Мария Рахматурина
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста 4–5 лет «Перелетные птицы весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
с нарушением опорно – двигательного аппарата.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формирование представлений о перелетных птицах в весеннее время года.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знания у детей о признаках весны, изменениях в неживой природе с приходом весны;
Публикация «Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста 4–5 лет „Перелетные птицы весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
- формировать умение отвечать на вопросы полным (развёрнутым) ответом;
- закрепить знания детей о перелетных птицах: характерных особенностях внешнего вида, условиях жизни;
- упражнять в произношении согласного звука [Ч]);
- закрепить пространственные представления на плоскости: справа, слева, посередине, вверху, внизу, над, под;
- закрепить представления о геометрических фигурах, цвете и образе цифр в пределах семи;
- закреплять навыки конструирования по схеме.
Развивающие:
- развивать способность анализировать, делать выводы;
- развивать слуховое внимание, память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику;
- развивать общую моторику и речедвигательную координацию.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде, выслушивая ответы сверстников, не перебивать, контролировать свои действия;
- воспитывать заботливое и внимательное отношение к птицам.
Материалы и оборудование: мольберты, аудио – колонка, кукла, картинки с изображением признаков весны и перелетных птиц, элементы из игрового набора Фребеля, схемы для конструирования «Скворечник», картинки с изображением цветных геометрических фигур с цифрами, декорации «Деревья».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц, чтение художественной литературы А. Майков «Ласточка», В. Бианки «Грачи прилетели», В. Снегирев «Ласточка», «Скворец», беседа о перелетных птицах, разучивание пальчиковой гимнастики «Аист» и физкультминутки «Ласточка», д/и «Четвертый лишний», «Чей домик», «Что изменилось?», «Кого не стало?», рисование «Ласточка».
Ход образовательной деятельности
Вводная часть:
- Ребята, кажется, я слышу какие-то звуки….
Звучит музыка с пением птиц, звуками весны.
- Что вы слышите? (Ответы детей).
- В какое время года можно услышать такие звуки? (Ответы детей). Вы правы, весной можно услышать журчание ручейков, капель, пение птиц. Какие еще признаки весны вы знаете? (Ответы детей).
Основная часть:
- Ребята я предлагаю вам создать картину весеннего леса. Вы согласны?
- Я возьму первый рисунок – «березу» и прикреплю его в центр доски. А теперь предлагаю вам стать художниками.
Дидактическая игра «Нарисуй картину»
Дети по очереди подходят к мольберту и выбирают рисунок, размещают его по инструкции или по желанию с объяснением своего выбора.
- где нужно разместить солнце?
- расположи ель слева от березы;
- прикрепи изображение травы под елью;
- помести маленький подснежник справа от березы;
- где нужно расположить ручеек?
- расположи большой подснежник между березой и елью;
- помести большое облако справа от солнца;
- прикрепи маленькое облако слева от солнца.
- Молодцы! Посмотрите, какая красивая картина весеннего леса у нас получилась. Но на ней кого-то не хватает (Ответы детей). Конечно, птиц, которые вернулись к нам после зимы. Как называют таких птиц? (перелетными)
- А вы хотели бы сейчас оказаться в весеннем лесу? (Ответы детей).
- Я предлагаю вам сейчас отправиться в путешествие. На чем мы можем добраться до леса? (Ответы детей).
- В весенний лес мы сможем добраться на автобусе. Нас уже ждет водитель, а я буду вашим экскурсоводом. Я раздам вам билеты. Найдите свои места в автобусе с такой же фигурой и цифрой, как ваш билетик.
Дидактическая игра «Найди пару»
Дети садятся в «автобус».
- Вот автобус едет
По дорожке гладкой
Далеко, в весенний лес
Едут в нем ребята.
- Вот мы и приехали.
- Чтобы познакомиться с первым жителем весеннего леса, отгадайте загадку.
Воспитатель приглашает детей к дереву №1, загадывает загадку.
Загадка
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач-
Ест букашек разных….
(Грач)
- Давайте рассмотрим грача. Какие части тела есть у этой птицы? (голова, тело, клюв, крылья, лапы). Опишите внешность грача (тело покрыто перьями черного цвета, большой клюв серого цвета).
