Получи документы

Конспект НОД «Быт Донских казаков» (17 фото)

Вера Павловна Крикущенкова
Конспект НОД «Быт Донских казаков»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила и провела воспитатель Крикущенкова В. П с воспитанниками старшей группы

Конспект НОД «Быт Донских казаков»

Задачи:

* Закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи.

* Совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

* Воспитывать уважение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.

* На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине.

Публикация «Конспект НОД „Быт Донских казаков“» размещена в разделах

Материал: Казачья горница с утварью, казачьи костюмы, рушник, бубен.

Предварительная работа

* Чтение книги «Славен Дон» М. Астапенко.

* Заучивание казачьих слов и выражений.

* Обыгрывание ситуации.

Ход занятия

Дети играют в подвижную игру «Ручеек».

Фото «Быт Донских казаков»

Ведущая: Здорово ночевали!

Дети: Слава Богу!

Ведущая:Смотрю, нарядные вы какие, в игру играете, праздник у вас какой?

Конспект НОД - фото

Дети: Да, у нас сегодня ярмарка, мы будем петь, плясать, стихи читать.

Ведущая: На вас казачьи наряды, и как вас нужно называть?

Дети: Мы – казачата!

Ведущая: Да, казачата, и живете на земле ваших предков – донских казаков.

В станице этой жили казаки – вольные люди. В их речи были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним.

А сейчас, детвора, игра «Забытые слова».

Фото №1 Подготовила и провела воспитатель Крикущенкова В

Дети под звуки бубна идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. При замолкании бубна, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.

Фото №2 П с воспитанниками старшей группы

Ребенок: - Слово ты говори.

Ведущий: - По казачьи повтори. Шелковица.

Ребенок: - Тютина.

При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»

Игра продолжается со словами: калоши – чуни, командир – атаман, обрыв – яр, очень – дюже, кастрюля – чугунок, полотенце – рушник, часы – ходики, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, город - станица, плетка – нагайка, зал – горница…

Ведущая: - Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи. Дети: Любо.

Просмотр презентации.

Фото №3 Задачи Закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи

Аппликация: «Одень Аксинью и Григория»

Фото №4 Совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу Фото №5 Расширять запас слов обозначающих названия предметов действий признаков

Ведущая: Тогда давайте заглянем в казачий курень.

Дети проходят в горницу.

Фото №6 Воспитывать уважение к обычаям традициям и нравственным ценностям казаков

Мы находимся в горнице казачьего куреня. У хозяйки дома на поясе были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме.

Именно ее звали «Сама». Как правило, «Сама» была свекровь – мать сыновей. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох.

Сама: У казаков не принято было лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Приглашаю вас в свою семью посмотреть, кто, чем занят. Вот мой старший сын Тимофей, - он уже женат. (Иван сидит, ремонтирует коромысло)

- Тимофей, сходи-ка, принеси с база дров для растопки печи. Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Буду овощи сбирать для борща: (достает из корзины овощи) картошку, морковь, свеклу, капусту, лук, чеснок. Возьму шмат старого сала, (берет с полки) затолку с чесноком, чтобы борщ получился наваристым да ароматным. («Моет» овощи в тазу, «режет», кладет в чугунок. Стоит – помешивает)

Ведущая: А рядом невестка МАРЬЯ что-то собирается готовить.

Марья: Сбираю сушку для узвара. (Берет с полки мешочки с сухофруктами)

Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Положу в миску грушу-дичку, яблоки, тютину, вишню, жердел. Промою в воде. (Кладет в чугунок сухофрукты. Завязывает и убирает на место мешочки. Помешивает узвар)

Фото №7 На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства любовь к родному краю Родине Фото №8 Публикация Конспект НОД Быт Донских казаков размещена в разделах Казаки

Ведущая: В казачьих семьях девочки начинали работать с раннего возраста. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Вот и сейчас около прялки старшая дочь нашей хозяйки – Юля занимается рукоделием.

Фото №9 Культура и традиции кубанских и донских казаков Конспекты занятий

Напряла я пряжи на прялке. Вот теперь карпетки вяжу и приговариваю: Але, але, аленьки

Свяжу карпетки маленьки.

Будет ноженькам теплее,

А Гришатке веселее.

Ведущая: А это – средняя дочь – Ксения, она уже достигла возраста девушки и в семье ее все называют «хваленкой».

