Алевтина Черепенина
НООД в старшей группе по теме «Безопасность на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда-то Леонардо да Винчи сказал: «Жизнь есть дар, великий дар, и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает».
Актуальность.
Замечательное высказывание великого художника о той ответственности, которую должен нести каждый человек за свою жизнь. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска.
Публикация «НООД в старшей группе по теме „Безопасность на дороге“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улице, дороге, в транспорте. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улице и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
Цель. Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения, на практике применять их в различных ситуациях.
Задачи.
Обучающие: закрепить знания об опасностях, которые ждут их на дороге, повторить правила поведения на дороге; закрепить знания детей о сигналах светофора, обозначение и значение дорожных знаков ; включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах ; приучать к дисциплине на дороге.
Развивающие. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.
Воспитательные. Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения и быть грамотным пешеходом; формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, умение слушать своего сверстника, не перебивая.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь по дорожной лексике; совершенствовать диалогическую и интонационную выразительность речи.
Виды детской деятельности в НООД: коммуникативная, продуктивная, игровая,
двигательная, познавательная, музыкальная.
Форма обучения детей: фронтальная, работа в микрогруппах.
Методические приёмы.
Игровые (сюрпризный момент с инспектором ГИБДД с SMS сообщением, решение проблемных ситуаций, игра «Это я, это я, это все мои друзья!», игра «Передай жезл», здоровьесбережение - двигательная разминка под песенку «Светофор»).
Наглядные (ИКТ, сертификаты «Грамотный пешеход, жетоны, дорожные знаки).
Словесные (решение проблем, активизирующие вопросы, художественное слово – чтение стихотворений, загадка, викторина «Грамотный пешеход», метод сотрудничества, индивидуальная работа по поддержке самостоятельности, обсуждение, похвала, поощрение).
Практические (изготовление памяток по ПДД для Незнайки).
Оборудование, технические средства :
• мультимедийный проектор;
• компьютерная презентация «Безопасность на дорогах»;
• карточки «Дорожные знаки».
• Сюжетные картинки с правилами ПДД.
• Жезл
• Лист бумаги, клей, салфетка на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Рассматривание плакатов, сюжетных картин на данную тему, чтение стихов и загадывание загадок о дорожных знаках и правилах поведения на улице, чтение сказок и рассказов : «Приключения Бабы-Яги», «Крутой поворот», «Как Незнайка изучал правила дорожного движения» и пр, беседы по их содержанию, целевая прогулка к перекрёстку, встреча и знакомство детей с профессией с инспектора ГИБДД, сюжетно-ролевые игры: «На дорогах города», «Правила движения».
Практическая значимость: данный конспект учебного занятия поможет педагогам в организации НООД по образовательной области «Социализация-Безопасность» с дошкольниками 5-6 лет, будет полезен педагогам, кому интересна проблема безопасного поведения детей на улице, дороге, в транспорте.
Задания построены с учетом смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей.
Вводная часть
Цель: Создание положительного эмоционального настроя; привлечение внимания детей на предстоящую деятельность; формирование позитивного отношения друг к другу.
Введение в игровую ситуацию:
В группу заходит воспитатель в форме инспектора ГИБДД и говорит:
- Здравствуйте уважаемые коллеги и дети!
Я сегодня - постовой,
В новой форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
По 02 скорей звоните
И меня скорей зовите!
Сегодня я проведу с вами урок безопасности на дороге. Если вы будите внимательными, активными и правильно будите отвечать на вопросы, то по окончании урока я вам вручу сертификаты «Грамотный пешеход»
Согласны?
Инспектор ГИБДД
Тогда ко мне вы подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Воспитатель и дети собираются в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.
Инспектор ГИБДД : Ребята, у нас сегодня состоится прямая связь по скайпу с одним сказочным героем. Хотите узнать с кем? Тогда отгадайте загадку:
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все его---
Дети: Незнайка.
Инспектор ГИБДД : Молодцы, угадали!
SMS –гудок (слайд 1)
(На экране появляется Незнайка с перевязанной рукой).
Инспектор ГИБДД: Дети, а почему у Незнайки рука забинтована?
Дети: Упал, споткнулся, спрыгнул с постройки, упал с велосипеда и пр
Инспектор ГИБДД: Ребята, Незнайка очень торопился к своему другу, Пончику
(слайд 2- Пончик) на день рождения, но когда он перебегал дорогу (слайд 3), то чуть не попал под колёса автомобиля! (слайд 4 Авария)
Инспектор ГИБДД: Как вы думаете, почему с ним случилась травма? Что Незнайка сделал неправильно?
