Марина Александровна Бадикова
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Мы помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
«Составление повествовательного рассказа „Мы помощники"
Конспект разработан с учетом программы «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.
Возрастная группа : средняя
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : «Какие разные дома».
Тема НОД: «Составление повествовательного рассказа „Мы помощники"».
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе „Мы помощники“» размещена в разделах
Ведущая образовательная область : речевое развитие.
Цель: формировать умение детей составлять повествовательный рассказ;
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение детей составлять повествовательный рассказ с помощью использования ТРИЗ-технологии.
- совершенствовать умение образовывать существительные в родительном падеже единственного и множественного числа;
-закреплять умение узнавать объект по характерным признакам;
- уточнять и расширять знания детей о доме и его частях;
- отрабатывать навыки умения подбирать слова действия к существительным.
Развивающие :
-развивать системное мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение анализировать, память, речь эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, сострадание, вызвать желание помочь.
-Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная.
Формы реализации детских видов деятельности : дидактическая игра, ситуативный разговор, решение проблемных вопросов
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Оборудование: мольберт, картина «Луг», карточки-схемы, морфологическая таблица, мультимедийный экран, проектор.
Предварительная работа: дидактические игры по ТРИЗ-технологии, «Хорошо - плохо»; «Где живет?»; «Что умеет делать», рассматривание картины «Деревня».
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Вводная часть
1. -Ребята, вчера вечером готовясь к встречи с вами, я вышла в интернет и увидела там вот такой видеоролик. И решила вам его показать.
Видеоролик
- Гав, гав! Здравствуйте, я собака «Жучка». Живу, я в далекой деревне с бабушкой Машей и дедушкой Ваней. У бабушки и дедушки много забот и хлопот. Коров накормить, огород убрать. Только вот помощников у них нет. Трудно им со всеми делами справиться. Может быть живут где-то дружные ребята, которые смогут им помочь. Мы будем рады видеть вас у нас в деревни.
-Вот такой видеоролик, я нашла в интернете.
-Ребята ведь мы с вами дружные и знаем, что старшим нужно помогать. И я предлагаю вам отправиться в гости к бабушке и дедушке на автобусе.
А веселая песенка нам поможет.
Песня «Мы в автобусе сидим».
Дети стоят полукругом.
Дети садятся на ковер, выполняют движения соответствующие словам песни.
Основная часть
-Вот мы и приехали. Давайте пройдем с вами к дому.
(педагог обращает внимание детей на экран)
-Посмотрите, какой красивый дом. Назовите, из каких частей он состоит.
-Ребята, а как хорошо, что у дома есть крыша. А теперь подумайте и скажите, чтобы было, если бы у дома не было крыши?
-Правильно, я согласна со всеми вашими предположениями. А вот интересно, если бы не было окон, что было бы тогда?
-Правильно, молодцы!
Хорошо ребята, что в доме бабушке и дедушке есть и крыша и окна.
Их дом крепкий и теплый.
Но в доме у них много работы. Давайте посмотрим, чем мы можем им помочь.
(На экране появляются часы, на них по кругу изображены картинки с действиями)
- Перед вами необыкновенные часы, потому что у них есть стрелка, которая указывает на объект. Представьте, что этот объект оказался у вас в руках и как с помощью него вы можете помочь бабушке и дедушке. Можно ребята, начну я. И так внимательно смотрим на часы, стрелка указывает на салфетку. У меня салфетка, и я буду салфеткой вытирать посуду.
-Молодцы ребята! Бабушке и дедушке будет приятна ваша помощь.
(Звучит аудиозапись голоса животных)
-Ребята, а чьи это голоса раздаются? Правильно, это голоса домашних животных. Которые, сейчас пасутся вон на том лугу. И раз мы с вами приехали помогать бабушке и дедушке, так давайте загоним животных в хлев. А хлев это дом где живут домашние животные.
- Ну, что пойдем помогать?
(дети проходят к мольберту на нем картина луга с животными)
-Это кто?
Загоняем в хлев.
(педагог тянет за нить и животное исчезает)
-Нет кого? (коров, лошадей, козы).
Какие вы замечательные помощники, всех животных вернули хлев. Помогли бабушке и дедушке.
(педагог предлагает детям присесть на стульчики)
Ребята чем же нам еще помочь, я кажется, знаю, ведь время года осень-это пора сбора урожая. И я уверена, что наша помощь на огороде очень пригодится. Ведь у бабушке и дедушке вырос богатый урожай! А, какие овощи нам нужно убрать мы узнаем, поиграв в игру «Отгадай овощ по признаку»
И так внимание на таблицу.
(по горизонтали расположены значки-признаки цвет, форма,вкус)
-Перед вами карточки с признаки.
-С начало мы соберем овощи вот какие
оранжевые, треугольные, сладкие).
-Что это?
-Теперь нам нужно собрать красный, круглый, сладкий-кислый (помидор).
-Что это?
-Следующий овощ коричневый, круглый, горький (лук)
-Молодцы ребята все овощи, смогли назвать правильно и помогли собрать богатый урожай
Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
-Ребята как здорово мы провели сегодня время. Но, к сожалению не все дети смогли сегодня побывать у бабушки и дедушки. И я предлагаю вам рассказать, где вы были, что делали? А я запишу это на телефон, и отправлю нашим ребятам.
(Педагог обращает внимание на схему, дает образец)
-Ребята, какие интересные рассказы у нас получились. Дети проходят и садятся на стульчики
Ответы детей: крыша, стены, окна, крыльцо, труба.
Предполагаемые ответы детей :
-если бы не было у дома крыши, то в доме было бы холодно;
- пошел бы дождь и все было бы мокрое
Предполагаемые ответы детей:
-если бы не было окна, то в доме было темно.
Дети по очереди называют действия:
-У меня веник, и я буду подметать пол.
- У меня молоток, и я буду забивать гвозди.
- У меня кастрюля, и я буду варить суп.
-…. т. д.
Ответы детей: домашних животных
Дети проходят к мольберту.
Д/и «Кого не стало?»
Дети отвечают: коровы, лошади, коза
Дети отвечают: коров, лошадей, козы
Дети садятся на стульчики.
Дети отвечают: морковь
Дети выполняют движения в соответствие с текстом.
Дети составляют рассказ с опорой на схему.
Заключительная часть
Как вы считаете, ребята, хорошо мы с вами поступили, что помогли бабушки и дедушки?
Да, теперь у них будет, больше времени для отдыха. Понравилось вам в деревни?
-Ребята вы были молодцы, вы настоящие помощники!
Ну, а теперь пришла пора нам возвращаться. Садимся в автобус.
(звучит отрывок песни мы в автобусе сидим). Предположительные ответы детей: хорошо теперь они могут отдыхать.
Дети садятся на ковер, выполняют движения соответствующие словам песни