Гейкер Наталья
Конспект НОД «Ачан-моя малая Родина»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№35 СЕЛО АЧАН АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
на тему: «Ачан - моя малая Родина»
(возраст 6-7 лет)
Подготовила и провела
воспитатель: Гейкер Наталья Сергеевна
Тема: " Ачан - моя малая Родина".
Цель: дать детям представление, что такое Родина, родной край.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Ачан-моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
1. Воспитывать нравственно-патриотические качества, развивать чувство гордости за народ, который населяет наше село.
2. Расширить знания детей о родном селе, достопримечательностях;
3. Воспитывать интерес к селу, в котором мы живём;
4. Обогащать словарь детей;
5. Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну, воспитывать любовь к родным местам.
Интеграция областей: родной –нанайский язык
Активизация словаря: ДЁ- дом, КУРКЭ- коробочка, Хонян- ложка, КОМБО- ковш, Курми- коробка, СОРО- корзина, СИКЭ- свадебный халат, Амири- традиционный халат, ПАКАН- мяч, АКОАН- кукла, БЭБЭКЭ- колыбель для куклы,
Предварительная работа:
Средства и оборудования: ноутбук, проектор, экран передвижной, нанайские игрушки и некоторые предметы быта, нанайские халаты, ковры.
Ход НОД.
(Воспитатель читает стихотворение П. Ходжер «Тебе Ачан») :
Писал отчет Хабаров Ерофей
Писал о том, как шел тайгой дремучей
И указал, что встал он на постой
В селе, на берегу реки могучей!
И этот год 17 века, включил часы!
И начался отсчет – прожитых лет села, как человека!
Летят года, а может быть идут, смотря какими мерками измерить,
Рождаются, взрослеют и растут,
Наследники, которым можно верить!
Село живет, мы все одна семья!
У нас свои законы и уставы.
Свой тесный мир, он дорог нам друзья
У нас свои обычаи и нравы!
Здесь отчий дом, природа неземная!
Гордимся тем, что наш, родной Ачан
Прославил нас, по всей земле великой!
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами на занятии, поговорим о Родине, точнее о нашей с вами малой Родине
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет: Что такое родина?
Дети: Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш поселок. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки.
Воспитатель: Правильно, ребята! Родиной мы зовем тот город или деревню, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.
В какой стране мы с вами живём?
Дети; (В России)
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей страны (воспитатель обводит указкой границы нашей страны) :
Вот она Россия, наша страна,
Очень и очень большая она,
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живём!
Воспитатель: А в каком селе или в городе мы с вами живём?
Дети: в селе Ачан
Воспитатель: Скажите, если мы Россию называем Родиной, то как мы можем назвать наше село, которое является малой частью нашей огромной Родины?
Дети: (варианты ответов детей) мы можем назвать наше село «малой Родиной».
Воспитатель: Я знаю, что вы много знаете о России, о Москве, а много ли вы знаете о своём селе? Расскажите мне, пожалуйста, что интересного есть в селе Ачан? Сколько лет нашему селу?
Дети: (выслушиваем ответы детей; если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает наводящими вопросами или подсказками)
Воспитатель: Да, я вижу, что и о малой Родине – о своём селе - вы многое можете рассказать, а вызнаете ребята, когда-то много лет назад, когда мы с вами еще не родились в нашем селе, было все по-другому, во времена, когда жили наша прабабушки и прадедушки
Физкультминутка:
Ветер тихо клен качает
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон
Зашумел листвою клен
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик
Раз сюда, два - туда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора!
Я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие, «Путешествие в прошлое наших предков» где мы с вами познакомимся с бытом нанайцев, как они жили много лет тому назад (Просмотр презентации)
2 слайд: Ребята вашему вниманию представлен снимок нашего села, вот так наше с вами село выглядело очень много лет назад, а вот так оно выглядит сейчас. Видите изменения в нашем селе?
3 слайд: Ребята, перед вами фотография - жилища наших предков, вы видите обстановку нанайского быта. Ваша задача найти и назвать те предметы быта (те которые использовались в быту, в повседневной жизни, которые изображены на картинах, знакомые вам предметы.
4,5, 6 слайд: Предметы быта (дети знакомятся с предметами, называю их на нанайском языке ДЁ- дом, КУРКЭ- коробочка, Хонян- ложка, КОМБО- ковш, Курми- коробка, СОРО- корзина, СИКЭ- свадебный халат, Амири- традиционный халат, ПАКАН- мяч, АКОАН- кукла, БЭБЭКЭ- колыбель для куклы, находят предметные картинки домашней утвари старины – берестяная посуда, посуда из дерева, глины, изделия изготовленные из камыша.)
7 слайд: На этом слайде ребята вы видите нанайскую одежду, сшитую из рыбьей кожи, (Халат АМИРИ) различных тканей и украшенную растительным орнаментом, раньше мастерицы украшали одежду орнаментом (вышивкой,таким образом они защищали тело от злых духов.
8 слайд: «Игрушки в которые играли наши предки»
Это различные фигурки выполненные из рыбьих косточек, косточек животных, вырезанные из дерева фигурки животных, куклы «АКОН», вышитые красивым орнаментом мячи «Паканы»
9 слайд: «Игры, в которые играли наши предки»
Ребята сейчас я вам расскажу в какие игры играли наши бабушки,когда они были такие же маленькие как вы. Игры были забавные в тоже время они развивали ловкость,силу, выносливость, для того чтобы мальчики смогли вырасти смелыми и сильными охотниками. Играли Зимой в зимние игры, летом в летние, в силовые игры «ЧИУММЭКЭ»- перетягивание фехтовальной палочки, «ЭПП»- задерживали дыхание на время, домашние игры «АЛЬЧОА» игра с косточками, на развитие ловкости. «ДАБАЛИКАН» - перебрасывание.
Ну вот ребята мы с вами немного познакомились с тем, как жили наши предки много лет назад. Они всегда говорили жить в природе во едино и любить свое место, где ты родился, свою малую Родину.
Ребята понравилось ли вам наше небольшое путешествие? (ответы детей, что именно вам понравилось? Что нового для себя вы узнали? Где нам с вами пригодятся наши новые знания?
Список литературы
1. Нанайцы: Каталог коллекции из собрания Хабаровского краевого музея им. Гродекова /авторы – составители Г. Т. Титорева, В. Б. Малокшанова, К. Е. Пересыпкина. – Красноярск: Юнисет, 2019-556с.
2. Искусство нанайцев: вышивка, орнамент. Традиции и новации. – 2-е изд. Исправл. – Владивосток: ОАО «Дальпресс», 2012 – 126с.
3. Понгса Киле. Творческое наследие. Типография Комсомольского-на Амуре авиационного производственного объединения. тираж 450 экз. 1993 год.