Дети: Он переходил дорогу в неположенном месте, был не внимательным, торопился и не соблюдал правила дорожного движения и т. п.
Инспектор ГИБДД : Скажите, а вы выполняете правила дорожного движения?
Дети: Да.
Инспектор ГИБДД : Скажите, а вы выполняете правила дорожного движения?
В начале, давайте немного разомнемся и освежим в памяти основные правила безопасного поведения на дороге.
Сыграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья».
«Что бы было всё в порядке, поиграем мы в загадки.
Если вы со всем согласны, громко крикнете в ответ:
«Это я, это я, это все мои друзья».
Если нет, тогда молчите и ногами топочите!»
Инспектор ГИБДД:
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
Дети:
(Это я, это я, это все мои друзья)
Инспектор ГИБДД:
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
(Это я, это я, это все мои друзья)
Инспектор ГИБДД:
Чтоб проветриться в автобусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
(Дети молчат и топают ногами)
Инспектор ГИБДД:
Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
(Дети молчат и топают ногами)
Инспектор ГИБДД:
Знает кто, что свет зелёный означает:
По дороге каждый смело пусть шагает?
Дети. (Это я, это я, это все мои друзья)
Инспектор ГИБДД:
Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик?
(Дети молчат и топают ногами)
Основная часть
Цель: организовать практическую деятельность, направленную на усвоение и закрепление знаний правил дорожного движения.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.
Инспектор ГИБДД : Давайте мы с вами сейчас назовем те правила, которые вы всегда соблюдаете, выходя на улицу и для этого поиграем в игру «Передай жезл».
Дети становятся в круг, передают друг другу жезл и называют какое-нибудь правило.
Например:
- Я перехожу дорогу только на зеленый сигнал светофора;
- Когда я еду, в детский сад, на машине, то папа пристегивает меня ремнем безопасности;
- По дороге в детский сад я держу маму за руку;
- Мы с мамой идем по тротуару ;
- Когда нам с мамой надо переходить улицу, мы ищем знак «Пешеходный переход»;
-Я выхожу вечером с мамой на улицу в светоотражающей курточке.
- Я играю в мяч только во дворе и на площадке.
- При езде на велосипеде я придерживаюсь правой стороны тротуара, пользуюсь звонком по мере необходимости.
Инспектор ГИБДД: Молодцы, ребята. Вот сколько правил вы знаете, а что мы с вами говорим о правилах дорожного движения?
Дети хором:
«Чтобы никогда не попадать в сложные положения,
Надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»
Постановка проблемы
Инспектор ГИБДД: Ребята, хотите помочь Незнайке, чтобы он знал и соблюдал ПДД и больше не попадал в неприятности на дороге?
Дети: Да.
Инспектор ГИБДД: Как вы можете ему помочь?
Дети: Показать улицу, зебру, светофор и т. д.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
Инспектор ГИБДД : Конечно, чтобы Незнайке было легче запомнить правила дорожного движения, надо показать ему улицу, но вы знаете, что детям без родителей за
территорию детского сада выходить нельзя? Как можно помочь Незнайке, не выходя на улицу? Как вы знакомитесь с ПДД в детском саду?
Дети: Рассматриваем картинки, иллюстрации, играем в дидактические и подвижные игры и т. д.
Инспектор ГИБДД : Правильно, мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень внимательными, чтобы не случилось беды.
Дети:
По городу, по улице, не ходят просто так.
Когда не знаешь правил, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход.
Инспектор ГИБДД : Сейчас у вас будет возможность проверить свои знания правила поведения пешеходов и водителей на дороге и помочь Незнайке стать грамотным пешеходом.
Мы проведем небольшую викторину, которая так и называется «Грамотный пешеход».
Актуализация знаний:
Инспектор ГИБДД : На экране вы увидите 3 варианта ответа и услышите вопрос. Ваша задача найти правильный ответ и обосновать его.
Слайд 6.
Картинки: Стоянка запрещена, Остановка автобуса, Остановка трамвая.
Вопрос: Каким знаком обозначается автобусная остановка?
Р: Я знаю, что это ответ №1. Это знак- автобусная остановка
Слайд № 7.
Картинки: парк, тротуар, дорога.
Вопрос: Где ни в коем случае нельзя кататься на роликах?
Р: Я думаю, что это № 1, т. к на дороге нельзя играть и кататься на роликах.
Слайд №8.
Картинки: 3 вида графического изображения пешеходного перехода.
Вопрос: Выбери обычную разметку пешеходного перехода.
Р: Ответ № 2. Полоски горизонтальные, белые.
Слайд №9.
