Жанна Ким
Конспект ОД по познавательно-речевому развитию «Роль кубанских казаков во время ВОВ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей чувство патриотизма, привязанности к родному краю, его культуре; воспитывать чувство уважения к людям, отстоявшим независимость нашей Родины; воссоздать образ казака — героического защитника Родины; формировать знания об исторических фактах и явлениях; воспитывать умение слушать, следить за развитием действия, сопереживать, вызывать эмоциональный отклик в сердцах ребят; обогащать словарный запас: обмундирование, черкеска, башлык, бурка, шаровары с лампасами, родов войск (кавалеристы, казачьи сотни, пластунская дивизия).
Публикация «Конспект ОД по познавательно-речевому развитию „Роль кубанских казаков во время ВОВ“» размещена в разделах
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание с детьми картин, репродукций, домашних альбомов предоставленных родителями с казачьей тематикой; чтение рассказов о мужестве казаков, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей родины, разучивание стихотворений о Великой отечественной Войне, пословиц и поговорок; слушание песен и музыки посвящённые Кубанским казакам; оформление альбома «Спасибо за Победу!» (рисунки детей) ; фотографии, семейные реликвии о войне; подборка списка литературы для родителей «Прочтите детям о Великой Отечественной войне» с кратким содержанием.
Оборудование: цифровые образовательные ресурсы – ноутбук, презентация с сюжетами казачьих сотен, обмундирования и др. ; магнитофон, подборка песен о Кубани, народного фольклора.
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, какой великий праздник приближается? - Правильно, 9 мая мы все будем праздновать 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Послушайте песню военных лет и догадайтесь, о ком она.
(Звучит песня «Казаки в Берлине». Музыка Дмитрия и Даниила Покрас, на слова Цезаря Солодарь.) Сегодня, ребята, вы узнаете о казаках, которые сражались с немецко-фашистскими захватчиками, приближая Победу. – Кто такие казаки? Ответы детей: «Казак и в беде не плачет, и с пригоршни напьется, и на ладони пообедает»; «Они смелые, выносливые»; «Казаки хорошо обучены езде на лошадях», «У них специальная одежда», «Казак без коня, что солдат без ружья», «Казак сам голодает, а конь его сыт», «Казаку конь – отец родной, товарищ дорогой». (Слайд 2 – 6)
Правильно, казаки, это такое российское сословие, которые являются одновременно и хлебопашцами, и земледельцами, и воинами- защитниками рубежей нашей страны. Казаки обучены езде на лошадях и специальному военному искусству, которое называется «джигитовка».
Когда началась война, все казаки объединились в казачьи сотни. На сборные пункты казаки прибывали со своим обмундированием и холодным оружием. - Ребята, какое оружие называют «холодным»? (Ответы детей). Форма у казаков состоит из черкески, башлыка, бурки и шароваров с лампасами (на экране слайды7-10 серии «Казачье обмундирование»). На сборные пункты казаки редко приходили по одному. Они собирались группами и вступали в ополчение, т. е. становились добровольцами. – Ребята, как вы понимаете такие слова, как «ополчение» и «добровольцы»? (Ответы детей). За время войны было сформировано 42 казачьи дивизии. Они вошли в состав Красной Армии.
Казаки оставляли свои дома, уходя на войну. Родные и близкие провожали их в поход.
(слайд11 на фоне «Песни о родной земле».)
Хорошо нам утром выйти в поле, Хорошо встречать рассвет на воле. И поет душа о светлой доле, Песню о родной земле.
Тысячи казаков были награждены боевыми орденами и медалями за подвиги в сражениях. Вы знаете, что самое почетное звание было «Герой Советского Союза» и оно было присвоено 262 казакам.
- Ребята, какие рода войск вы знаете? Ответы детей: танковые, пехотные, воздушные и т. д. - Какие войска называют кавалерийскими? (Ответы детей).
Казаки были организованы в кавалерийские полки и конные дивизии. (На экране слайды12- 16).
Они отважно бились с врагами. Они обладали высокими боевыми качествами. Много казаков отдали свои жизни на войне, героически сражаясь с фашистами. – Дети, как называется наш край? Правильно, Краснодарский. Наш край очень большой. В нем много городов, станиц, поселков и хуторов. Когда фашисты прорвались в наш Краснодарский край, казаки защищали от танков станицу Кущевскую Краснодарского края. Там стоит памятник погибшим казакам, похороненным в братской могиле (на экране фотография памятника17,18) и надпись, которую читает педагог:
И скачет на братской могиле каменный конник на каменном коне с высоко поднятой шашкой.
Сегодня к нам детский садик пришел атаман Александровского сельского поселения Александр Евгеньевич Ситавичус. Он расскажет вам много интересного о казаках, которые живут в наше время.
Атаман демонстрирует казачью форму, выясняет, знают ли дети названия элементов одежды, обобщает, помогает детям правильно их называть, а так же знакомит детей с атрибутами казака. Александр Евгеньевич спрашивает у детей, любят ли они играть в разные коллективные игры, и предлагает разучить игру казачат «Тополек».
Выбирается водящий «тополь», «ветры» -3 игрока, остальные – «пушинки». «Тополь» находится в кругу, диаметром 2 метра, в центре; за кругом в несколько кругов встают «пушинки»; ветры ждут команды водящего, чтобы ловить пушинок:
На Кубань пришла весна, Распушились тополя. Тополиный пух кружится, Но на землю не ложится. Дуйте, ветры с кручи Сильные, могучие!
Налетают «ветры», ловят кружащихся «пушинок», которые устремляются в круг. Как только играющие оказываются возле «тополя» в кругу, они становятся недосягаемые. Пойманные дети становятся ветрами.
Атаман и дети фотографируются на память.