Получи документы

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «О народных промыслах казаков»

Турка Наталья
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «О народных промыслах казаков»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «О народных промыслах казаков»

Цель: Создание условий для знакомства детей с народными промыслами казаков

Задачи:

Образовательные :

1. Познакомить детей с народными промыслами казаков, особенностями работы гончара.

2. Расширять у детей познавательный интерес к истории.

Развивающие :

1. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию „О народных промыслах казаков“» размещена в разделах

2. Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Казачьи промыслы и ремесла»

Воспитательные:

1. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

2. Воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда.

Методы:

Наглядный: просмотр видеоролика, рассматривание глины, сопровождаемые объяснением взрослого.

Словесный: рассказ воспитателя, проблемные вопросы, побуждающие речевую активность.

Практический: рассматривание объекта (глины, совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех видеть. Как настроение?

Дети:

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и поздороваемся все вместе.

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарила.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Добрый день!

Воспитатель: По дороге к вам, я нашла какую- то интересную штуку. Вы случайно не знаете, что это?

Дети: Это флэшка.

Воспитатель: - А для чего она нужна?

Дети: ( предполагаемые ответы детей: сохранять и передавать на ней информацию)

Воспитатель: Вы бы хотели посмотреть, что на ней?

Дети:

Воспитатель: Как нам это сделать?

Дети:

Воспитатель: Отлично, давайте попробуем. Располагайтесь поудобней, так, чтобы всем было видно.

(На экране появляется изображение книги-энциклопедии, которая начинает рассказывать о казаках. По ходу видеоролика происходит диалог воспитателя с детьми)

Воспитатель: - Ребята, так кто такие казаки?

Дети:

Воспитатель: А разве казаки только пели и веселились?

Дети:

Воспитатель: А чем они занимались ещё?

Дети:

Воспитатель: Ребята, казаки охраняли границы России с юга. Они несли трудную военную службу. Но и наравне с этим им приходилось самостоятельно вести свое хозяйство. Казачки шили одежду, вышивали, плели кружево. Приходилось казакам многое делать для себя самим. Так в станицах и стали появляться мастера своего дела. Дети, а кто такой мастер?

Дети:

Воспитатель: Здорово. Действительно, мастером своего дела называют человека, который хорошо выполняет работу, которой занимается. И замечательно, когда то, что он делает приносит пользу другим людям.

(На экране появляются кадры с изображением ремёсел казаков.)

Воспитатель: Дети, кто этот человек?

Дети:

Воспитатель: Среди казаков были кузнецы. Как вы думаете, что они делали?

Дети:

Воспитатель: Кузнецы изготавливали орудия для сельского хозяйства, шашки для военной службы, подковы для коней. А кто знает, из чего они все это делали?

Дети:

Воспитатель: Действительно, ребята, кузнецы ковали свои изделия из металла.

(на слайдах изображение процесса ковки железа кузнецом).Кузнец работал в специальном помещении. Оно называется кузница. В кузнице обязательно находилась большая печь. Как вы думаете, для чего?

Дети:

Воспитатель: печь нужна кузнецу для того, чтобы нагревать в ней металл. После того, как металл нагрелся, кузнец, с помощью специальных инструментов, придавал ему нужную форму и размер. Посмотрите, ребята, на экране инструменты кузнеца. (рассматривают инструменты, называют их).

Дети, и в наше время есть такая профессия кузнец. И изделия, сделанные кузнецом приносят большую пользу.

Следующий слайд.

Воспитатель: Дети, что вы видите?

Дети:

Воспитатель: Правильно, но это не просто кусты и деревья. Это ива- дерево с очень гибкими и прочными ветками, которые еще называют лозы. И именно с этими лозами связано еще одно ремесло, которым занимались казаки. Это лозоплетение.

Из лозы плели самые разные корзинки, предметы посуды, колыбельки для детей, клетки для птиц и даже мебель. (слайд)

Как вы думаете, ребята, легко ли плести из лозы?

Дети:

Воспитатель: А вы бы хотели попробовать что-нибудь сплести?

Дети:

Воспитатель: Подойдите к столу, посмотрите внимательно. Что вы видите?