Картинка: Девочка идет по пешеходному переходу на желтый сигнал светофора.
Вопрос: Можно ли переходить дорогу в данной ситуации?
Р: Нельзя. На желтый сигнал светофора нужно стоять и готовиться, когда загорится зелёный свет.
Слайд №10.
Картинки: Медведь едет на велосипеде на знак «Движение на велосипеде запрещено», а заяц едет на знак «Велосипедное движение разрешено».
Вопрос: Кто из велосипедистов нарушает ПДД или никто не нарушает?
Р: Правильный ответ под №1. Заяц едет на знак
«Велосипедное движение разрешено».
Слайд №11.
Картинки: Игра в шахматы, догонялки, прятки.
Вопрос: В какие игры можно играть на дороге?
Р: Нельзя играть на дороге. Здесь правильного ответа нет.
Слайд №12.
Картинки: знак «Осторожно, пешеходный переход» и знак «Пешеходный переход»
Вопрос: Какой знак предназначен для пешеходов, а какой для водителей?
Р: Ответ №1- для водителей, №2 для пешеходов
Слайд №13.
Картинки: сюжетные картинки по ПДД
Вопрос: На какой картинке нарушены ПДД? Найдите нарушителей.
Р: На картинке №2 нарушители бабушка и мальчик.
Инспектор ГИБДД: Молодцы! Думаю, Незнайка запомнит эти правила.
Ребята, скажите, какой наш самый главный помощник на улице?
Дети: Светофор
Инспектор: Правильно, знать и понимать его сигналы очень важно. Давайте вспомним и споем песенку про «Светофор». А Незнайка будет смотреть, слушать и запоминать.
1 куплет:
Каждый из нас знает прекрасно,
Что нарушать очень опасно,
/приставные шаги вправо/
Если порой едешь на красный
Делаешь ты это напрасно
приставные шаги влево/
Не выежай на перекресток
/ грозят пальцем/
Красный свет горит.
/руки вверх, машут/
Припев:
Красный, желтый и зеленый
Стоп, готов, вперед
/стоят, знак- готов, круговые движения
/стоят, знак- готов, круговые движения руками/
Знаем с давних пор
Нужен нам светофор.
Красный, желтый и зеленый
Стоп, готов, вперед
Песенку мою
Каждый пусть запоет.
/кружатся/
/разводят руки в стороны/
повторяются те же движения.
2 куплет:
Едешь домой или на море
Песенку пой о светофоре
Пусть наизусть знает с пеленок
Песенку ту каждый ребенок
Не выежай на перекресток
Красный свет горит
/имитация езды на машине в движении/
/грозят/
/руки вверх, машут/.
Инспектор: Ребята, но у нас, кроме светофора, есть и другие помощники. Какие?
Дети: Дорожные знаки.
Инспектор: Правильно! А для чего нам нужны дорожные знаки?
Дети: Они помогают ориентироваться на дороге.
Инспектор: А какие бывают дорожные знаки?
Дети: Запрещающие, разрешающие, предупреждающие.
Инспект
ор: Давайте найдем и назовем Незнайке дорожные знаки. Разделимся на 3 микрогруппы.
Дети 1 микрогруппы должны будут найти запрещающие знаки, 2-предупреждающие и 3-запрещающие знаки.
Дети делятся на 3 микрогруппы, выбирают ведущих и начинают работу. Договариваются, обсуждают. Показывают знаки и объясняют их значение.
Инспектор: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете знаки, теперь и Незнайка тоже будет их знать, и легко ориентироваться на дороге! А чтобы Незнайка не забыл правила ПДД, можно сделать для него памятку из картинок. Сделаем ребята?
Дети: Да.
Инспектор предлагает детям подойти к столу, на котором лежат сюжетные картинки, выбрать любую картинку и приклеить на основу.
3 часть – заключительная
Цель: Формировать умение отвечать на вопросы, взаимодействовать и общаться со
взрослым и сверстниками, умение радоваться достигнутому результату.
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
Инспектор: Молодцы! Вот какая замечательная памятка у вас получилась.
После того, как работа закончена, дети рассказывают, что изображено на картинке, почему они выбрали именно ее и т. д.
Обсуждение проводится с помощью взрослого.
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.
Инспектор: А теперь соберем все наши памятки и отправим по электронной почте Незнайке пожелаем ему всегда быть бдительным и соблюдать ПДД.
Время связи истекло. Незнайка благодарит всех, желает быть здоровыми, не попадать в сложные ситуации на дороге и прощается.
Инспектор вручает детям сертификаты «Грамотный пешеход», прощается и уходит.