Лариса Симанова
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Обучение рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию «Обучение рассказыванию.
Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?»
старшая группа
Приоритетная образовательная область : «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию „Обучение рассказыванию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель: составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу, умение употреблять обобщающие слова.
Образовательные задачи :
Обучающие :
- расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании, передвижении);
- уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;
- упражнять детей в умении составлять описательный рассказ, используя при этом план - схему;
Развивающие :
-развивать у детей познавательный интерес к окружающему природному миру;
- закреплять общие речевые навыки : умение отвечать на вопросы полным ответом;
- развивать умение детей зрительное восприятие: учить соотносить знаковые символы с образами;
-развивать речевое дыхание : упражнять в направленном сильном выдохе;
-развивать координацию движений с речью и мелкую моторику.
Воспитывающие:
- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей
Словарная работа:
- активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»;
- ввести в активный словарь выражения «зимующие птицы» названия птиц, которых дети видели на прогулках.
- расширять словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно
Виды детской деятельности : познавательная, игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Используемые методы и приё мы:
-наглядный– презентация, показ иллюстраций, мнемотаблица;
- словесный – составление описательного рассказа, ответы на вопросы, беседы;
- практические – оказание помощи детям;
- игровые упражнения.
Технологии: проектная деятельность (Лэпбук «Зимующие птицы», интерактивные технологии: световой куб.
Предварительная работа:
- наблюдение за зимующими птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;
- игровые упражнения и дидактические игры:«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой», «Кто где живет?», «Собери птичку»;
- подвижные игры: «Птицы в гнездышках», «Совушка», «Вороны и воробьи»
- трудовая деятельность : изготовление кормушек из бросового материала,
труд в природе – кормление птиц;
- продуктивная деятельность : раскрашивание силуэтов птиц, рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы, лепка птичек;
- чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова, отгадывание загадок про зимующих птиц;
Оборудование для педагога: игрушка снегиря, письмо, проектор, экран, презентация Microsoft Office Power Point "Зимующие птицы", мнемотаблица "Описание птиц", кормушка, лэпбук "Зимующие птицы", световой куб, снежинки для сугроба, мольберт, семечки, зерна, видиофильм с посланием Снегиря.
Оборудование для детей: силуэты зимующих птиц к дидактической игре «На кормушке», картинки зимующих птиц, раздаточный материал к игре "Кто это? Что это?"
Планируемые результаты – ребята выражают положительные эмоции; умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстником в решении игровых и познавательных задач; умеют работать в коллективе; способны активно работать на протяжении всего занятия; имеют представление о зимующих птицах, их повадках.
Место проведения: группа.
Ход нод:
1. Вводная часть.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети здороваются.
Воспитатель: Начнем занятие с хорошего настроя. Положите свои ладошки на ладошки своего соседа:
Мы ладошку к ладошке приложим,
И друг другу дружить предложим. Дети прижимают свои ладошки к
ладошкам соседа.
Будем мы заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными, дружными стать.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетел гость, кто же это? (обращает внимание на окно, подходят).
Дети: Это снегирь.
Воспитатель: Правильно! Это снегирь. У него в клювике письмо. Я прочту его.
Снегирь. (конверт с письмом и презентацией "Загадки снегиря"). Пролетая мимо вашего участка, я заметил на дереве яблоко, которые вы, наверное, оставили птицам. И прилетел к вам, чтобы узнать, какие птицы вам знакомы и как вы им помогаете зимой. Отгадайте мои загадки.
Воспитатель: Отгадаем загадки снегиря?
Дети: Да!
Воспитатель: Я буду читать загадку, а вы, поднимете руку, если знаете ответ.
Дети садятся на стульчики. Воспитатель включает презентацию "Зимующие птицы" (на слайдах загадки. Если дети правильно отгадывают загадку прилетает птичка)
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки. Назовите одним словом - какие это птицы?
Дети: Это зимующие птицы.
Воспитатель: Правильно, это зимующие птицы. О них мы сегодня и поговорим.
2. Основная часть.
