Елена Чалова
Конспект фольклорного занятия «Ложки точеные-ручки золоченые» для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать у детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре.
Образовательные задачи
1. Познакомить с изготовлением деревянной ложки в старину.
2. Обогащать представление детей о людях древних профессий, их быте, обиходе.
Развивающие задачи
1. Формировать представление о разнообразных произведениях русского декоративно-прикладного искусства.
2. Закреплять умение играть на деревянных ложках.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать национальную гордость.
Публикация «Конспект фольклорного занятия „Ложки точеные-ручки золоченые“ для детей младшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
2. Приобщать к истокам русского народного творчества.
Предварительная работа
Знакомство детей с русской народной сказкой «Теремок». Рассматривание иллюстраций дидактического пособия «Славянская семья».
Материалы и оборудование: куклы в русских национальных костюмах (девочка и мальчики – ремесленники, деревянные бруски, деревянные ложки, наборы деревянных ложек – расписных, с нарисованными героями к сказке «Теремок».
Формы организации совместной деятельности:
Коммуникативная: беседа, рассказ воспитателя об истории изготовления деревянных ложек.
Чтение художественной литературы: широкое использование малых фольклорных форм.
Музыкально – художественная: инсценирование сказки «Теремок», музыкально ритмические движения с ложками «Перепляс»
Предполагаемый результат интегративных качеств у воспитанников:
1. Любознательные, активные – отличаются высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел;
2. Эмоционально отзывчивые – эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.
3. Овладевшие средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками – используют личностную формы общения. С удовольствием участвуют в кол-лективных делах: способны принять общую цель и условия, стараются действовать согласованно, выражают живой интерес к общему результату.
4. Имеющие первичные представления о себе, семье, обществе.
Структура:
1. Организационный момент, встреча детей с Хозяйкой избы;
2. Сюрпризный момент - деревянные расписные ложки;
3. Знакомство детей с изготовлением деревянной ложки, с показом экспонатов;
4. Музыкальная пауза «Перепляс с ложками»;
5. Инсценирование сказки «Теремок», при помощи набора деревянных ложек, с нарисованными мордочками героев;
6. Итог.
Характеристика группы : дети средней группы.
Ход :
Непосредственно образовательная деятельность проводится в этнокультурной мини -среде «РУССКАЯ ИЗБА». Детей встречает Хозяйка, рассаживает по лавкам, приговаривая:
Хозяйка:
- Вот и мои ласточки - касатушки пришли. Проходите ко мне в избу. Места всем хватит, рассаживайтесь по - удобнее. Расскажу я вам сегодня, где я бывала, что я видала. Была я на ярмарке, всякого товара видала и подарок вам прикупила (достает лукошко с деревянными ложками).
Хозяйка:
-Вот ложки точеные, ручки золоченые.
Хочешь - ими щи хлебай, а не хочешь - так играй!
(Берет ложки, ударяет друг о друга).
Напевает:
«Чики-чики-кички березовые лычки,
Летели две птички собой невелички.
Как они летели, все люди глядели,
Как они садились, все люди дивились»
Подходите, подходите, ложки все себе берите.
(Хозяйка раздает ложки, рассматривает с детьми цветочки и узоры на ложках).
Хозяйка:
- Посмотрите, все ложки изукрашены узорами, одна на другую не похожа. Ложки эти необычные – все они деревянные. Раньше на Руси только такие ложки и были, металлические современные появились на много позже. Изготовление деревянной ложки – дело не простое, а хотите узнать, как мастера - ложечники их изготавливали в старину?
(дети подходят к первому экспонату – мальчик сидит на лавочке, а перед ним деревянные брусочки)
Хозяйка:
- Посмотрите на эти деревянные брусочки – называются они баклуши – это заготовки под будущие ложки. Считалось, что это очень простое дело и больших усилий не требует, отсюда и взялась поговорка «Бить баклуши», что означает ничего не делать. Баклуши высушивались и попадали в руки мастера.
(дети переходят следующему экспонату – мастер сидит со стекой и деревянной ложкой)
Хозяйка:
- В руках мастера неотесанная баклуша быстро превращалась в гладкую, удобную деревянную ложку. Ее шлифовали, вываривали в молоке, и ложка была готова к употреблению. Но она была обыкновенная, не красивая.
(Дети подходят к экспонату – девушка с красками разрисовывает ложку)
Хозяйка:
- Долгими зимними вечерами девушки мастерицы наносили узоры на деревянную ложку. Вспоминали они летнее солнышко, цветочки лазоревые, травушку – муравушку, ягодки янтарные и получалась ложка красоты необыкновенной. Покрывали ее лаком и несли на весеннюю ярмарку. Такой ложкой можно было не только щи хлебать, но и на ложках играть.
-А теперь все в круг вставай, звонкую песню запевай! (Звучит фонограмма русской плясовой. Дети выполняют танцевальные движения с ложками по показу воспитателя «Перепляс с ложками»). Хозяйка:
-Поиграли, устали наши ложки, а ну - ка, быстро все в лукошко.
(Собирает ложки, дети садятся на лавки.)
Хозяйка: -Это еще не весь сюрприз, ну – ка, диву подивись.
(Достает другое лукошко с ложками, на них нарисованы мордочки животных к сказке «Теремок»)
Хозяйка:
-Будем сказку сказывать, да на ложках показывать.
Дети инсценируют сказку «Теремок», используя ложки.
Хозяйка:
- Понравился мой сюрприз? Вот какие они не простые. Можно такой ложкой и кушать и играть и сказку показывать.