Козлова Юлия
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россияне»
Конспект занятия в подготовительной группе
Направление деятельности: «Патриотическое воспитание»
Тема: «Россияне»
Цель: Развитие интереса и уважения к культуре разных народов России, формирование чувства любви к Родине.
Задачи:
Образовательные:
– Обогащать словарный запас детей по теме;
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе „Россияне“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
– Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми;
– Продолжить детей знакомить с многообразием наров России и их обычаями и традициями;
Закрепить и расширить представления о России.
Развивающие:
– Продолжать развивать интерес ребенка к групповой деятельности;
– Способствовать формированию интереса к культуре других народов.
Воспитательные :
– Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину;
– Воспитывать патриотические чувства к своей Родине;
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Виды детской деятельности:
• Игровая.
• Коммуникативная.
• Познавательная.
• Продуктивная.
• Двигательная.
Планируемые результаты:
• чувство толерантности к разным народам и нациям;
• умения детей действовать самостоятельно, коллективно, проявлять инициативу;
• умения детей следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
• развитие у воспитанников интереса к истории и культуре разных народов;
• активизация словарного запаса;
• расширение культурных знаний;
• развитие у воспитанников желания узнавать новое;
• развитие физических качеств воспитанников.
Оборудование: рукавица, рисунок России, заготовка для рисования «Человечки», вырезанная по границам карта России формата А4, разрезанные картинки народных костюмов, проектор для показа слайдов, интерактивная доска.
Предварительная работа:
Беседы: «Мой дом – Россия», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».
Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские)
Ход занятия
Дети сидят на коврике в кругу.
Воспитатель : Наша страна великая, огромная и красивая. Но страна – это ведь не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне.
На интерактивной доске слайд с картой России.
Стихотворение Т. Бутова «Родина»
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно пол мира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и. я.
Воспитатель : Ребята, а кто такие россияне?
Дети: Все люди, которые живут в России.
Воспитатель : Правильно, Давайте разомнем наши пальчики!
Ход игры: воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя».
Реки чьи глубоки, чисты
И красивы берега?
Отвечайте без запинки —
(Это Родина моя)
Горы снежные вершины
Прячут ввысь за облака.
Что за чудная картина?
(Это Родина моя)
Где поля и степь без края,
На цветах блестит роса,
Песни птиц, жужжанье шмеля?
(Это Родина моя)
Лес, как царство Берендея,
В нём живут медведь, лиса,
А в тайге есть даже тигры.
(Это Родина моя)
Где на севере морозном
Льдом сверкают берега.
А на юге — море, солнце.
(Это Родина моя)
Воспитатель : Правильно, а какие народы проживают в России?
На интерактивной доске слайд карты России с народностями.
Дети: Татары, башкиры, нанайцы, якуты и т. д.
Воспитатель : Отлично. Как думаете, что объединяет всех детей России и даже мира?
Дети: у всех есть мама и папа, все мы живем на планете земля, все мы кушаем и дышим и т. д.
Воспитатель : вы совершенно правы. А еще, все дети мира и нашей страны любят играть. Предлагаю вам познакомиться сегодня с некоторыми играми разных народов России.
На интерактивной доске слайд с бурятами в национальных костюмах.
«Рукавицу гнать» (бурятская народная игра)
Выбирают водящего и садятся вокруг него тесным кругом или напротив ведущего на лавке, но тоже так тесно, чтобы не было зазоров между сидящими. Руки все игроки держат за спиной. У одного из игроков в руках рукавица. Он начинает громко нараспев приговаривать: «Рукавицу гони!», одновременно передавая рукавицу своему соседу. Тот, в свою очередь, громко подхватывает песню и как можно быстрее передает ру-кавицу дальше. Водящий указывает на игрока, который должен показать свои руки. Если в них рукавица, то проигравший становится водящим, если — нет, то игра продолжается.
Правила:
Поет только тот, у кого рукавица.
Нельзя пытаться задержать у себя рукавицу, надо быстро передавать ее следующему игроку, который тут же начинает петь. Так создается эффект «какофонии», когда несколько игроков поют одновременно, с небольшой задержкой по времени.
Если водящий правильно указал игрока, у которого рукавица, тот не имеет права передавать ее дальше, а должен показать водящему и занять его место.
Воспитатель : Отлично, теперь давайте немного подвигаемся.
Слайд с мордовами в национальных костюмах.
Мордовская народная подвижная игра.
Игра «В круги». Дети берутся за руки, образуют круг, ходят и приговаривают.
Отгадай, чей голосок,
Становись во кружок,
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись.
Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.
Воспитатель : ребята, а как вы узнавали друг друга? Что вам в этом помогло?
Дети: по одежде, по длине волос, по росту и т. д.
Воспитатель : Каждый из нас индивидуальный. Так и у каждого народы есть свои национальные костюмы. Давайте вспомним как выглядят костюмы некоторых народов.
Дидактическая настольная игра «Собери национальный костюм» из серии разрезные картинки. Дети делятся на группы и собирают изображение национальных костюмов. На интерактивной доске показаны данные костюмы в правильном виде.
Воспитатель : Молодцы. И у каждого народа свои народные традиции, свои наряды и даже игры. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Предлагаю Вам выразить дружность наших народов с помощью творчества.
Детям предоставляется нераскрашенный вырезанный по границе рисунок России и человечки. Самостоятельно дети распределяют кто будет раскрашивать Россию, а кто человечков. По завершению человечки клеятся на Россию держась за руки друг друга. На интерактивной доске возвращаемся к слайду с картой России.
Воспитатель : Посмотрите какая красота у нас получилось, а это потому, что делали мы это все вместе и сообща. Как говориться в поговорке: Когда мы едины- мы непобедимы. Что вы узнали сегодня нового, ребята? А что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажете родителям?
Пояснительная записка
В состав Российской Федерации входят 22 республики, и на ее территории проживают более 200 национальностей. На ста языках говорят на территории России и исповедуют все мировые религии. Без сомнений, Россия- многонациональная страна. Многонациональность страны делает нашу культуру духовно и культурно богаче, но в то же время, порождает конфликты и противоречия. Именно поэтому важно, как можно раньше прививать детям толерантность, проводить беседы о различии между нациями, прививать уважение к другим культурам.
В конспекте данного занятия раскрываются противоречивые темы. С одной стороны, какие же мы все разные, уникальные, неподражаемые. Но с другой стороны – мы все жители нашей огромной страны. Мы единство- и этого у нас не отнять.
Цель: Развитие интереса и уважения к культуре разных народов России, формирование чувства любви к Родине.
Задачи:
Образовательные:
– Обогащать словарный запас детей по теме;
– Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми;
– Продолжить детей знакомить с многообразием наров России и их обычаями и традициями;
Закрепить и расширить представления о России.
Развивающие:
– Продолжать развивать интерес ребенка к групповой деятельности;
– Способствовать формированию интереса к культуре других народов.
Воспитательные :
– Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину;
– Воспитывать патриотические чувства к своей Родине;
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Виды детской деятельности:
• Игровая.
• Коммуникативная.
• Познавательная.
• Продуктивная.
• Двигательная.
Планируемые результаты:
• чувство толерантности к разным народам и нациям;
• умения детей действовать самостоятельно, коллективно, проявлять инициативу;
• умения детей следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
• развитие у воспитанников интереса к истории и культуре разных народов;
• активизация словарного запаса;
• расширение культурных знаний;
• развитие у воспитанников желания узнавать новое;
• развитие физических качеств воспитанников.
Оборудование: рукавица, рисунок России, заготовка для рисования «Человечки», заготовка для рисования «Россия», разрезанные картинки народных костюмов.
Предварительная работа:
Беседы: «Мой дом – Россия», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».
Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские)