Туяра Николаева
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Волшебный магнит»
Цель: развитие естественно- научных представлений детей старшего дошкольного возраста путем экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
-Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стеклянную поверхность, картон, пластик, песок и воду).
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы „Волшебный магнит“» размещена в разделах
-Пополнить словарь детей терминами : «магнетизм», «электроны» «магнетиты» «полюса магнита», «сила притяжения.»
Развивающие:
- Развивать стремление детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, поисковой активности, любознательности детей
-Развивать свободное общение со взрослыми и задавать вопросы.
- Обогатить словарный запас детей по формированию естественно- научных представлений.
Воспитательные:
- Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов: воспитывать умение детей работать в команде, сообща, умение обсуждать и договариваться.
Техническое оборудование: интерактивная доска «Колибри»
Демонстрационный материал:
Ход НОД:
Организационная часть.
Под музыку дети заходят в зал, становятся полукругом перед подушками.
Воспитатель:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
-Доброе утро!
Дети садятся на подушки.
Сюрпризный момент
Воспитатель: сегодня в наш детский сад приходил почтальон и оставил для нас письмо. Хотите узнать от кого? (Ответы детей) Давайте, скорей откроем и узнаем, что там. Воспитатель открывает письмо и зачитывает детям:
«Здравствуйте юные исследователи! Пишем вам мы, фиксики! Мы узнали, что вы очень любознательные дети и очень любите проводить разные опыты. Мы предлагаем вам сегодня отправится на экскурсию в нашу фикси- лаборатории, чтобы изучить один волшебный предмет под названием- магнит».
Воспитатель: Перед тем как отправиться в фикси- лабораторию повторим правила поведения в научной лаборатории. Внимание на экран (Слайд-презентация)
Воспитатель: Правила мы с вами повторили и теперь нам пора отправляться в лабораторию. На чем нам лучше добраться в лабораторию? (Ответы детей)
Динамическая пауза.
Но перед тем, как отправится в лабораторию надо немного отдохнуть.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки,
Вправо-влево наклонились
И еще раз повторили (наклоны в стороны)
Приседаем мы по счету
Раз, два, три, четыре, пять
Это нужная работа
Мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
Мы размялись от души
И на место мы спешим (Дети садятся обратно на подушки)
Вводная часть.
Воспитатель: Вместе с письмом фиксики нам отправили план нашего исследования. Внимание на экран (Слайд- презентация с демонстрацией центров в лаборатории)
Воспитатель:
Ребята, оказывается у фиксиков есть лабораторные центры, давайте посмотрим внимательно, что нам предстоит делать в этих центрах.
1. Центр- волшебный магнит. В этом центре лаборатории нам предстоит исследовать какие бывают магниты, чем отличается магнит от других камней и предметов.
2. Центр- свойства магнита. В этом центре мы уточним свои знания о свойствах магнита.
3. Центр- планета Земля и сила притяжения. В этом центре о силе притяжения нашей планеты.
4. Центр- сила магнита. В этом центре мы проведем испытания магнитов и проверим их силу, через какие предметы они могут проходить, а через какие нет.
5. Центр- творческая лаборатория магнита. В этом центре мы с вами будем готовить поделки с магнитами.
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы отправится в лабораторию фиксиков? (Ответы детей) Мы знаем, что ученые в лаборатории носят белые халаты, поэтому мы тоже оденем халаты.
Воспитатель: Ребята, скажите, на каком транспортном средстве будет удобнее добраться до лаборатории? (Ответы детей)
Под звук транспортного средства дети приезжают в фикси- лабораторию.
Основная часть.
Воспитатель: Вот мы приехали в фикси- лабораторию. И наша первая остановка в центре «Волшебный магнит». На столе лежат различные камни и разные виды магнитов. Дети трогают на ощупь все предметы и дают характеристики на каждый предмет (вес предмета, цвет, какие они на ощупь).
Воспитатель просит, отобрать из этих предметов магниты.
Воспитатель: кто мне скажет, что такое магнит? (Ответы детей) Магнит- это камень, электроны, которого смогли договориться между собой.
Воспитатель: На свете есть природные магниты, это природные камни
магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название).
Что такое природные камни? (Ответы детей) Эти камни, которые создала сама природа.
Воспитатель: Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому
человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из
этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу
магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Как можно
назвать камни, которые делает человек, а не природа? (Ответы детей) это искусственные камни.
Воспитатель: Да, значит, постоянные магниты – это, какие камни? (Ответы детей) Постоянные магниты – это искусственные камни.
Воспитатель: Мы отправляемся во второй Центр- свойства магнита.
Воспитатель: Вы знаете, что магниты отличаются от других камней и предметов. Назовите главное отличие магнитов? (Ответы детей) Правильно, магниты умеют притягивать металлические предметы.
Воспитатель: Чтобы проверить это, давайте проведем опыт. Перед вами лежат ёмкости, в которых находятся что? (Ответы детей : вода, песок, и крупа) Сейчас с помощью магнита мы попробуем достать предметы, которые находятся под водой, песком и крупой. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Итак, ребята вы провели опыт, скажите пожалуйста, какие предметы смог притянуть магнит (дети перечисляют). А теперь давайте посмотрим какие предметы остались в емкостях (дети перечисляют). Какой можно сделать вывод? (Ответы детей) Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Идем дальше в Центр - планета Земля и сила притяжения.
У нас есть магниты. Давайте попробуем соприкасаться своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Ответы детей. Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной
стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут
быть «южный» и «северный» полюсы.
Ответы детей. У нашей планеты Земля.
Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
Ответы детей : Круглой.
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Ответы детей : Земля притягивает к себе всё.
Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным). У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоединяйте их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Ответы детей : Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты
притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные
тоже.
Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем
одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят
дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью
магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у
магнита нашего. Дети определяют полюса. У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к другу, либо отталкиваются.
Воспитатель: Идем следующий Центр фикси- лаборатории. Центр- сила магнита. Мы уже знаем, что магнит умеет притягивать к себе металлические предметы. А сейчас мы проверим силу магнита. Может ли он притягивать предметы через препятствия.
На столе стоят «столики» со стеклянной поверхностью, пластиковой и деревянной. В нижней части «столиков» закрепляется магнит, на поверхности предмет с металлическим дном. Дети в игровой форме проверяют работает ли сила притяжения магнита через поверхности.
Воспитатель: Итак, ребята вы на собственном опыте проверили силу притяжения магнитов. Расскажите, мне через какие поверхности сила притяжения магнита работает, а какие нет (Ответы детей). Сила притяжения магнита работает через стеклянную поверхность, пластиковую, а через деревянную поверхность нет. Так как деревянная поверхность слишком плотная.
Воспитатель: И наш последний центр в фикси- лаборатории это- творческая лаборатория магнита. Из магнитов можно делать разные поделки и эксперименты. Сейчас мы с вами изготовим слаймы и магнитики. Дети выбирают кто, что хочет изготовить.
Звучит музыкальный сигнал.
Воспитатель: Дети, пришло время возвращаться обратно.
Рефлексия.