Хайрия Чинакаева
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Зима — время перемен»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 комбинированного вида Красногвардейского района города Санкт-Петербург. Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности «Зима – время перемен» по речевому развитию, также можно использовать кака материал по экологическому и познавательному развитию. Данный материал могут использовать в работе воспитатели с детьми старшего и подготовительного к школе возраста.
Публикация «Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию „Зима — время перемен“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Цель: сформировать обобщенное представление детей о зиме.
Образовательные : учить устанавливать причинно-следственные связи, учить использовать модели в познавательной деятельности, закрепить названия деревьев, животных, вспомнить названия их жилищ, чем они питаются.
Развивающие : развивать познавательную активность детей, активировать речь детей, развивать двигательные умения детей.
Воспитательные: воспитывать желание оказывать помощь животным зимой, воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к лесу, формировать чувство любви к природе, воспитывать позитивное отношение к зиме.
Методические материалы: картинки с изображением зимующих птиц, животных, игра «Зимние забавы», картинки птиц, загадки, вещи для Незнайки (шарф, шапка,куртка, слайды
Модели: строение дерева, погодные явления зимой: снег, лед; приспособление животных к зиме.
Сказочный персонаж: Незнайка
Предварительная работа: чтение художественной литературы, физкультминутка «Перелетные птицы» наблюдения на прогулке за деревьями, цветами, беседа с детьми о насекомых и животных, рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, птиц, заучивание стихотворений, разгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей :
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое»,
«Социально-коммуникативное»
«Физическое развитие»
В. -Ребята, я встретила Незнайку, он идёт в одной футболке, шортиках и кедах загорать. В это время года на улице загорают?
Д. Нет.
В. - А какое сейчас время года?
Д. Ответы детей. (зима)
В. - Как вы узнали, что на улице зима?
Д. Предполагаемые ответы детей. (зимой на улице холодно, мороз, снег и лед).
В. -Посмотрите на картину. (слайд 1)
В. - Наверное, Незнайка ничего не знает о зиме. Давайте расскажем ему и чтобы нам не забыть, поставим схему. (воспитатель ставит карточки «снежинки», «лед»).
В. - А почему летом тепло, а зимой холодно?
Д. -Зимой солнце плохо греет, дает мало света и тепла.
В. -А какая земля зимой?
Д. - Землю покрывает снег.
В. -А что происходит с цветами? Они растут?
Д. Нет.
В. - А почему они не растут?
Д. Предполагаемые ответы детей (Земля промерзает, им не высосать корешками воду).
В. -А стебель может жить зимой?
Д. Ответы детей. (стебель замерзнет)
Д. - Все цветы под снегом. Листьев нет.
В. -Правильно.
В. Посмотрите на изображение.
(слайд 2)
Незнайка. – Раз цветы не живут зимой, значит кусты и деревья тоже погибают?
Д. - Нет, деревья спят. Ствол покрыт корой, она защищает от холода.
В. - Давайте объясним Незнайке, так ли это? Корни деревьев впитывают влагу?
Д. Нет.
В. - А почему деревья сбрасывают на зиму листья?
Д. Ответы детей (Им нечем питаться, так как по корню не идут питательные вещества, поэтому листья опадают.)
Незнайка. – А ещё зимой нет птиц и поэтому мне очень скучно.
В. (Воспитатель выставляет модель дерева).
В. -Здесь у меня много птиц, ребята, посадите на наше дерево тех птиц, которые у нас зимуют.
Д. Дети сажают зимующих птиц на модель дерева и называют их.
В. Как называются птицы, которые у нас остаются зимовать?
Д. Зимующие.
В. Правильно, ребята.
Незнайка -А я знаю загадки про зимующих птиц. Вы сможете их отгадать, ребята?
Д. Да.
Н. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Д. Синица.
(слайд 3)
Н. Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка -.
Д. Воробей.
(слайд 4)
Н. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её …
Д. Сорока
(слайд 5)
Н. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
Д. Сова
(слайд 6)
Н. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут.
Д. Голубь
(слайд 7)
Н. Что за птица на суку
В рощице поет: «Ку-ку»?
Неприметная пеструшка,
А зовут ее.
Д. Кукушка
(слайд 8)
В. - Что-то ты напутал, Незнайка. Ребята, все птицы, про которых Незнайка загадал нам загадки зимующие?
Д. Предполагаемые ответы детей. (Кукушка улетает в теплые края, она перелётная птица.)
В. - Правильно, ребята, нас не запутаешь! А почему кукушка улетает?