Воспитатель: Почему их так назвали зимующие птицы?
Дети: Потому что эти птицы не улетают в теплые края, не боятся холода, сами зимой могут найти себе корм.
Воспитатель: Ребята, давайте познакомим снегиря с другими зимующими птицами. Познакомим?
Дети: Да!
Воспитатель: Расскажем снегирю о зимующих птицах по схеме.
Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ.
Воспитатель: (встает у мольберта и делает образец описательного рассказа). Это воробей. Воробей маленькая птица. Тело воробья покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. У воробья маленькая голова, короткие крылышки, короткие ножки, клюв и хвостик короткие. Воробей зимующая птица. Он питается хлебными крошками, зернами, семенами.
По схеме 2-3 ребенка составляют описательный рассказ о птицах.
Воспитатель: Молодцы! Хорошие рассказы у вас получились.
Упражнение на координацию речи с движением "Синичка"
Воспитатель: Снегирь предлагает вам превратиться в птичек и выполнить упражнение "Синичка". Вставайте врассыпную по залу и повторяйте движения за мной.
Скачет шустрая синица, (дети прыгают на двух ногах врассыпную)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево -вправо.
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Дети садятся на стульчики
Дидактическая игра «На кормушке»
Воспитатель: Снегирь часто прилетает к кормушке. Ребята, кто делает кормушки?
Дети: Кормушки мастерят люди.
Воспитатель: Зачем люди мастерят кормушки?
Дети: Кормушки необходимы для подкормки птиц.
Воспитатель: Чем мы кормим птиц зимой?
Дети: Хлебными крошками, зерном, семенами, салом.
Воспитатель: Кто из птиц еще прилетает к кормушке.
Дети: Синицы, снегири, воробьи, голуби, сороки, вороны.
Воспитатель: Подойдите к столу, выберите зимующую птицу и садитесь на стульчик.
Дети подходят, берут птицу, говорит, что это за птица и
садятся на своё место.
Воспитатель: Я буду читать стихотворение, и та птица, которая услышит свое название должна прилететь к кормушке.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Игровое упражнение «Подуй на снежинки»
Воспитатель: Ребята, птицы на кормушку прилетели, сели, а корма в кормушке не оказалось. Пока вас не было, налетел сильный ветер и унес все зернышки. Я вам предлагаю идти их поискать.
Дети идут по залу с высоким подниманием бедра и видят снежный ком.
(Световой куб, покрытый снежинками)
Воспитатель: Ребята! Какой сугроб! Подуем на сугроб, на снежинки, посмотрим, что под снегом. (Дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживаются кусочек льда, зерна, сугроб загорается голубым цветом).
Воспитатель: Под снегом кусочек льда. Уберем его и соберем зерна в тарелочку.
Дети перебирают зерно (семечки, семена) и складывают в тарелочку.
Воспитатель: Молодцы ребята зерна собрали. Покормите птичек.
Дети кормят птичек.
3. Заключительная часть.
Дидактическое упражнение «Что это?», «Кто это?» (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов).
Воспитатель: Снегирь заметил еще картинки в нашей папочке и спрашивает, что это? (воспитатель берет картинки и по одной раздает детям)
Воспитатель: Майя, что это? (или кто это)
Ребенок: "Это тюльпан. Тюльпан - это цветок"
Воспитатель: Крепи на магнитную доску свою карточку.
Дети отвечают.
Карточки с изображением (воробей, шуба, валенки, дятел, мебель, ель, синица, машина, голубь, яблоко, крепят картинки на магнитную доску.
Воспитатель: Наташа подойди к доске и покажи только птиц.
Воспитатель: Ребята, мы можем поддержать зимующих птиц?
Дети: Да!
Воспитатель: Теперь спросим снегиря (просмотр видеофильма)
Воспитатель: Вы, молодцы! Ребята давайте вспомним, о каких птицах мы сегодня говорили на занятии? Почему из называют зимующие? Кто оказывает помощь птицам зимой?
Воспитатель: Вы хорошо составили интересные рассказы о птицах. Знаете, как помочь птицам зимой. Молодцы!