Светлана Александровна Осинцева
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Зимушка — зима» по развитию речи для детей с ОВЗ
Предмет: Развитие речи
Урок по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи.
Тема: «Зимушка - зима»
Цель: Формировать речевой слух и произвольную сторону речи.
Задачи:
1. Учить правильно воспроизводить речевой материал по теме и фразы, связанные с учебной деятельностью, расширять словарный запас по данной теме.
2. Тренировать в автоматизации звука С.
3. Упражнять в самостоятельном выполнении задания.
4. Закреплять умение подбирать однокоренные слова.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „Зимушка — зима“ по развитию речи для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5. Совершенствовать грамматический строй речи.
6. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, темп, ритм голоса, координацию речи с движением.
7. Формировать навык доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
8. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Компьютер с интерактивной доской, иллюстрации с изображением зимы, занятий детей в зимний период времени, карточки с заданиями.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуй, Миша!
Р – Здравствуйте.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Сядь ровнее, спинку прямо.
Мы легонечко вздохнем и урок сейчас начнем.
- Миша, ты готов к уроку?
Р- Готов.
- Надень наушники.
Р – Я надел наушники.
- Миша, какой сейчас урок?
Р – Сейчас урок развития речи
- Что мы делаем на уроках развития речи?
Р – На уроке мы будем говорить, слушать, отвечать на вопросы.
- Какое сегодня число?
Р – Сегодня - 1 ноября.
- Какой сегодня день недели?
Р - Пятница
- Правильно. С чего мы начинаем наш урок? Что ты будешь делать?
Р - Я буду делать зарядку.
2. Артикуляционная гимнастика
- Улыбочка, трубочка, улыбочка - трубочка, рупор, покусаем язычок, лопаточка, часики, качели, чистим верхние зубки, маляр, чистим щечки, индюк, дятел.
- Что ты сейчас сделал?
Р - Я сделал зарядку.
3. Актуализация знаний.
- Миша, послушай стихотворение:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Р – В стихотворении говорится о времени года – зиме.
- Молодец!
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме и ее приметах.
- Миша, посмотри на картину, что можно сказать о зиме, какая она?
Р - Холодная, снежная, морозная, белоснежная.
- Очень хороший ответ.
5. Дидактическая игра "Добавь словечко». Фронтальный опрос.
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давай мы с тобой, Миша, поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а ты заканчивай строчки словами, похожими на слово снег (родственные слова).
- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю.
Р - Снег
- С неба все скользят пушинки - серебристые.
Р - Снежинки
На деревья, на лужок тихо падает.
Р - Снежок
- Вот веселье для ребят - все сильнее.
Р- Снегопад
- Все бегут вперегонки, все хотят играть в.
Р - Снежки
- Словно в белый пуховик нарядился.
- Снеговик
- Рядом снежная фигурка - это девочка.
Р - Снегурка
- На снегу-то, посмотри, с красной грудкой.
Р - Снегири
- Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил.
Р - Снег
- Какие ты слова добавлял?
Р – Я добавлял слова – снежинки, снегурочка, снеговик.
- На какое слово они похожи?
Р – На слово снег.
6. Дифференциация звука С.
- Миша, послушай, зимой, когда идёт снег и дует сильный ветер, слышится такой звук:
С-С-С-С-С-С-С-С
- Я буду произносить разные звуки, а ты, если услышишь звук [с], хлопни в ладоши.
- А-П-И-С-С-Т-И-С-А-С-О-Р-С
- А сейчас произнеси за мной чистоговорку:
Са-Са-Са – во дворе чудеса
Со-со-со – мы слепили колесо
Ос-ос-ос –прилепили ему нос
Ик-ик-ик –получился снеговик
(Ребенок повторяет каждую строчку)
-Какие явления природы можно наблюдать зимой?
Р - Снегопад, метель, вьюгу.
7. Развитие голоса и дыхания.
- Миша, что мы сейчас будем делать (за экраном) + табличка
Р – Я буду пропевать звуки
-С какого звука начинаем?
Р – Со звука А.
- Сделай вдох через нос.
Р – Хорошо.
- Какой звук прибавляем?
Р – Прибавляем звук О
- Миша пропой звуки самостоятельно.
Р - АОУЫЭИ.
А теперь пропой тихо. (за экраном, + табличка
- Миша,что ты сейчас делал?
Р - Я пропел звуки.
8. Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки. (Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима (Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела. затем левую)
Все снежинки закружила
И на землю опустила. (Покружиться и присесть.)
9. Развитие речевого слуха
- Миша как ты слышишь?
Р – Я слышу хорошо.
- Давай произнесем вместе.
(За экраном прозностяся звуки, которые пропевали.)
- О, У, И, Э, А, Ы.
- А теперь два звука: АУ, ИЭ, ОЫ, УО, ЭА.
- Миша,молодец!
- Миша,что ты сейчас делал?
Р - Я послушал
- О, У, И, Э, А, Ы.
- АУ, ИЭ, ОЫ, УО, ЭА.
10. Формирование речевого слуха по теме.
- Миша, ты будешь отвечать на вопросы?
Р – Да. Я буду отвечать на вопросы.
(Вопросы задаются за экраном, в случае не распознавания текста, предлагается табличка).
- Как можно назвать текст?
Р – Зимушка.
- Кто гуляет на улице?
Р – На улице гуляют ребята.
- Что они делают?
Р – Играют в снежки, катаются с горки, ездят на санках, сгребают снег в кучи.
- Как одеты дети?
Р – Дети одеты тепло.
- Почему?
Р – Потому что на улице зима и холодно.
- Какое у ребят настроение?
Р – Настроение у ребят хорошее, они радуются снегу и зиме.
- Миша, что ты сейчас делал?
Р – Я отвечал на вопросы.
11. Итог.
- Урок окончен.
Р – Я снимаю наушники.
- Повтори, что мы делали на уроке?
Р – Я слушал, говорил, отвечал на вопросы.
- Тебе понравилось то, о чем мы на уроке говорили?
Р – Да, понравилось
- Почему?
Р – Потому что я тоже очень люблю зиму.
- Что тебе нравится в зиме особенно?
Р – Зимой я люблю кататься с горки.
- На какую оценку ты поработал?
Р – На 4.
- Почему?
Р – Потому, что я старался.
- До свидания. Спасибо за урок.
Р- До свидания.
Условные обозначения:
Р – ребенок.
- восприятие фраз слухозрительно.