Вера Садовникова
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей составлять логический, эмоциональный и содержательный связанный рассказ по картине, не повторяя рассказов друг друга; совершенствовать умения детей озаглавливать картину, составлять план рассказа (начало, середина, конец);
Публикация «Конспект непрерывно-образовательной деятельности по развитию речи „Составление рассказа по сюжетной картине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Закреплять умения целенаправленного рассматривания картины и отвечать на вопросы по содержанию картины;
Уточнить и активировать словарь детей по теме «Зима, зимние забавы». Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, согласование существительных с прилагательными, глаголами и т. д.)
Развивающие :
Развивать связную речь детей (указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, сложные, распространённые);
Развивать зрительное внимание, мышление, память, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать своих товарищей.
Материалы: Сюжетная картина, карточки.
Предварительная работа: беседы о зиме, чтение художественной литературы про зиму, наблюдения на прогулке за играми детей зимой, за зимней природой и погодой в зимний период. Дидактические игры «Подбери признаки», «Подбери слова» «Что происходит в природе», «Лесенка предложений» и т. д.
Ход НОД:
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на занятие
( по выбору воспитателя: приветствие, загадка, создание специальной ситуации)
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
В: Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
В: Послушайте пожалуйста стихотворения.
Снег пушистый серебрится,
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом
Вышла в поля в платье белом,
Наша русская зима.
Пусть она гуляет смела,
Будет рада детвора.
В: чему будет рада детвора?
Дети: - Что будет много снега.
- Что можно будет кататься на санках, лыжах, коньках.
- Лепить снеговика, крепость и играть в снежки.
В: как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь?
Дети: Речь пойдет о зиме.
- И зимних играх и забавах.
Введение в образовательную деятельность. Актуализация знаний детей
(вспоминаем пройденный материал, который детям известен и на нем базируются новые знания)
Игра «Подбери слово»
ЗИМА какая?
• Снежная
• Суровая
• Морозная
• Холодная
СНЕГ какой?
• Пушистый
• Белый
• Серебристый
• Липкий
НАСТРОЕНИЕ какое?
• Веселое
• Радостное
• Хорошее
ЛЕД какой?
• Блестящий
• Скользкий
• Твердый
В: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите: на столе лежат карточки, (перевёрнутые рубашкой кверху). Вы должны взять карточку и сказать, что делают дети на картинке?
Ответы детей в соответствии с изображением на картинке.
Создание проблемной ситуации.
В: выставляет сюжетную картину.
В: Ребята посмотрите пожалуйста на картину и составьте рассказ, вам на это я даю 2 минуты.
В: простит рассказать ребенка. После прослушанного рассказа, задает вопросы детям.
Вопросы:
- Понравился ли вам рассказ?
- Почему не понравился?
- Почему понравился?
- О чем рассказал (Коля?
- О чем не рассказал (Коля?
- Какие ошибки совершил?
Решение проблемного вопроса (выход из проблемной ситуации)
Основная часть.
Дети проходят на свои места. Беседа по картине.
В: из каких частей состоит рассказ. (Начало, середина и конец).
- с чего надо начинать составления рассказа?
Дети: с составления плана.
- О чем мы рассказываем в начале нашего рассказа?
- Что должно быть в середине рассказа?
- Чем рассказ заканчивается?
Давайте внимательно еще раз рассмотрим картину.
• Какое время года изобразил художник?
Дети: зима.
• Что мы видим?
Дети: снег, деревья, пруд.
• Кого вы видите на картине?
Дети: детей, щенка.
• Куда вышли дети?
Дети: на прогулку
• Чем заняты ребята на льду?
Дети: катаются на коньках.
• Кого еще мы видим на льду? Что она делает?
Дети: играющего щенка.
• Что делает мальчик с санками?
Дети: вставляет нос снеговику.
• Посмотрите, а кто вдалеке? А как по-другому их назвать?
Дети: Люди катаются на лыжах. Это лыжники.
• Какое настроение у детей?
Физкультминутка (по выбору воспитателя)
Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу.
Соберёмся все в кружок. Останавливаются.
Мы на саночки садимся, Приседают.
И с горы на санках мчимся.
Снег, снег, белый снег, встают, Взмахивают руками.
Кружит, падает на всех.
Дети все на лыжи встали. Имитация ходьбы на лыжах.
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили, «Рисуют» руками большой круг
Снеговика мы смастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили. Проходят на свои места.
В: Послушайте мой рассказ.
Наступила снежная морозная зима. Выпало много пушистого снега. Пруд покрылся прозрачным льдом. Ребята одели теплую одежду и вышли на прогулку. Дети катаются на коньках. Забавный щенок играет вместе с ними. Мальчик слепил снеговика и делает нос из морковки. Вдалеке катаются лыжники. Интересно и весело детям гулять зимой.
В: понравился мой рассказ? А сейчас я предлагаю всем вместе составить рассказ.
На доске мы видите картинке, которые нам помогут составить рассказ. Их нужно определить, в правильном ли порядке они стоят, что картины нужно расположить иначе.
В: читает свой рассказ по одному предложению, а дети восстанавливает нарушенный порядок.
После коллективного составления рассказа, еще выслушивает двоих детей и меняю последовательность картинок.
Первую ставлю в конец, а последнею в перед.
- что изменилось?
Дети:
Подведение итогов. Рефлексия.
Я предлагаю вам оценить свою работу на занятии, перед вами три снеговика разного цвета.
Красный снеговик – это за активное участие в занятие.
Синий снеговик – это за частичное участие. (вы принимали участие, но всегда, давали не правильные ответы).
Зеленый снеговик – это зато, что вы присутствовали на занятие и не мешали другим детям.
Поднимите пожалуйста снеговика. Спасибо за оценку своей работы.