Олейникова Марина Петровна
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Путешествие в мир опытов и экспериментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. уточнять и расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды.
2. познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.
3. воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
4. развивать речь, мышление, любознательность; формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
5. развивать слуховое восприятие, внимание, память, способность анализировать;
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Путешествие в мир опытов и экспериментов“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
6. учить выполнять действия по устному алгоритму.
Оборудование: одноразовые пластиковые стаканчики (по 2 шт. на каждого ребенка, бусины (по 1 шт. на каждого, пена для бритья, пипетка, чайная ложка, гуашь/жидкий пищевой краситель, моющее средство, пищевая сода, уксус, подсолнечное масло, соль, марганцовка, жидкое мыло, перекись водорода, конфеты драже «M&Ms», бумажные полотенца/салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь – может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это? (Вода)
Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Послушайте стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, вода в реках, морях, океанах, озёрах, родниках, прудах, болотах, ручьях. Вода занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля.
А кому нужна вода? Насекомым, животным, человеку и т. д. Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода - это жизнь и воду надо беречь.
Вода – необходимо условие существования всех живых организмов на нашей планете. «Вода – дороже золота» - считали бедуины, которые всю жизнь кочевали в песках и знали цену глотка воды. Они понимали, что никакое богатство не спасет путника в пустыне, если иссякнет запас воды.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в свою научную лабораторию.
- Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
Вот и мы сегодня превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств.
Опыт 1.«Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей : Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Опыт 2 : Нам понадобится большая прозрачная емкость (банка, салатница, вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.
Опыт : Налейте в емкость воду и выдавите на нее пышные облака из пены. Затем капните пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите — из тучи скоро пойдет дождик.
Что происходит: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.
Опыт 3 : «Радужная пена» 5 стаканов по 3 ст. ложки воды и красители, добавить несколько капель моющего средства, помешать, следом добавить по 1 чайной ложке пищевой соды, помешать и следом уксус.
Опыт 4 : Банка с плавающими пузырьками. В воду добавьте подкрашенное подсолнечное масло. Желательно добавлять его так, чтобы не образовывалось больших пузырей масла. Посыпьте их солью, чтобы пузырьки опустились вниз. Постепенно соль будет растворяться, и пузыри масла начнут подниматься наверх. Добавьте ещё соли, чтобы масляные пузыри опустились обратно вниз.
Опыт 5 : Огромные «взбитые сливки» Этот детский эксперимент в какой-то степени похож на предыдущий. В растворённую в воде марганцовку добавьте немного жидкого мыла. При добавлении перекиси водорода начнётся активная реакция, в результате которой будет образовываться пена похожая на пушистые взбитые сливки или облачка.
Опыт : 6 «Откуда берется вода?» Необходимы ёмкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка. Предлагается накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Детям предлагается повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Воспитатель: Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, ребята, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)
На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов заканчивается. Всем спасибо за работу!