Д. Ответы детей (кукушка питается насекомыми, а зимой насекомых нет.)
В. - А где зимуют насекомые?
Д. Они прячутся под землей, под корой деревьев
В. Посмотрите на рисунок, насекомые прячутся под кору деревьев, другие – уходят под землю.
(слайд 9)
Незнайка – А я знаю ещё зимующих птиц – это снегири и свиристели.
(Слайд 10)
В. - Ребята, это зимующие птицы?
Д. Они пролётные. Они живут на севере, зима на севере более суровая чем у нас и поэтому им здесь лучше и больше пищи, они питаются ягодами рябиной, боярышником, черноплодной рябиной и т. д.
В. - Молодцы, ребята, всё правильно. А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили, (изображают)
Клювики почистили
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели. (улетают», садятся).
Незнайка – А звери все, наверное убегают тоже в Африку?
В. -Ребята, давайте Незнайке расскажем, как приспосабливаются животные зимой.
Д. Предполагаемые ответы детей. (Звери зимой остаются. Они меняют окраску, шерсть становится плотнее, впадают в спячку и т. д.)
(слайд 11)
В. -Правильно. Посмотрите на зайцев. Что с ними произошло?
Д. - Они поменяли окраску, стали белыми под цвет снега, чтобы их не смогли увидеть хищники.
(слайд 12)
В. - А, что изменилось в жизни медведя?
Д. - Медведь спит зимой в берлоге.
В. - А это кто изображён?
(слайд 13)
Д. Белочка.
В. - А что изменилось в жизни белочки?
Д. Предполагаемые ответы детей. (Белка стала серой, под цвет ствола дерева и снега, она тоже замаскировалась.)
В. - Молодцы, ребята. Теперь ты понял, Незнайка, что звери не убегают в Африку, они приспосабливаются к нашим зимним условиям.
Незнайка – А ещё я знаю точно, что рыбы зимуют в аквариуме.
В. - Прав ли Незнайка?
Д. -Рыбы зимой засыпают, холодно, водоёмы покрываются льдом и рыбы зарываются в ил.
В. -Посмотри, Незнайка, как зимуют рыбы. Они собираются стаей и зарываются в ил, прижимаются друг к другу.
(слайд 14)
Незнайка – А как проводят зиму люди? Тоже спят?
В. - Ребята, мы сможем объяснить Незнайке, как люди приспосабливаются к зиме.
Д. - Люди тепло одеваются, катаются на лыжах, на санках. Взрослые ходят на работу, а дети - в детский сад и в школу.
(слайд 15)
В. - А в какие игры любят люди играть зимой?
Д. В снежки, строят снежные крепости, лепят снеговиков.
Дидактическая игра «Зимние игры»
(Воспитатель выкладывает картинки и разными играми)
Д. Дети отбирают зимние игры и называют их. (снежная крепость, гонки снежных комков, салки-снежки, катание на лыжах, санках, коньках и т. д.)
В. - Значит зимой весело?
Д. Да.
В. - А вы хотите, чтобы зима была всегда?
Д. Нет. Летом можно купаться, загорать.
В. - Ребята, представьте на минуту, что зима будет постоянно. Что тогда будет?
Д. Предполагаемые ответы детей. (Если все время будет зима, то все растения и животные погибнут)
В. -Незнайка, мы с ребятами думаем, что ты теперь узнал про зиму очень много. И больше ничего не перепутаешь. У нас есть для тебя теплая одежда. Одевайся и беги домой. Весело проведи зиму, а летом смело на речку – загорать.
Незнайка – Ребята, спасибо Вам. Я много сегодня узнал интересного от вас про зиму. Я побегу домой. До свидания! До скорых встреч!
Д. До свидания! Приходи в гости, будем ждать тебя.
В. - Ребята, и все-таки зимой замечательно! Вы со мной согласны! Послушайте Стихотворение про зиму.
(слайд 16)
Приходит в шубке белой
Красавица-зима,
Ступает королевой,
На шапке — бахрома.
Снежинками украшен
Сверкающий наряд,
Платком она помашет -
Снежинки полетят.
Так щедро посыпает
Поля, сады кругом.
Природа засыпает
Под мягким серебром.
Метелица резвится,
Морозы не страшны.
Деревьям сладко спится
До солнечной весны.
(Е. Шаламонова)
В. -Ребята, вы молодцы, много знаете про зиму интересного. На этом наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?
Д. Да.
-Чем понравилось?
Д. Ответы детей.
В. Спасибо, за вашу помощь!