Турка Наталья
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «О народных промыслах казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «О народных промыслах казаков»
Цель: Создание условий для знакомства детей с народными промыслами казаков
Задачи:
Образовательные :
1. Познакомить детей с народными промыслами казаков, особенностями работы гончара.
2. Расширять у детей познавательный интерес к истории.
Развивающие :
1. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию „О народных промыслах казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
2. Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Казачьи промыслы и ремесла»
Воспитательные:
1. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
2. Воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда.
Методы:
Наглядный: просмотр видеоролика, рассматривание глины, сопровождаемые объяснением взрослого.
Словесный: рассказ воспитателя, проблемные вопросы, побуждающие речевую активность.
Практический: рассматривание объекта (глины, совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех видеть. Как настроение?
Дети:
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и поздороваемся все вместе.
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
Добрый день!
Воспитатель: По дороге к вам, я нашла какую- то интересную штуку. Вы случайно не знаете, что это?
Дети: Это флэшка.
Воспитатель: - А для чего она нужна?
Дети: ( предполагаемые ответы детей: сохранять и передавать на ней информацию)
Воспитатель: Вы бы хотели посмотреть, что на ней?
Дети:
Воспитатель: Как нам это сделать?
Дети:
Воспитатель: Отлично, давайте попробуем. Располагайтесь поудобней, так, чтобы всем было видно.
(На экране появляется изображение книги-энциклопедии, которая начинает рассказывать о казаках. По ходу видеоролика происходит диалог воспитателя с детьми)
Воспитатель: - Ребята, так кто такие казаки?
Дети:
Воспитатель: А разве казаки только пели и веселились?
Дети:
Воспитатель: А чем они занимались ещё?
Дети:
Воспитатель: Ребята, казаки охраняли границы России с юга. Они несли трудную военную службу. Но и наравне с этим им приходилось самостоятельно вести свое хозяйство. Казачки шили одежду, вышивали, плели кружево. Приходилось казакам многое делать для себя самим. Так в станицах и стали появляться мастера своего дела. Дети, а кто такой мастер?
Дети:
Воспитатель: Здорово. Действительно, мастером своего дела называют человека, который хорошо выполняет работу, которой занимается. И замечательно, когда то, что он делает приносит пользу другим людям.
(На экране появляются кадры с изображением ремёсел казаков.)
Воспитатель: Дети, кто этот человек?
Дети:
Воспитатель: Среди казаков были кузнецы. Как вы думаете, что они делали?
Дети:
Воспитатель: Кузнецы изготавливали орудия для сельского хозяйства, шашки для военной службы, подковы для коней. А кто знает, из чего они все это делали?
Дети:
Воспитатель: Действительно, ребята, кузнецы ковали свои изделия из металла.
(на слайдах изображение процесса ковки железа кузнецом).Кузнец работал в специальном помещении. Оно называется кузница. В кузнице обязательно находилась большая печь. Как вы думаете, для чего?
Дети:
Воспитатель: печь нужна кузнецу для того, чтобы нагревать в ней металл. После того, как металл нагрелся, кузнец, с помощью специальных инструментов, придавал ему нужную форму и размер. Посмотрите, ребята, на экране инструменты кузнеца. (рассматривают инструменты, называют их).
Дети, и в наше время есть такая профессия кузнец. И изделия, сделанные кузнецом приносят большую пользу.
Следующий слайд.
Воспитатель: Дети, что вы видите?
Дети:
Воспитатель: Правильно, но это не просто кусты и деревья. Это ива- дерево с очень гибкими и прочными ветками, которые еще называют лозы. И именно с этими лозами связано еще одно ремесло, которым занимались казаки. Это лозоплетение.
Из лозы плели самые разные корзинки, предметы посуды, колыбельки для детей, клетки для птиц и даже мебель. (слайд)
Как вы думаете, ребята, легко ли плести из лозы?
Дети:
Воспитатель: А вы бы хотели попробовать что-нибудь сплести?
Дети:
Воспитатель: Подойдите к столу, посмотрите внимательно. Что вы видите?
(на столе плетеная корзина, в которой лежат ивовые лозы)
Дети:
Воспитатель: Да, это те самые лозы, из которых мастера плетут разные изделия. Скажите, какие они, эти лозы?
Дети:
Воспитатель: сможете вы сейчас что-нибудь сплести из этой лозы?
Дети:
Воспитатель: а знаете, почему?
Дети:
Воспитатель: Ребята, вы совершенно правы. Очень жаль, но у нас с вами ничего не получится. Во-первых, вы уже знаете, что любому делу нужно учиться. А, во-вторых, наша лоза, срезанная с дерева не подходит для плетения. Хотите узнать, почему?
Дети:
Воспитатель: Заготовкой ивовой лозы казаки занимались ранней весной или осенью. Выбирали для плетения молодые веточки. Именно они самые гибкие.
Затем нужно было снять с веточек кору. Это делали, с помощью специального инструмента. Посмотрите на экран. Этот инструмент называется щемилка. И только потом, когда кору снимали, из лозы можно было начинать что-то плести.
И, вот, посмотрите, какие изделия получались у мастеров.
Дети, сейчас нужны нам такие изделия?
Дети:
Воспитатель: конечно, ведь всегда приятно, когда у нас есть такие красивые и нужные вещи.
А еще, ребята, дворы казаков ограждены были заборами, которые назывались «плетни» (от слова «плести»). Казаки сами плели эти заборы и защищали свои дворы от животных. Во дворе нашего детского сада тоже есть плетень, все вы его видели.
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть. А какую казачью игру мы с вами вчера узнали?
Дети:
Воспитатель: Молодцы, поиграем в казачью игру «Плетень»
Физминутка.
Проводится казачья игра «Плетень»
Играющие стоят двумя шеренгами, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй шеренги. По сигналу (бубен) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т. д.). По следующему сигналу или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, быстрые и ловкие
А теперь, подумайте, зимой или летом занимались казаки плетением из лозы?
Дети:
Воспитатель: почему вы так думаете?
Дети:
Воспитатель: казаки занимались лозоплетением больше зимой, потому, что зимой у них было больше свободного времени. С ранней весны и до поздней осени казаки занимались сельским хозяйством. Посмотрите на экран, и мы узнаем, что выращивали казаки на своих огородах и полях. Но для этого вам нужно отгадать загадки. Готовы?
Дети:
Воспитатель читает детям загадки
Ах, какой цветок красивый
В огороде за крапивой!
Семечки-чернички,
Жёлтые реснички.
С солнцем просыпается,
Утру улыбается.
Он – сыночек солнышка,
Золотой.
Дети: подсолнушек
Воспитатель:
Зёрна жёлтые в початке,
Все молочные и сладки,
У царицы полей,
Назови её скорей!
Дети:
Воспитатель: Молодцы, какие сообразительные! Слушайте дальше.
С неба солнышко большое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи
Шевелят они усами
И тихонько шелестят
Дни сменяются ночами,
А они стоят, стоят.
А когда уходят с поля
Золотые усачи,
В нашей печке золотятся
Золотые калачи.
Дети:
Воспитатель: Давайте, еще раз повторим, что выращивали казаки
Дети:
Воспитатель: Правильно. Казаки выращивали пшеницу, рожь, овес, кукурузу, подсолнечник, овощи и фрукты. Этим они кормили себя и свои семьи, а излишки продавали на ярмарке. Еще казаки занимались рыболовством. Что это значит?
Дети:
Воспитатель: Правильно. Скажите, а сейчас люди занимаются сельским хозяйством и рыболовством?
Дети:
Воспитатель: Конечно, все, кто живет в поселках, станицах занимаются сельским хозяйством.
Ребята, и еще об одном народном промысле казаков я хочу вам рассказать. Среди казаков были мастера, изготавливавшие посуду из глины. Посмотрите на экран.
А вы знаете, как называют такого мастера?
Дети:
Воспитатель: Это гончар.
(На экране появляются кадры с рассказом о гончарном деле.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столе есть глина. Глину добывают из земли. Посмотрите, она одинаковая?
Дети:
Воспитатель: А чем она отличается?
Дети: Правильно. Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов, из которых она состоит.
- Попробуйте глину на ощупь. Какая она?
Дети: ( предполагаемые ответы детей: твердая, может крошиться, сухая, мягкая, рассыпчатая, как мука, мягкая, пластичная, из влажной глины можно лепить)
Воспитатель: Добывают глину твёрдой и сухой, а от воды она становится влажной и пластичной. Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры. Давайте посмотрим, что ещё нам расскажет книга.
(Дети возвращаются к слайдам)
Воспитатель: - Когда-то давным-давно люди в ручную начали изготовлять посуду из глины. Но посуда, сделанная просто руками не всегда получалась ровной и красивой. И вот тогда люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было, гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой.
(Появляются кадры с гончарными кругами и посудой)
Воспитатель: - У казаков посуда была очень разнообразная. Вот самый маленький горшочек «махотка». Как вы думаете, для чего он?
Дети:
Воспитатель: А вот горшок с высоким горлом «глэчек». Что же в нём хранили казаки?
Дети:
Воспитатель: В таких глэчиках молоко долго хранит прохладу и не портится. А это, ребята, «макитра» – более крупный сосуд. А вы догадались, для чего она нужна?
Дети:
Воспитатель: В них казачки хранили соленья, варенье, затевали тесто для выпечки хлеба, пирогов. Вот какую разную глиняную посуду изготавливали мастера на гончарном круге.
- Ребята, но это ещё не всё. Сейчас энциклопедия нам расскажет, как сделать посуду настоящей и прочной. После того, как посуда была вылеплена на круге, её обжигали в печи, где посуда становилась прочной. После обжига посуда остывала и мастера принимались за ее роспись. После росписи посуда становилась по-настоящему праздничной и украшала дома казаков. Такая посуда есть и у многих дома. И вы теперь знаете, как ее сделали.
Ну что ж, ребята, давайте еще раз вспомним о тех промыслах казаков, которые мы с вами сегодня узнали.
Дети:
Воспитатель: А напомните мне, кого называют мастером своего дела?
Дети:
Воспитатель: Скажите, ребята, а нужны ли эти промыслы нам для жизни?
Дети:
Воспитатель: А какой промысел вам кажется самым интересным?
Дети:
Воспитатель: А самым сложным? А простым?
Дети:
Воспитатель: А какому из этих промыслов хотели бы научиться вы?
Дети:
Воспитатель: А что нужно для того, чтобы стать настоящим мастером своего дела?
Дети:
Воспитатель: Правильно ребята. Чтобы стать настоящим мастером и приносить пользу своей работой нужно многому научиться. Быть аккуратным, внимательным, ответственным и всегда доводить начатое дело до конца.
Вы меня сегодня порадовали. (Отметить каждого ребенка)
А у меня есть для вас небольшие подарки. Обратите внимание на корзину, стоящую на полке.
Дети находят в корзине изображения различной глиняной посуды.
Воспитатель: Вы можете выбрать тот рисунок, который вам понравится, вырезать посуду по контуру и расписать ее красками. Почувствуйте себя настоящими мастерами. И мы устроим выставку ваших работ. Желаю всем удачи!