родине, гордости за нее.
Оборудование:
интерактивная доска; изображение карты России; презентация с изображением природы России: лес, тайга, степь, пустыня, вулканы, реки, озера; с изображением столицы России – города Москвы, столицы Республики Мордовии – города Саранска, города Рузаевка.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Психогимнастика "Приветствие"
Логопед: Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам,
Доброе утро - улыбчивым лицам!
Логопед: Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся друг с другом и нашими гостями!
Игра "Мы все знаем!"
На интерактивной доске появляется изображение карты России.
Логопед: Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?
Дети: Это карта.
Логопед: Какая страна изображена на карте?
Дети: На карте изображена наша страна Россия!
Логопед: У нашей страны такое прекрасное и красивое имя. Давайте назовем его еще раз.
Дети: Россия!
Логопед: А как называемся мы, жители России?
Дети: В России живут россияне!
Логопед: Наверное, вы знаете, как называется столица нашей страны?
На интерактивной доске появляются картины с видами города Москвы.
Дети: Столица нашей страны – город Москва!
Логопед: А как называется наша республика?
Дети: Республика Мордовия!
Логопед: Посмотрите на карту, вот здесь находится наша республика.
Логопед: А столицу нашей республики вы знаете?
На интерактивной доске появляются картины с видами Саранска.
Дети: Столица Республики Мордовия - город Саранск.
Логопед: А мы с вами живем, в каком городе?
На интерактивной доске появляются картины с видами города Рузаевки.
Дети: Мы живем в городе Рузаевка!
Логопед: Молодцы, все назвали правильно!
III. Основная часть
Чтение стихотворений детьми.
Логопед: Ребята нам приготовили стихи о России, Мордовии, о нашей Рузаевке.
"Наша Родина – Россия!"
Наша Родина - Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей,
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать.
О. Емельянова
"В России, средь березовых просторов. "
В России, средь березовых просторов
Полянка есть – Мордовия моя!
Она, как песня матери, с которой,
За горы уходил и за моря.
На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой.
Волну к волне соединяют реки:
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия! Любимая навеки.
Моя полянка – сторона моя!
А. Норкин
"Стихи о Рузаевке. "
Частичка Мордовии – Рузаевка наша,
Любимая школа, родительский дом.
Родные просторы, которых нет краше –
Все это мы Родиной милой зовем.
В. Зуботыкина
Беседа о Родине.
Логопед: На нашей планете Земля много больших, маленьких, красивых, интересных стран, везде живут люди. Но наша Россия – великая и прекрасная, единственная и неповторимая страна, потому что она наша Родина.
Ребенок читает стихотворение:
"О Родине. "
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка -
Это тоже Родина!
Т. Бокова
Логопед: Скажите, как вы понимаете слово «Родина»?
Дети: Родина – это то место, где мы родились. Где мы живем с папой и мамой.
Логопед: Да, правильно! Родина – значит родная, как мать и отец. Родина у каждого человека одна. Родиной мы называем свой город, свой край и республику, свою страну. В древнем русском языке так называлась семья, от слова «род».
Упражнение в подборе слов - признаков к слову Родина.
Логопед: Подумайте и назовите: какая она наша Родина?
Будем подбирать слова, которые отвечают на вопрос: какая?
Дети: Наша Родина огромная, необъятная, большая, бескрайняя, могучая, сильная, великая, богатая, единственная, красивая, родная, любимая, прекрасная, самая лучшая!
Упражнение в подборе слов - действий.
На интерактивной доске появляются картины с изображением природы и богатств России: лес, тайга, пустыня, степи, реки, озера, вулканы.
Логопед: Ребята, посмотрите, как прекрасна природа нашей страны. Лес, тайга, пустыня, степи, реки, озера, вулканы. Много природных богатств у нас в России. Эту красоту и богатства на протяжении всех веков сохранили для нас наши деды и прадеды, уберегли от врагов. Скажите, что мы должны делать, что бы наша Родина оставалась такой же богатой, красивой и сильной?
Дети: Должны любить ее, защищать, оберегать, заботиться, беречь, трудиться на ее благо, охранять леса, реки, поля; не давать загрязнять природу, не допускать пожаров.
Физкультминутка.
Физкультминутку дети проводят самостоятельно.