Фото №10 Все конспекты Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД январь Материал Казачья горница с утварью казачьи костюмы рушник бубен

Дарья: Когда я стала девушкой – дед подарил мне серебряное колечко.

Ведущая: Это значит, что Ксения стала девушкой на выданье.

Дарья: Я готовлю себе приданое. (Гладит утюгом вещи и складывает их в сундук)

Все вещи у меня с кружевами. Я их сама вязала.

Ведущая: А вот и младшая дочь хозяйки.

- Как кличут тебя, чадунюшка?

Полина: Полиной, а это мой братик Гришатка.

Ведущая: Была у девочек и особенная работа – нянчить младших.

Фото №11 Предварительная работа Чтение книги Славен Дон М

Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого. Пятилеток уже в няньки, "в люди" отдавали.

Я братика баюкаю в колыбели, да песенку пою:

Люли-люли-люленьки,

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Ведущая: В казачьей горнице есть особо почитаемое место. Это святой угол, где размещались иконы (образа). Казаки были людьми глубоко верующими. Перед приемом пищи, сезонными работами, в других важных жизненных ситуациях творили молитву.

Казак : В каждой семье как реликвии хранились и вывешивались на видное место семейные фотографии. Чаще всего на них были казаки в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни.

Ведущая: Вот так, незаметно, в делах и заботах проходил день казачьей семьи.

А у нас пироги поспели и чай готов теперь можно приглашать гостей к чаю

Фото №12 Заучивание казачьих слов и выражений

Милости просим,гости дорогие!

И хорошо,что б в наши дни

Традиции с тобой мы берегли

В чудном крае,где живем мы у реки

Где жили здесь когда-то

Наши предки казаки.

Фото №13 Обыгрывание ситуации Фото №14 Ход занятия Дети играют в подвижную игру Ручеек
Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по проекту «Мой родной казачий край» в старшей группе  «Истоки донских казаков» Конспект открытого занятия по проекту "Мой родной казачий край" в старшей группе Подготовила: Воспитатель 1 кв. кат. Апанасенко Елена Николаевна.

Конспект НОД по кубановедению в подготовительной группе «Культура и быт казаков»Конспект НОД по кубановедению в подготовительной группе «Культура и быт казаков» Задачи: 1. Сформировать представления детей о быте и культуре кубанских казаков, расширять знания детей о родном крае; 2. формировать патриотическое.

Конспект образовательной деятельности «Знакомство с жилищем и бытом казаков» Тема: «Знакомство с жилищем и бытом казаков». Цель:сформировать у детей представление о жилище казака, его особенностях, показать и рассказать.

Конспект ОД по познавательно-речевому развитию «Роль кубанских казаков во время ВОВ» Цель: формировать у детей чувство патриотизма, привязанности к родному краю, его культуре; воспитывать чувство уважения к людям, отстоявшим.

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Посуда казаков» Программные задачи: учить лепить макитры, кувшины, миски и др. посуду казаков. Развивать умение лепить из целого куска, используя знакомые.

Лепбук «Всё про казаков»Лепбук «Всё про казаков» Как -то раз, просматривая на сайте новинки, я нашла тему технологии изготовления тематических, интерактивных папок – лепбуков, и мы с моими.

НОД по ознакомлению с культурой донских казаков ЦЕЛЬ - РАЗВИВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕС К МАЛОЙ РОДИНЕ, ЕЕ КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИМ И ПРИРОДНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ. ЗАДАЧИ - Приобщать дошкольников.

НОД в старшей группе «Быт и традиции кубанских казаков» НОД в старшей группе "Быт и традиции кубанских казаков" Программные задачи: формировать патриотическое мышление, бережное отношение к историческому.

Спортивный праздник для детей подготовительных к школе групп «Забавы казаков» Цель: военно-патриотическое воспитание детей. Задачи: • развитие у детей чувства патриотизма и любви к Родине; • воспитание дошкольников.

Конспект занятия «Жизнь, традиции и обычаи казаков» Цели и задачи: -Закреплять знания детей о жизни, традициях и обычаях казаков -Развивать познавательный интерес к истории своего народа,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Быт Донских казаков»
Опубликовано: 29 января 2016 в 22:04
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Быт Донских казаков»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Павловна Крикущенкова (УИ 289889) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД