Жук Наталья
Конспект НООД по музыке в старшей группе в старшей группе «Светлый образ матери»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Костромы «Детский сад №63»
Конспект
непосредственной организованной
образовательной деятельности
по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность" в старшей группе
Тема "Светлый образ матери"
Публикация «Конспект НООД по музыке в старшей группе в старшей группе „Светлый образ матери“» размещена в разделах
Подготовила и провела:
музыкальный руководитель
Жук Наталья Евгеньевна
Кострома
2020
Цель: воспитание у детей чувства любви, уважения и признательности к своим мамам через произведения искусства (музыка, живопись, поэзия).
Участники: дети и взрослые.
Возраст детей: 5-6 лет.
Место проведения: музыкальный зал.
Форма организации: групповая.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.
Задачи:
1. Образовательные :
- формировать музыкальную культуру на основе слушания музыкальных произведений : "Мама" П. И. Чайковского, "Материнские ласки" А. Т. Гречанинова;
- совершенствовать музыкальную память через узнавание музыкального произведения по фрагменту;
- закреплять представления детей об инструментальной музыке;
- формировать умение сравнивать пьесы с похожими названиями, находить в них сходства и отличия;
-формировать умение различать оттенки настроений в пьесах;
-формировать умение различать средства музыкальной выразительности;
-способствовать формированию умения соотносить характер музыки цветовому спектру.
2. Развивающие:
- развивать умение сочинять мелодию - ответ нежного, ласкового характера;
-развивать умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами;
- развивать у детей певческие навыки: умение петь лёгким звуком, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, эмоционально передавать характер песни;
- развивать чувство ритма, умение передавать ритмический рисунок по схеме;
-способствовать развитию умения передавать в движении эмоционально-образное содержание музыки;
- способствовать развитию мышления, памяти, слуха, координации движений;
- развивать музыкальную память детей;
- развивать навык игры на металлофоне по одному и в дуэте;
- развивать невербальные средства выразительности посредством мимического этюда;
- развивать коммуникативные качества дошкольников.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к маме;
- воспитывать любовь и интерес к музыке;
-воспитывать эстетические чувства на основе знакомства с произведениями композиторов, художников и поэтов.
Предварительная работа: разучивание танцев "Мамопомогалочка, "Зеркальный вальс", разучивание попевки "Мамочка - мамуля", песни "Мамина улыбка", заучивание стихотворения о маме, слушание пьес "Мама" П. И. Чайковского и "Материнские ласки" А. Т. Гречанинова.
Методы и приемы: прием интересного внесения произведения художественного искусства - «Музыкальная подсказка», вопросы к детям, беседа, объяснение; использование картины, музыкального сопровождения, художественного слова; наглядный метод (схема); практические действия детей.
Словарная работа: инструментальная музыка, дуэт.
Материалы и оборудование : музыкальный центр, ноутбук, мультимедийная установка, фортепиано, игрушка "Сердечко", атласные ленточки разных цветов, портреты композиторов П. И. Чайковского и А. Т. Гречанинова, деревянные ложки (по две на каждого ребёнка, 2 металлофона.
Ход НООД:
I. Вводная часть
Дети входят в музыкальный зал, здороваются с музыкальным руководителем, исполняют песню -приветствие (настраиваются на занятие)
Песня -приветствие - «Начнём сейчас занятие» муз. Е. Железновой
Музыкальный руководитель : Совсем скоро, в последнее воскресенье ноября наша страна будет отмечать красивый и нежный праздник - День матери. Мама - самый любимый, дорогой и близкий человек для каждого из нас. С мамой связано всё самое доброе, светлое и тёплое. Я знаю, что вы любите своих мам, и сейчас вы мне немножко расскажете: какая ваша мама. Я буду задавать музыкальный вопрос и давать в руки сердечко, а вы придумаете свою мелодию и, возвращая мне сердечко, ласково пропоёте ответ.
Игра на развитие песенного творчества "Какая твоя мама?"
Музыкальный руководитель : Маму нужно не только любить, но и чаще говорить ей добрые слова, уважать и помогать.
Как вы помогаете маме, вы сейчас покажете в своём танце.
II. Основная часть.
Музыкально-ритмические движения - танец "Мамопомогалочка"
(садятся на стулья)
На экране появляется изображение
Музыкальный руководитель : Кого вы видите на экране? (художника).
Что художник делает? (рисует, пишет картину).
Вам хотелось бы узнать что он изображает на своей картине?
Сейчас мы это узнаем, а подскажет нам музыка.
Слушание пьесы П. Чайковского «Мама» (фрагмент)
Музыкальный руководитель : -Итак, что подсказала вам музыка : что или кого рисует художник? (ответы детей)
Правильно, - маму.
(картина появляется на экране)
Музыкальный руководитель : Как называется музыкальное произведение, отрывок из которого прозвучал и какой композитор его написал? ("Мама" П. И. Чайковский).
-Что делает на картине мама? (обнимает ребёнка, нежно прижимает к себе, целует)
- Как вы думаете: какие чувства передаёт нам эта картина? (нежность, заботу, любовь, красоту)
-Как бы вы назвали эту картину? ( ответы детей: мама с ребёнком, мамина любовь, нежные чувства, мама).
-Обратите внимание какие краски использует художник, изображая маму. Какие цвета часто встречаются? (Желтый, белый, нежно- голубой, светло коричневый.). Тёмные, мрачные краски здесь отсутствуют. Правильно художник использует светлые, тёплые и нежные тона цветовой палитры, тем самым очень тонко передаёт образ заботливой, любящей и нежной мамы. А композиторы чтобы передать настроение и чувства человека в своём произведении используют различные средства музыкальной выразительности. Об этом мы поговорим, когда ещё раз внимательно послушаем пьесу П. И. Чайковского"Мама".
(Слушают)
-Какой характер у этой музыки? (спокойный, ласковый, нежный.)
-Как вы думаете всегда ли одинаковые чувства передаёт эта музыка?
(разные чувства, разная мелодия: сначала спокойная, тихая, плавная, потом маме взгрустнулось, она нахмурилась, озабоченно вздыхает. Эта мелодия звучит громче, печальнее. Тревога, беспокойство слышны в мелодии. И в конце мама снова улыбнулась и приласкала своего ребёнка. Я заметила, что когда вы слушали музыку у вас менялось выражение лица. На лице у вас сначала была светлая улыбка, потому что музыка была светлая, нежная. А когда музыка передавала грусть и волнение какое выражение лица у вас было, покажите! (дети изображают мимикой грусть, огорчение). Мама любит своего ребёнка и простила ему все шалости, улыбнулась и приласкала дитя. Покажите, как изменилось выражение маминого лица? (дети выполняют мимический этюд "Передай настроение").
- Как же малышу приятно находиться в маминых объятиях!
Мы с вами на прошлом занятии слушали ещё одно музыкальное произведение о маме, написал его композитор А. Т. Гречанинов. Кто помнит как называется музыкальное произведение? ("Материнские ласки")
-Правильно.
Мы с вами сейчас его послушаем, вспомним её звучание и сравним с музыкой Чайковского "Мама".
(Слушают)
- Чем похожи эти произведения? (музыка звучит плавно, нежно, ласково, красиво.)
-На каком музыкальном инструменте были исполнены эти пьесы? (фортепиано).
-Если музыка исполняется только на музыкальном инструменте, без голоса, значит она какая? (инструментальная).
- Значит обе пьесы инструментальные
-Чем произведение "Материнские ласки" отличается от произведения "Мама"?
(Здесь характер музыки не меняется, всегда звучит ласково, нежно, повторяется одна и та же мелодия, напоминает кружение, лёгкий вальс. В пьесе "Мама" настроение в пьесе меняется.)
Я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к пьесе А. Гречанинова "Материнские ласки" и принести её на следующее занятие. Согласны?
Рисунок вы сделаете дома, а сейчас мы с вами определим какие цвета красок вы будете использовать в своей работе?
-Давайте подойдем к столу и выберем ленточки нужных цветов
-Дети, какие вы выбрали цвета: светлые или тёмные? (светлые)
Почему светлые? (Потому что музыка добрая, нежная, ласковая, светлая.)
Предлагаю вам покружиться с этими ленточки, так как подсказывает вам музыка А. Т. Гречанинова "Материнские ласки"
(Кружатся, после окончания звучания музыки кладут ленточки и садятся на стулья)
Музыкальный руководитель : Во все времена не только композиторы и художники посвящают мамам свои произведения, но и поэты пишут стихи. Нам сейчас Маша К. прочитает стихотворение о маме:
Ничего нет на свете чудесней
И сильней материнской любви
С чем сравнить ее? Может быть с песней,
Что поют на заре соловьи?
Доброты материнской прекрасной
Ничего удивительней нет,
Этот мир, к чьей судьбе мы причастны,
Добротой материнской согрет!
Музыкальный руководитель : Любовь к маме живёт в сердце каждого человека. И мы постараемся выразить ее в красивом ласковом пении, но сначала распоёмся.
(Обращая внимание на схему, размещённой на мольберте) Посмотрите, пожалуйста, на схему. Как вы думаете, к какой знакомой попевке она подходит? ("Мамочка - мамуля")
-Правильно! Возьмите деревянные ложки. Выпрямите спины, сядьте красиво, давайте простучим ритм попевки по схеме. Помните, что маленькие сердечки - это короткие звуки, а большие - это долгие.
(Отстукивают ложками ритмический рисунок по схеме)
- А теперь ложки уберём и ласково пропоём, при этом покажем движение мелодии рукой.
(Пропевание попевки с жестовые показом движения мелодии)
Распевание "Мамочка - мамуля"
Музыкальный руководитель : А кто желает сыграть мелодию попевки на металлофоне?
(желающие играют на металлофоне по одному, 2 человека)
-А теперь попробуем сыграть вдвоём, одновременно. Как называется ансамбль, когда исполняют два человек?
Дети: дуэт
(играют на металлофонах по два человека)
Музыкальный руководитель : Дети, какая коротенькая, маленькая песенка- попевка, а какие в ней добрые и красивые слова! Я уверена, что маме всегда приятно слышать, что сын или дочка её любят. После таких слов, мама обязательно улыбнётся.
"Мамина улыбка", так называется песня, которую я предлагаю вам исполнить.
Пение "Мамина улыбка"
Музыкальный руководитель : О маме можно говорить бесконечно. И не хватит тысячи добрых слов, чтобы выразить всю любовь к самому дорогому человеку, подарившему жизнь. Я предлагаю вам посвятить своим мамам танец- "Зеркальный вальс"
Танец "Зеркальный вальс"
III. Заключительная часть.
В завершении нашего занятия давайте поделимся своими впечатлениями: расскажем, что вам понравилось сегодня больше всего.
Игра "Шкатулка впечатлений"
Заключительная песня "Закончилась занятие"