Раушания Киселева
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Добрые друзья» с детьми 5–6 лет по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми
5-6 лет по программе «Социокультурные истоки»
Возрастная дошкольная группа - старшая.
Итоговое занятие по программе - №6
Месяц проведения – февраль
Тема осваиваемой социокультурной категории – «Любовь»
Тема итогового занятия – «Добрые друзья»
Ведущая образовательная деятельность – социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „Добрые друзья“ с детьми 5–6 лет по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Цель для педагога: закрепить знания детей (и родителей) о духовно-нравственной категории «Любовь» через осознание понятия «Дружба».
Цель для воспитанников: освоить социокультурную норму «Любовь», «Дружба».
Задачи
Образовательные :
- создать условия для освоения детьми социокультурных норм : любовь, дружба, верность, согласие, совесть, доверие, уважение, прощение, забота;
- создать условия для развития познавательной сферы детей через усвоение социокультурных норм;
-формировать первоначальные представления детей о нравственных заповедях жизни человека.
Развивающие:
- развивать коммуникативные способности детей (взаимодействие друг с другом, со взрослыми, развивать диалогическую, монологическую формы речи;
- развивать эмоциональную сферу детей (отзывчивость, сопереживание и т. д.)
- развивать основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь).
Воспитательные:
- воспитывать духовно-нравственную основу личности ребенка – доброжелательное, внимательное, заботливое, уважительное отношение к сверстникам и взрослым;
- воспитывать желание подражать благим образцам на основе предлагаемого литературного материала;
- воспитывать художественный вкус на основе образцов традиционной культуры.
Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательная, речевая, игровая, музыкальная, двигательная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы организации: подгрупповая деятельность (10 человек); совместная и самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с родителями.
Формы реализации детских видов деятельности : коллективная декламация стихотворения; диалог с педагогом и родителями; беседа о дружбе и друзьях; рассказы из личного опыта; отгадывание загадок; восприятие фрагмента литературного текста из сказки и поэтического текста; восприятие аудио фрагмента; игра «Дом дружбы», оформление страницы Альбома «Добрые друзья» совместно с родителями; размышления над содержанием пословиц.
Оборудование или материал к НОД: книги для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья», иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, мультимедийный экран, ноутбук, музыкальный центр, фонограмма песни «Песня о дружбе», крупные мягкие модули с надписями, «ладошки дружбы», вырезанные из бумаги
Предварительная работа по плану интеграции:
- чтение художественной литературы о друзьях и дружбе, взаимоотношениях детей;
- обсуждение различных ситуаций о дружбе;
- прослушивание песен по теме дружбы;
- знакомство с пословицами о друзьях и дружбе, работа над смыслом пословиц;
- чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Зимовье»;
- беседа с детьми по русским народным сказкам о дружбе и друзьях;
- проведение в семье активного занятия «Добрые друзья».
Место проведения: музыкальный зал
Ход НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный момент
Звучит музыка «Песня о дружбе» муз. В. Шаинского, слова М. Танича)
«Если с другом вышел в путь….»
В музыкальном зале тихо играет музыка, дети входят под музыку в зал и встают в полукруг. Родители сидят на внешнем полукруге.
Воспитатель (В) :
-Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости и дорогие родители. Ребята, давайте поприветствуем всех, кто сегодня в нашем зале!
Дети с педагогом приветствуют хором:
«Поприветствуем сегодня
Дорогих наших гостей!
Будем радовать гостей
Как дорогих сердцу людей!»
После приветствия дети садятся на стулья в круг.
Этап присоединения к теме
-Ребята, вы обратили внимание какая песня звучала, когда вы заходили в зал?
-Давайте прослушаем еще раз отрывок из песни.
Звучит первый куплет песни.
Дети с педагогом слушают отрывок из песни «Про дружбу» («Если с другом вышел в путь….»
В. : Ребята, о чем поется в песне? Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня?
- Совершенно верно, мы будем говорить с вами о дружбе, о друзьях.
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку и ответьте на вопрос:
-Что вы можете сказать о семье на этой иллюстрации?
Обратите внимание на лица людей (Ответы детей) (Картинка семьи).
-Как много вы знаете, ребята! Верно семья дружная, в ней все любят друг друга, заботятся друг о друге, в семье царит мир, радость, покой.
Ребята, пусть вам эта иллюстрация будет помощником в дальнейшей работе, посмотрев на нее, вы вспомните то, о чем мы говорили, так вам легче будет отвечать на вопросы.
Звучит трек «Русь былинная»
В. : Ребята, послушайте:
«В сказке может все случиться
Наша сказка впереди.
Сказка в гости к нам стучится
Скажем сказке - заходи!»
- Я прочитаю вам строки из сказки, а вы постарайтесь вспомнить ее название.
«Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и встал перед Иванушкой как вкопанный».
-Догадались как сказка называется?
-Кто главный герой этой сказки?
- Был ли у Иванушки добрый друг?
-Что значит Добрый друг?
- Можем ли мы Сивку –Бурку назвать Верным другом Иванушки?
Верный друг - это какой друг?
Вывод – благодаря послушанию доброте и честности Иванушка обрел верного друга.
Ребята предлагаю поиграть в игру. Я покажу вам картинку, на ней изображены силуэты животных. Вам нужно угадать какие животные изображены и героями какой сказки они являются?
-Верно, ребята эти животные из сказки «Зимовье зверей».
-Что произошло с героями этой сказки?
-Что помогло домашним животным дать отпор волку, лисе и медведю?
-Можно ли назвать героев этой сказки добрыми друзьями?
Вывод: добрые друзья живут в согласии, вместе они могут дать отпор любому врагу
Ребята, мудрый русский народ придумал много пословиц о дружбе. Давайте вспомним некоторые их них:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Без друга в жизни туго.
- Человек без друга, что земля без воды.
- Один за всех и все за одного.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Старый друг лучше новых двух.
- Предлагаю родителям присоединиться к детям и поработать с пословицами на с. 4.
Работа в микрогруппе с родителями.
-Уважаемые родители, прочтите пословицы на с. 4 и объясните детям смыл пословиц.
Вывод: как много мы знаем пословиц о дружбе и верных друзьях. Как много важного можно узнать из пословиц.
В. : Уважаемые родители и дети, предлагаю вам теперь заняться общим делом. Вы превратитесь в строителей, но необычных строителей, а тех, кто построит необычный дом. Раз мы говорим о дружбе, то какой дом мы можем построить? Верно, «Дом дружбы»!
Для строительства вам пригодятся мягкие модули - кирпичи, но лишь те, на которых написаны слова о добрых друзьях с картинкой. Ребята по картинке смогут сориентироваться в кирпичах, а родители подскажут им.
(Слова – любовь, забота, зависть, радость, счастье, злость, понимание, вредность, согласие, доверие).
Родители с детьми совместно создают постройку.
В. : Какие все молодцы. Вы прекрасно потрудились над строительством «Дома дружбы». Ребята, скажите, как вы трудились над постройкой? (Дружно, вместе).
Вывод: вы работали дружно, помогали друг другу, работали в согласии, поэтому у вас получился такой прекрасный дом.
Дорогие родители, прочитайте, пожалуйста, еще раз слова на кирпичиках из которых вы дружно построили дом.
РЕСУРСНЫЙ КРУГ
Этап подготовки.
Педагог предлагает детям присесть на стулья в круг. «Ребята, сядем вместе в дружный круг и расскажем кто твой друг!»
-Ребята мы убедились с вами, что без верных, добрых друзей жить нельзя. У вас у всех есть такие друзья? А вы хотели бы узнать о моей подруге? Я хочу вам рассказать историю из своего детства.
Когда-то, я тоже была маленькой и ходила как и вы в детский сад в нашем родном городу Сургуте. Мою подругу звали Тома. Мы с ней были что называется «Не разлей вода». Все делали вместе: играли, доверяли друг другу свои детские секреты и никогда их никому не выдавали. Вместе мы радовались, а когда нужна была помощь, мы не задумываясь шли помогать друг другу. Мы часто встречались с ней и помимо детского сада. Вместе гуляли на площадке и ходили друг другу в гости. Порой нам даже завидовали, потому что все видели, как мы умеем крепко дружить. Вот такая подруга у меня была в детском саду. И всю свою жизнь я с теплом вспоминаю вою первую настоящую подругу и могу смело заявить, что у меня был настоящий верный, добрый друг!
-Ребята, а кто из вас расскажет ос воем друге?
-Многие из вас рассказали о своих друзьях.
-Ответьте мне на вопрос – может ли взрослый человек быть вашим другом?
-Конечно, другом может быть мама, папа, бабушка, сестра – ведь они могут нас научить доброму, хорошему, они много знают.
-Давайте спросим родителей, есть ли у них в жизни настоящий друг?
(Отвечают два родителя).
Вывод: спасибо всем за ваши рассказы. Мы еще раз убедились, что без друзей жить человеку на свете невозможно. Как на душе светло и хорошо, когда рядом есть настоящий друг, который тебя поймет и всегда придет на помощь.
Основной этап.
-Ребята, предлагаю вам ответить на вопрос «Кто такой настоящий добрый друг?» Передавайте друг другу эту ладошку дружбы и отвечайте.
Дети по кругу отвечают на вопрос. Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя.
Вывод воспитателя.
Заключительный этап.
- Ребята, как много мы сегодня говорили о дружбе, о друзьях!
- А вы, считаете себя настоящим другом и почему?
Вывод: я уверена, что каждый из вас является чьим то настоящим другом. Дружба это одно из самых ценных качеств человека. Желаю вам на всю жизнь пронести это умение дружить, пусть в вашей жизни всегда будут настоящие верные друзья.
Этап рефлексии.
Обращение к родителям.
-Дорогие родители, с какими чувствами вы сегодня уйдете?
Предлагаю вам дома вновь поговорить о дружбе и поработать с детьми со страницей альбома «Верные друзья» – оформить рисунок к русской народной сказке «Сивка-Бурка».
На прощание я бы хотела вам сделать, ребята, небольшой подарок – ладошки дружбы. На ладошках написаны пословицы. Прочитайте их дома с родителями и поразмышляйте над их смыслом.
Итог.
- Я всех благодарю за сегодняшнюю работу и за ту атмосферу, которая царила сегодня в этом зале – атмосферу доброжелательности, уюта и тепла.