Жура-жура-журавель! – Дети идут по кругу.
Облетел он сто земель. – Машут руками.
Облетел он, обходил, - Высоко поднимают ноги.
Крылья, ноги натрудил. - Машут руками.
Мы спросили журавля – Попеременные хлопки.
«Где же лучшая земля?» - Сжимают, разжимают пальцы рук.
Отвечал он, пролетая, - Дети идут по кругу.
«Лучше нет родного края!» - высоко поднимают ноги, машут руками.
Упражнение в подборе родственных слов к слову Родина.
Логопед: У слова Родина много родственных слов. Родственные – это слова, которые имеют похожую общую часть слова. Эти слова похожи друг на друга. Даже есть небольшое стихотворение об этих словах:
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
И живем одной семьей.
Логопед: Давайте попробуем подобрать родственные слова к слову Родина.
Каким словом можно назвать маму и папу? – Дети: Родители.
Каким словом ты назовешь своих дядю и тетю? – Дети: Родственники.
Какой брат (сестра) у тебя есть? – Дети: Родной, двоюродный.
Кто населяет нашу страну? – Дети: Народ.
Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из земли? – Дети: Родник.
Логопед: Подумайте и скажите, какая общая похожая часть со словом Родина есть во всех этих словах?
Дети: Род!
Логопед: Значит все эти слова какие?
Дети: Родственные!
Логопед: Какие вы молодцы!
Упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных.
Логопед: В нашей большой стране много городов, поселков и деревень, даже столиц не одна, а в каждой республике и области. А сколько разных народов населяют нашу Россию. Давайте назовем.
Логопед: Город в России, какой город? – Дети: Российский город.
Логопед: Город в Мордовии, какой город? – Дети: Мордовский город.
Логопед: Деревня в России, какая деревня? – Дети: Российская деревня.
Логопед: Деревня в Мордовии, какая деревня? – Дети: Мордовская деревня.
Логопед: Столица России - Москва, какая столица? – Дети: Российская столица.
Логопед: Столица Мордовии - Саранск, какая столица? – Дети: Мордовская столица.
Логопед: Народ, живущий в России, какой народ? – Дети: Российский народ.
Логопед: Народ, живущий в Мордовии, какой народ? – Дети: Мордовский народ.
Упражнение в образовании сравнительной степени прилагательных.
Логопед: Сейчас поиграем в игру «А наша страна лучше!».
Я начинаю фразу, а вы заканчиваете.
Логопед: Есть страны большие. – Дети: А наша страна больше!
Логопед: Есть страны красивые. – Дети: А наша страна красивее!
Логопед: Есть страны родные. – Дети: А наша страна роднее!
Логопед: Есть страны богатые. – Дети: А наша страна богаче!
Логопед: Есть страны любимые. – Дети: А наша страна любимее!
Логопед: Есть страны огромные. – Дети: А наша страна огромнее!
Логопед: Есть страны лучшие. – Дети: А наша страна лучше!
Логопед: Есть страны прекрасные. – Дети: А наша страна прекраснее!
Логопед: Есть страны сильные. – Дети: А наша страна сильнее!
Называние пословиц и поговорок о Родине.
Логопед: Ребята, я вам давала домашнее задание с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о Родине.
Дети рассказывают выученные пословицы и поговорки:
Родной край – сердцу рай.
Всюду хорошо, а дома лучше.
Родина краше солнца, дороже золота.
Жить – Родине служить.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Чужбина – калина, Родина – малина.
Логопед: Ребята, чужбина – это чужая сторона, страна, земля.
III. Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Логопед: Ну, вот и подошло к концу занятие, на котором мы говорили с вами о нашей большой и малой Родине. Как вы думаете, какую Родину мы называем большой?
Дети: Нашу страну Россию.
Логопед: А какую малой?
Дети: Нашу республику Мордовию.
Логопед: Правильно, молодцы ребята! Давайте напоследок пожелаем что-нибудь хорошее нашей стране, нашей республике!
Ребенок читает стихотворение:
Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем.
Россия моя милая,
Мордовия родная,
Цвети и крепни с каждым днем!
Список используемой литературы:
1. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : «Издательство Гном и Д», 2008. – с. 33. – (Практическая логопедия).
2. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : «Издательство Гном», 2011. – с. 132. – (Учебно – методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).