- Грачи умеют повторять различные звуки. Например, городские птицы, поселившись вблизи стройки, могут тарахтеть как техника.
- Я предлагаю вам превратиться в грачей и повторять звуки и слова за мной.
Чистоговорка «Грачи»
Ач-ач-ач –по полю ходит грач.
Оч-оч-оч – ходит день и ночь.
Чу-чу-чу –рады мы грачу.
Ча-ча-ча –мы заслушались грача.
- Молодцы, вы повторяли за мной, как настоящие грачи.
- Давайте продолжим наш путь.
Воспитатель приглашает детей к дереву №2, загадывает загадку.
- Нас ждет следующая загадка.
Загадка
Удивительная птица,
острый клюв, как спица.
Длинноногий он, красавец.
Кто скажите, это?
(Аист)
- Чем аист отличается от других птиц? (он большого размера, с длинным красным клювом, большими крыльями и длинными лапами).
- Аисты любят строить свое жилище на деревьях и крышах домов, и они очень хорошо ухаживают за своими детьми.
- Как называются дети птиц? (птенцы)
- Как называется жилище птицы? (гнездо)
- Ребята, я предлагаю вам вспомнить нашу любимую игру про аистов.
Пальчиковая гимнастика «Аист»
Аист-мама, (соединяют большой и указательный пальцы на обеих руках)
аист – папа, (соединяют большой и средний пальцы на обеих руках)
Гнездышко на крыше свили, (формируют обе ладони в форме «гнезда»)
аистенка – малыша (соединяют большой палец и мизинец на обеих руках)
С клювика кормили (обеими руками изображают клювики).
Воспитатель приглашает детей к дереву №3, загадывает загадку.
Загадка
Целый день суетится,
На землю не садится,
В облаках летает,
Мошек поедает.
В черном фраке
Лапочка,
А зовется?
(Ласточка)
- Ребята, как выглядит ласточка? (Ответы детей: маленькая, с белой грудкой тонким хвостом, разделенным надвое).
-Ласточка очень любит летать, большую часть времени она проводит в полете и даже своих птенцов кормит в воздухе.
- Я предлагаю вам превратиться в ласточек и немного полетать.
Физминутка «Ласточка»
Ласточки летели (бегут по кругу, машут руками)
Все люди глядели.
Ласточки садились (приседают, руки за спиной)
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)
Песенки запели.
Воспитатель приглашает детей к столу, загадывает загадку.
Загадка
Дети домик смастерили.
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец.
А зовут его?
(Скворец)
- Опишите скворца (перья черные, с белыми точками, острый клюв, громко поет).
- Скворцы – помощники человека, они оберегают деревья и поля от насекомых – вредителей. Поэтому люди заботятся о скворцах и строят для них домики (скворечники).
- Давайте тоже попробуем смастерить скворечники. У каждого из вас есть набор палочек и схема скворечника, которая будет для вас подсказкой. Сначала рассмотрим, из чего состоит скворечник (крыша, домик, отверстие – вход, палочка, которой скворечник прикрепляется к дереву). Приступайте к конструированию.
Конструирование «Скворечник»
- Замечательные скворечники у вас получились, скворцы этого леса будут рады поселиться в таких скворечниках.
- Пришло время возвращаться в детский сад. Проходите в автобус, занимайте свои места.
Дети садятся в «автобус».
Подведение итогов:
- А пока мы будем выезжать из леса, давайте послушаем пение птиц и поговорим о нашем путешествии.
- Вам понравилось в весеннем лесу? (Ответы детей).
- Что вам запомнилось?
-Какие птицы вам понравились? (Ответы детей).
Педагог выслушивает ответы каждого ребёнка.
- Крутятся колеса
Моторчики стучат.
Веселый наш автобус
Привез нас в детский сад.
Дети выходят из «автобуса»
- Давайте вернемся к нашей картине весеннего леса.
- Сейчас каждый из вас возьмёт картинку с изображением перелетной птицы, которая больше всего понравилась и поместит ее на нашей картине.
- Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Вам понравилась создавать картину весны?
- Ребята, вы сегодня были самые умные, внимательные, подвижные. Молодцы! А чтобы вы не забыли о нашем сегодняшнем занятии, я хочу вам подарить вот такие блокноты, в которых вы, если захотите, будете рисовать весенние картины и перелетных птиц.