кукушкин арабатов
Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные узоры»
Цель: Закрепить умения детей работать живыми красками, волшебными палочками используя нетрадиционные способы рисования на воде.
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – «эбру».
-Развивать чувство композиции, ритма, колорита, творческие способности, воображение,фантазию.
-Воспитывать эстетический вкус, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе. Прививать навыки трудового воспитания.
Публикация «Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе „Волшебные узоры“» размещена в разделах
Оборудование: Листы белой бумаги, живые краски (эбру), палитра, клеёнка на столы, волшебные палочки (зубочистки) для рисования,влажные и сухие салфетки,пипетки, ёмкости с водой, иллюстрации картинок с изображениями «Чёрно – белый мир» ,фартуки, нарукавники, волшебные шапочки.
Музыкальное оформление: Аудиозапись мелодий.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поприветствуем их.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, а вы любите восточные сказки? Какие сказки вы знаете?
Ответы детей : Алладин и волшебная лампа, Али-Баба и сорок разбойников, Злой волшебник, Хитрый продавец, Нищий и счастье.
Воспитатель : Я хочу сегодня рассказать вам сказку. Жила-была Фея, которая умела делать много добрых дел и обладала волшебной силой. Однажды, путешествуя по миру, она повстречала грустных, мрачных, невеселых людей (иллюстрации картинок «Черно – белый мир»). У всех был хмурый взгляд, опущенная голова. Захотела Фея помочь несчастным. Оказалось, представляете, что их страна не имеет цветных красок. Она вся чёрно-белая. Есть только чёрный и белый цвет. Можете себе это представить? Жители не видели цветных красок. Тогда Фея решила показать, насколько разноцветным, красочным, может быть мир. Поможем Фее?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: А как мы сможем ей помочь? (Размышления детей)
Воспитатель : А ещё я покажу вам одно удивительное искусство. Посмотрите на экран. (Показ видео). Это искусство называется Эбру. Какое красивое слово! Повторите. Эбру – это рисование на воде. Это искусство зародилось в Турции. Краски плавают на поверхности воды и не смешиваются между собой, а образуют причудливые узоры. А потом эти узоры переносятся на лист бумаги или ткань. Вы когда – нибудь рисовали на воде?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, на чём вообще можно рисовать?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать мастерами Эбру?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Но сначала я предлагаю вам набраться силы и волшебства.
Физминутка (с использованием ИКТ)
Воспитатель: Ну что, теперь мы готовы помочь Фее. И как настоящие мастера искусства мы должны пройти в нашу лабораторию надеть фартуки и нарукавники.
Дети одевают фартуки и нарукавники.
Воспитатель: Проходите мастера к столу. Посмотрите, Фея принесла нам краски и воду, но не дала кисточки. А чем же мы будем рисовать?
Дети отвечают.
Воспитатель : Я вас научу рисовать волшебные узоры на воде. У нас с вами в лотках не простая вода, которая течёт из -под крана, в неё добавлен специальный загуститель,он сделан из растения,горной колючки,которое растёт в Турции, называется оно гевен. Я беру пипетку, набираю в неё немного краски и капаю в центр ёмкости. Дальше набираю другой
цвет и капаю в центр круга, который получился от первой краски. Дальше беру зубочистку с заостренным концом, опускаю её на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капли краски растекаются по поверхности воды, на один цвет ложится другой. Это похоже на магию и рисую от центра круга в сторону линии. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь волшебным узором. Вода постоянно изменяется и, воспринимая настроение художника, ведёт себя всё время по-разному. По-разному ведут себя и краски на поверхности воды, характер красок всё время меняется, это настоящее волшебство! Ориентироваться можно только на свои ощущения. Аккуратно прикасаемся к поверхности воды, оставляя расплывающийся круг. Затем вновь берём зубочистку, опускаем её в краску другого цвета и повторяем эти же действия.
Посмотрите, круги краски расплываются, кружатся, словно танцуют на воде. Чтобы наши узоры были ещё более интересными, придадим им форму, отведём краску от края круга к центру, при этом палочку каждый раз вытираем салфеткой.
Работайте аккуратно. Теперь нам нужно попробовать перенести рисунок на лист бумаги. Кладу бумагу на воду и говорю волшебные слова волшебные слова :
«Кривле, крабле,бумс»
Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой.
И посмотрите- волшебство!
А сейчас предлагаю, порисовать вам. Проходите на свои рабочие места. Дети проходят за столы.
Воспитатель : Но прежде, чем приступить к рисованию, что нам нужно сделать?
Ответы детей: Поиграть с пальчиками, разогреть их.
Воспитатель: Правильно.
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Взяли кисточки опять.
Постучали, повертели
И работать захотели
Воспитатель: Хорошо,теперь приступаем к рисованию. Во время рисования работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые рисунки.
Дети начинают работу.
Воспитатель: Как красиво у вас получилось! Теперь рисунки должны высохнуть. Положите их на стол. Ну что, ребята, мы сегодня сделали очень доброе дело – помогли фее. Мы были настоящими мастерами эбру и научились этому искусству. Вот какие мы с вами молодцы! А я хочу у вас спросить, что же больше всего запомнилось и понравилось вам сегодня?
О какой технике рисования вы сегодня узнали? Что было трудным? Я предлагаю вам оценить работы. Но только не свою работу, а работу своих товарищей.