Кристина Парахина
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию и ознакомлению дошкольников с природой с использованием приемов ТРИЗв старшей логопедической группе.
Лексическая тема: «Осень»
О. О. Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Цель:
Обогащать, уточнять, активизировать словарь детей по лексической теме «Осень» .
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром „Осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Коррекционно – образовательные:Расширять словарный запас по теме, формировать умение образовывать прилагательные от существительных, продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ, упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Упражнять детей в определении периодов осени по картине; закрепить названия осенних месяцев.
Коррекционно– развивающие :
Систематизировать представления детей о характерных признаках осени. Развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику, слуховое восприятие, внимание, воображение, логическое мышление, развивать грамматический строй речи. Учить подбирать слова противоположные по лексическому значению (антонимы).
Воспитательные:Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Развивать эмоциональную отзывчивость, добрые чувства, взаимопомощь.
Звуковая культура речи :закреплять правильное произношение и различение звуков[с], [ш].
Оборудование:
Костюм зайца, букет осенних листьев.
Книжка – сюрприз от осени.
Условные обозначения осадков (дождь, снег, туман, град).
Иллюстрации картин к периодам «ранняя осень» «золотая осень» «поздняя осень».Термометр.
Запись музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
Словарная работа:
Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенними изменениями в природе (Ветер, листопад, моросящий дождь). Сбор осенних листьев, чтение стихотворений об осени, разгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
Мотивационно-ориентировочный этап
Описание ситуации: В гости к детям вбегает зайчик в серенькой шубке.
З: Здравствуйте!
В: Зайчик ты не заблудился?
З: Нет, я прибежал из соседнего лесочка.
З: Это вам! (Вручает букет осенних листьев)
В: Ребята,понюхайте как пахнет букет. Давайте вместе вдохнем аромат осеннего леса.
Дыхательная гимнастика «Ах, как пахнут».
З: Моя мама зайчиха говорит, что пора уже менять шубку. А мне так не хочется расставаться со своей летней серой шубкой. Да я и не уверен, что уже наступила осень. Помогите мне в этом разобраться.
В: Этот вопрос очень интересный и мы постараемся на него ответить и принять тебе правильное решение. Ведь менять шубки – дело очень серьезное. Ребята, поможем зайчику?
Высказанное детьми желание помочь зайчику становится целью их предстоящей работы.
В: Как и чем мы можем помочь зайчику?
Проблема: дети хотят помочь, но не знают как. (Высказывают предположения)
Поисковый этап
В: Ну что ж, начнем разбираться.
В: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. А что же такое осадки (Дождь, снег, туман, град (Показываю значки)
В: Скажите, а когда вы шли в детский сад, были ли какие-нибудь осадки (Ответы детей)
В: Для какого времени года характерны эти осадки?
В: А на улице сейчас тепло или холодно?
Д: Холодно.
В: А как вы думаете как мы можем узнать какая температура на улице (С помощью специального прибора, который вывешивают на улице или с обратной стороны окна и называется он термометр)
Показ термометра (Дети повторяют как называется прибор)
В: А как еще мы можем узнать, какая будет погода (Посмотреть телевизор, послушать радио, в интернете, выйти на балкон)
В: Давайте немного поиграем, а ты зайчик внимательно слушай и запоминай.
Игра «Погода осенью».
В: Дети, а какая погода если идет дождь – дождливая.
Дует ветер –ветреная.
Холодно – холодная.
Пасмурно – пасмурная.
Сыро – сырая.
Хмуро – хмурая.
В: А для какого времени года характерна такая погода?
Д: Для осени.
В: Зайчик ты запомнил какая погода бывает осенью (Скажи)
Игра «Закончи предложение»
В: Да, ведь летом небо ясное, а осенью …
Летом воздух теплый, а осенью …
Летом листья зеленые, а осенью …
Летом солнце жгучее, а осенью …
Летом дождь теплый, а осенью …
В: Да, вот зайчик такая погода бывает осенью. А как вы думаете, вся ли осень бывает одинаковая? (Нет)
- Какие периоды осени вы знаете (Ранняя, золотая, поздняя)
- Назовите осенние месяцы (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)
- А какой сейчас месяц? (Ноябрь)
В: Молодцы!
В: Многие поэты, художники воспевают красоту осени в своих произведениях.
- Осень приготовила для вас загадку в картинах и просит внимательно их рассмотреть и определить периоды осени. Какому осеннему месяцу соответствует каждая картина. (Показывают, называют, обосновывают свой ответ).
Звучит музыка Чайковского из альбома «Времена года»
В: Совершенно верно вы определили периоды осени, назвали месяцы и рассказали зайчику об этом.
В: Нам зайчик принес букет осенних листьев. Их столько много. Давайте расскажем зайчику с какого они дерева. Я показываю и называю листик, а вы называете дерево.
Игра «С какой ветки детки»
Рябиновый – рябина
Березовый – береза
Дубовый – дуб
Липовый – липа
Каштановый – каштан
Физкультминутка «Листочки»
В: Давайте превратимся в листочки.
Мы листики осенние
На дереве висели,
Дунул ветер–полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял
Закружились полетели
И на землю тихо сели.
В:ЗКР [ш]теплый ветер
[с]холодный ветер
В: Осенью бывает ветер холодный и теплый. Послушайте как дует теплый ветер. [ш] ; холодный ветер [ с ] (Вместе и индивидуально)
Дыхательная гимнастика «Сдуем листочки»
В: Ребята, представим, что на ладошке лежит листик,попробуйте сдуйте его с ладошки.
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать
Листик березы
Листик осины
Листики с дуба
Листик с рябины
Все это вместе мы соберем
Маме красивый букет отнесем.
В: Ребята, а что было бы если бы к нам совсем не пришла осень?
- Не было бы коротких дней
- Не смогли одеть осеннюю одежду
- Не увидели бы золотую листву
- Не было бы листопада
- Не созрели бы плоды
- Не убрали бы урожай
- Не было бы грибов
- Насекомые замерзли
- Звери не успели подготовиться к зиме
- Погибли перелетные птицы
- Не лил бы осенний моросящий дождь
- Не было бы туманов
- Не летали бы нити паутины
В: Вот зайка, что было бы если бы не наступила осень.
В: Ребята, всем нам нравится осень. А какие замечательные и красивые слова вы можете сказать про нее? Осень какая? (Ответы детей)
В: Ребята, осень приготовила для вас что-то интересное. (Конверт с картинкамипризнаков осени. Задание: составить рассказ по картинке.)
В: Ребята, осень просит внимательно посмотреть какое время года изображено на картинке и ответить, почему вы так думаете. (Дается схема составления рассказа)
Рефлексивно-оценочный этап
В: Зайчик, ну теперь ты понял, что уже наступила осень? А какие периоды осени ты запомнил? Назови признаки осени. (Зайчик называет. Дети вручают книгу с признаками осени)
В: Ну что, ребята, пора зайчику менять шубку?
Д: Да!
В: Зайчик, ты согласен?
З: Да.
З:Я побегу домой в лес и всем зайчишкам расскажу что уже наступила осень и пора менять летние шубки на теплые зимние. Спасибо, до свидания.
В:Ребята, удалось ли нам помочь зайчику?
Д:Да.