Жанна Думанишева
Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Традиции соблюдай, в круг друзей собирай»
Программные задачи:
- приобщать детей к обычаям и традициям русского и адыгского народа;
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- воспитывать толерантность через традиции;
- формировать у детей навыки коллективной игры, интерес к культуре двух народов;
- развивать умение сравнивать и находить общее в традициях двух народов;
- воспитывать уважение к обычаям и традициям;
- мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций.
Словарная работа:
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
обогащение словаря за счё т слов: обряд, традиция, боярышник;
активизация словаря: чем богаты, тому рады; гости, подарки, масленица.
Материал и пособия: слайды, проектор, экран, волшебный мешочек с атрибутами для выбора профессии, символы «Масленицы» в конвертах, веточка дерева, атласные ленточки.
Ход занятия:
Воспитатель : Здравствуйте ребята! Меня зовут Жанна Рашидовна.
Ребята, я узнала, что в вашем детском саду есть такая замечательная группа, где играют, познают что-то новое дети разных национальностей (адыги, русские, греки, чеченцы, татары) и все они очень дружные.
А вы знаете, что у всех народов есть свои обычаи и традиции.
Ответы детей:
Воспитатель : Давайте, мы с вами поговорим сегодня о них. Ребята традиции это - всё то хорошее, что нам передалось от стариков к детям от детей к внукам. Это частушки, праздники, игры, это и правила которые соблюдаются у нас и сейчас, в каждой семье.
Вопрос детям. А какие традиции есть у вас в семье?
(наводящими вопросами стараюсь добиться этих ответов)
Ответы детей. Желать здоровье, дарить подарки, приглашать и ходить в гости.
Слайд с русской избой под р. н. м. «Во поле берёзонька стояла»
Воспитатель : Ребята, посмотрите, сегодня нас с вами в гости приглашает Машенька. Давайте узнаем, как в старину встречали гостей. А встречали они вот так: (накидываю шаль на плечи и говорю) : Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать, заходите дорогие гости в дом, чем богаты, тому и рады! Как вы думаете, ребята, чем же угощали в русской избе?
Ответы детей:
Воспитатель : Скажите когда к вам домой приходят гости, вы их приглашаете в дом или квартиру? А чем вы угощаете гостей?
Ответы детей:
Воспитатель : Ребята, что это? Какая звучит зажигательная музыка!
Посмотрите ребята, пожалуйста, на экран - это Алкес приглашает нас в свой дом — хъачещ. В свою адыгейскую семью. А это было так: (надеваю адыгейский головной убор)
… Ещё в стародавние времена у адыгов была комната отведённая специально для гостей. Угощение хозяева ставили для гостей на круглый стол с тремя ножками. Даже если гость был для них врагом или они его не знали, всё равно они его встречали и почитали как самого близкого три дня и три ночи. Только после этого они могли спросить, что же его привело к ним.
Ребята как вы думаете, какими адыгейскими блюдами будет угощать Алкес гостей?
(наводящими вопросами стараюсь добиться этих ответов)
Ответы детей.
Воспитатель : Ребята все народы очень гостеприимны и дружны.
А сейчас я хочу вам рассказать об очень интересном обряде, который называется «Первый шаг ребёнка».
И у русского народа и у адыгов название этого обряда звучит по-разному, но эта традиция, которую соблюдают и русские и адыги.
Ребята давайте мы с вами зайдём в гости в адыгскую семью и посмотрим, как проходит этот праздник «Первый шаг ребёнка».
Слайд Обряд первого шага.
Непривычного к ходьбе малыша всячески оберегали от падений и ушибов, надеялись и на магическую помощь обряда.
«Ребенка ставили на прочные предметы, например, на камень желая: «Пусть твердо, как камень, стоит на ногах!».
Русские имитировали перерезание ножницами невидимых пут, якобы до сих пор связывающих ноги ребёнка.
Главное в этом обряде - символический выбор будущей профессии: для мальчика - топор, молоток, нож, кинжал, изображение коня, газыри, и т. д., а перед девочкой выкладывали иголку, нитки, ножницы и прочие другие вещи. Выбранный ребенком предмет символизировал его «будущее занятие», «профессию».
Люди верили в то, что этот совершенный обряд помогает ребенку твердо встать на ноги, что с этой минуты ребенок начнет уверенно ходить.
Воспитатель : А давайте мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» и попробуем узнать, кто кем станет, когда вырастит.
Игра «Волшебный мешочек»
Слайды с праздником Масленицы
Воспитатель : Ребята, когда заканчивается зима и начинается весна, все люди празднуют приход весны. Вот и русский народ празднует «Масленицу». Это очень весёлый и радостный праздник с блинами частушками с пляскам, с играми, с песнями!
Беседа с детьми :
- Ребята, а вы отмечали в детском саду этот праздник?
- Вам было весело на нём?
- А как вы его отмечали?
Воспитатель : А давайте сейчас с вами соберём символы Масленицы из пазл.
Подойдите, пожалуйста, к столам. Соберите пазлы с элементами этого праздника. Какие вы ребята молодцы!
Воспитатель : Я хочу ребята устроить нам настоящий праздник.
По масленичной традиции обычно плели косички из ленточек.
Давайте мы с вами посоревнуемся, кто быстрее заплетёт солнышку косички из ленточек.
Игра «Заплети косички»
Воспитатель : Ребята, а теперь давайте мы с вами узнаем, как же адыги празднуют приход весны?
Этот праздник они называют «Праздник первой борозды», он связан с солнцем и пробуждением жизни после зимы. На поле вспахивают первую борозду для посева зерна. А во дворах домов украшали в этот день дерево или ветку боярышника. Это растение - боярышник, считается у адыгов символом плодородия, его украшали ленточками и загадывали желания. В этот день адыгский праздничный стол ломится от еды - даже блюда сыр, щалям похожие на солнце - «славят» солнце.
Ребята давайте мы с вами тоже украсим ленточками наше дерево, и каждый загадает желание.
Воспитатель : Ребята любой праздник не обходится без игр. Давайте мы с вами тоже поиграем в одну очень интересную игру, в которую играю дети разных национальностей. Игра наша называется по-русски «Подбери платочек», а по-адыгски «Подбери шапку».
Воспитатель : Хвалю детей за активность, быстроту, умение играть дружно.
Воспитатель : Мы с вами поиграли и повеселились от души. Ребята, в каждой семье есть свои традиции и обряды. Даже если вы считаете, что в вашей семье их нет, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже сказанное утром: «Здравствуйте!», «Доброе утро!» и вечером: «Спокойной ночи!» - это тоже, своего рода традиции.
Соблюдая традиции, люди учатся дружить и уважать друг друга.
Воспитатель : А теперь давайте мы с вами станцуем танец дружбы.
Ну-ка, повторяйте за мной!
«Танец дружбы» с трансляцией слайдов.
Воспитатель : Ребята вам сегодня со мной понравилось играть?
А какие обряды и традиции вы узнали?
Ответы детей: (если затрудняются задать наводящие вопросы)
Воспитатель : Ребята, не забывайте традиции, сохраняйте их и передавайте их друг другу! Ведь это очень здорово!
Мне с вами было очень интересно, вы дружные и гостеприимные! И я не могла прийти к вам с пустыми руками! У меня для вас подарки! Угощайтесь мои хорошие.
Всего вам доброго!
До свиданья! До новых встреч!