(на столе плетеная корзина, в которой лежат ивовые лозы)

Дети:

Воспитатель: Да, это те самые лозы, из которых мастера плетут разные изделия. Скажите, какие они, эти лозы?

Дети:

Воспитатель: сможете вы сейчас что-нибудь сплести из этой лозы?

Дети:

Воспитатель: а знаете, почему?

Дети:

Воспитатель: Ребята, вы совершенно правы. Очень жаль, но у нас с вами ничего не получится. Во-первых, вы уже знаете, что любому делу нужно учиться. А, во-вторых, наша лоза, срезанная с дерева не подходит для плетения. Хотите узнать, почему?

Дети:

Воспитатель: Заготовкой ивовой лозы казаки занимались ранней весной или осенью. Выбирали для плетения молодые веточки. Именно они самые гибкие.

Затем нужно было снять с веточек кору. Это делали, с помощью специального инструмента. Посмотрите на экран. Этот инструмент называется щемилка. И только потом, когда кору снимали, из лозы можно было начинать что-то плести.

И, вот, посмотрите, какие изделия получались у мастеров.

Дети, сейчас нужны нам такие изделия?

Дети:

Воспитатель: конечно, ведь всегда приятно, когда у нас есть такие красивые и нужные вещи.

А еще, ребята, дворы казаков ограждены были заборами, которые назывались «плетни» (от слова «плести»). Казаки сами плели эти заборы и защищали свои дворы от животных. Во дворе нашего детского сада тоже есть плетень, все вы его видели.

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть. А какую казачью игру мы с вами вчера узнали?

Дети:

Воспитатель: Молодцы, поиграем в казачью игру «Плетень»

Физминутка.

Проводится казачья игра «Плетень»

Играющие стоят двумя шеренгами, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй шеренги. По сигналу (бубен) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т. д.). По следующему сигналу или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, быстрые и ловкие

А теперь, подумайте, зимой или летом занимались казаки плетением из лозы?

Дети:

Воспитатель: почему вы так думаете?

Дети:

Воспитатель: казаки занимались лозоплетением больше зимой, потому, что зимой у них было больше свободного времени. С ранней весны и до поздней осени казаки занимались сельским хозяйством. Посмотрите на экран, и мы узнаем, что выращивали казаки на своих огородах и полях. Но для этого вам нужно отгадать загадки. Готовы?

Дети:

Воспитатель читает детям загадки

Ах, какой цветок красивый

В огороде за крапивой!

Семечки-чернички,

Жёлтые реснички.

С солнцем просыпается,

Утру улыбается.

Он – сыночек солнышка,

Золотой.

Дети: подсолнушек

Воспитатель:

Зёрна жёлтые в початке,

Все молочные и сладки,

У царицы полей,

Назови её скорей!

Дети:

Воспитатель: Молодцы, какие сообразительные! Слушайте дальше.

С неба солнышко большое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи

Шевелят они усами

И тихонько шелестят

Дни сменяются ночами,

А они стоят, стоят.

А когда уходят с поля

Золотые усачи,

В нашей печке золотятся

Золотые калачи.

Дети:

Воспитатель: Давайте, еще раз повторим, что выращивали казаки

Дети:

Воспитатель: Правильно. Казаки выращивали пшеницу, рожь, овес, кукурузу, подсолнечник, овощи и фрукты. Этим они кормили себя и свои семьи, а излишки продавали на ярмарке. Еще казаки занимались рыболовством. Что это значит?

Дети:

Воспитатель: Правильно. Скажите, а сейчас люди занимаются сельским хозяйством и рыболовством?

Дети:

Воспитатель: Конечно, все, кто живет в поселках, станицах занимаются сельским хозяйством.

Ребята, и еще об одном народном промысле казаков я хочу вам рассказать. Среди казаков были мастера, изготавливавшие посуду из глины. Посмотрите на экран.

А вы знаете, как называют такого мастера?

Дети:

Воспитатель: Это гончар.

(На экране появляются кадры с рассказом о гончарном деле.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столе есть глина. Глину добывают из земли. Посмотрите, она одинаковая?

Дети:

Воспитатель: А чем она отличается?

Дети: Правильно. Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов, из которых она состоит.

- Попробуйте глину на ощупь. Какая она?

Дети: ( предполагаемые ответы детей: твердая, может крошиться, сухая, мягкая, рассыпчатая, как мука, мягкая, пластичная, из влажной глины можно лепить)

Воспитатель: Добывают глину твёрдой и сухой, а от воды она становится влажной и пластичной. Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры. Давайте посмотрим, что ещё нам расскажет книга.

(Дети возвращаются к слайдам)

Воспитатель: - Когда-то давным-давно люди в ручную начали изготовлять посуду из глины. Но посуда, сделанная просто руками не всегда получалась ровной и красивой. И вот тогда люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было, гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой.

(Появляются кадры с гончарными кругами и посудой)

Воспитатель: - У казаков посуда была очень разнообразная. Вот самый маленький горшочек «махотка». Как вы думаете, для чего он?

Дети:

Воспитатель: А вот горшок с высоким горлом «глэчек». Что же в нём хранили казаки?

Дети:

Воспитатель: В таких глэчиках молоко долго хранит прохладу и не портится. А это, ребята, «макитра» – более крупный сосуд. А вы догадались, для чего она нужна?

Дети:

Воспитатель: В них казачки хранили соленья, варенье, затевали тесто для выпечки хлеба, пирогов. Вот какую разную глиняную посуду изготавливали мастера на гончарном круге.

- Ребята, но это ещё не всё. Сейчас энциклопедия нам расскажет, как сделать посуду настоящей и прочной. После того, как посуда была вылеплена на круге, её обжигали в печи, где посуда становилась прочной. После обжига посуда остывала и мастера принимались за ее роспись. После росписи посуда становилась по-настоящему праздничной и украшала дома казаков. Такая посуда есть и у многих дома. И вы теперь знаете, как ее сделали.

Ну что ж, ребята, давайте еще раз вспомним о тех промыслах казаков, которые мы с вами сегодня узнали.

Дети:

Воспитатель: А напомните мне, кого называют мастером своего дела?

Дети:

Воспитатель: Скажите, ребята, а нужны ли эти промыслы нам для жизни?

Дети:

Воспитатель: А какой промысел вам кажется самым интересным?

Дети:

Воспитатель: А самым сложным? А простым?

Дети:

Воспитатель: А какому из этих промыслов хотели бы научиться вы?

Дети:

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы стать настоящим мастером своего дела?

Дети:

Воспитатель: Правильно ребята. Чтобы стать настоящим мастером и приносить пользу своей работой нужно многому научиться. Быть аккуратным, внимательным, ответственным и всегда доводить начатое дело до конца.

Вы меня сегодня порадовали. (Отметить каждого ребенка)

А у меня есть для вас небольшие подарки. Обратите внимание на корзину, стоящую на полке.

Дети находят в корзине изображения различной глиняной посуды.

Воспитатель: Вы можете выбрать тот рисунок, который вам понравится, вырезать посуду по контуру и расписать ее красками. Почувствуйте себя настоящими мастерами. И мы устроим выставку ваших работ. Желаю всем удачи!

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Мы – россияне» Образовательная.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность «По дорогам сказок» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность по дорогам сказке во второй младшей.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Веселые снеговики»Конспект непрерывной образовательной деятельности «Веселые снеговики» Конспект непрерывной образовательной деятельности "Веселые снеговики". Вид образовательной деятельности: продуктивная деятельность (рисование).

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердцаКонспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердца Цель: познакомить детей с сердцем, показать значение сердца для всего организма. Программные задачи: - обучать правилам сохранения здорового.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Правила дорожного движения» Задачи: 1. Расширить представления детей о правилах дорожного движения. 2. Систематизировать знания детей о дорожных знаках. 3. Закрепить.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Конспект образовательной деятельности «Следы животных» по познавательному развитию для детей 6–7 летКонспект образовательной деятельности «Следы животных» по познавательному развитию для детей 6–7 лет Цель: знакомство детей со следами разных животных, формирование навыков различения следов, закрепление содержания прочитанного ранее рассказа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «О народных промыслах казаков»
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 21:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «О народных промыслах казаков»» (включая файлы) размещена пользователем Турка Наталья (УИ 1177717) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД