Валентина Воронова
Конспект НОД во второй младшей группе «Как растения помогают освоить азы математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: формирование элементарных математических представлений, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа : вторая младшая группа.
Тема: «Как растения помогают освоить азы математики».
Публикация «Конспект НОД во второй младшей группе „Как растения помогают освоить азы математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Цель: учить рассматривать растения в определённой последовательности, работать с сенсорными эталонами и графическими моделями; формировать заботливое отношение к комнатным растениям; закрепить счет в пределах четырех, ориентировку в пространстве; формировать умение различать геометрические фигуры, а также представление о величине, цвете; устанавливать отношения «больше», «меньше», «столько же»; развивать речь, коммуникативные способности, мышление, память.
Программное содержание:
Образовательные задачи: закрепить счет в пределах четырех, ориентировку в пространстве; формировать умение различать геометрические фигуры, а также представление о величине, цвете; устанавливать отношения «больше», «меньше», «столько же»;
Развивающие: развивать познавательный интерес, фонематический слух, речевое внимание, артикуляционный аппарат.
Воспитательные: воспитывать глубокий действенный познавательный интерес, доброжелательность.
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений.
Организация образовательной среды: детские стульчики стоящие полукругом, мультимидийная доска, комнатные растения (бальзамин, герань, фиалка узамбарская); сенсорные эталоны поверхности (гладкая и бархатная бумага, формы (овал, круг, треугольник, края листа (ровный, неровный, формы стебля (круглый и граненый карандаши); эталоны розового и красного цвета; лейка без распылителя; фигурки (плоскостные) трех поросят; изображение трехэтажного дома.
Словарная работа: узамбарская фиалка.
Ход занятия.
1. часть. Рассматривание растений.
Воспитатель: Ребята, найдите среди комнатных растений огонёк.
(Дети находят растение, воспитатель переносит его на стол).
-Это растение так - же называется Ванька –мокрый и бальзамин, повторите пожалуйста. (Дети повторяют название).
-Покажите, где цветки у бальзамина? (Показывают).
-Какие они по величине: большие или маленькие?
Дети. Цветки у бальзамина маленькие.
Воспитатель: выберите среди цветных карандашей такие, которые по цвету напоминают цветки бальзамина. (Дети выбирают красные, розовые карандаши.)
-Так какого же цвета цветки бальзамина: красного или розового?
(Если дети называют цветки красными, воспитатель уточняет их окраску и вводит в активный словарь детей название цветов: розовый, ярко –розовый. Для этого дети сравнивают цвет красного карандаша с окраской цветков бальзамина.)
Воспитатель: в чем растет цветок?
Ответы детей. (Он растет в горшке, в земле.)
- Что у цветка находится в горшке в земле?
Дети. (В земле находятся корни.)
Воспитатель: показывает черенок бальзамина с корнями.
- В земле у огонька корни, как у всех других растений : фикуса, березы, герани, сирени…
- Корни удерживают растение в земле, а еще корнями они «пьют» воду из почвы. Мы тоже с вами пьем воду.
-Чем мы пьем воду?
- Чем пьет воду бальзамин?
Ответы детей.
Правильно мы пьем воду ртом.
Бальзамин пьет воду корнями.
Воспитатель: Верно. А какой по форме стебель у бальзамина? Выберите соответствующий карандаш (модель).
Дети: У огонька стебель круглый, похож на круглый карандаш.
Воспитатель: Что ещё вы можете сказать о стебле? Какого он цвета?
Дети. (Стебель зеленый.)
- А что располагается на стебле?
Дети. (На стебле есть веточки, листья, цветки.)
-Найдите и сосчитайте веточки. (Дети считают.)
-Сколько листьев у бальзамина?
-Много или мало? Сосчитайте.
Дети. У бальзамина много листьев. Их трудно сосчитать.
Воспитатель: Какого цвета листья у бальзамина?
Дети. Листья бальзамина зеленые.
-А какой они формы? Выберите из геометрических фигур (модели) ту, которая больше всего подходит к листу бальзамина. (дети выбирают овал.)
-У бальзамина листья действительно похожи на овал (дети повторяют название геометрической фигуры.)
-А какой величины листья у бальзамина?
-Крупные или мелкие?
-Большие или маленькие?
-сравните, что больше: ваши ладошки или листья бальзамина?
Дети сравнивают и выясняют, что лист бальзамина маленький, меньше ладошки.
Воспитатель: Осторожно погладьте лист бальзамина пальцами.
-Какая поверхность у листа: гладкая или шершавая?
-Подберите нужную бумагу, у которой такая же поверхность.
Дети выбирают и объясняют свой выбор (бумага гладкая как лист бальзамина гладкий, пальцы по нему легко скользят, ни за что не цепляются.
Воспитатель обобщает полученные детьми знания о листе бальзамина: «Он зеленый, гладкий, овальный».
Дети повторяют описание листа бальзамина, используя модели.
Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем.
Физминутка «Дует ветер нам в лицо».
Дует ветер нам в лицо (машут согнутыми в локтях руками на себя)
Закачалось деревцо (руки вверх наклоны вправо, влево)
Ветер тише – тише (замедляют движения)
Деревцо все ниже – ниже (приседают).
2. Часть. Спор растений.
Воспитатель: Бальзамин по секрету сказал мне, что он самый высокий среди тех цветов, рядом с которыми он стоит.
-Как узнать, прав он или нет?
-Показывает на подоконник где стоит фиалка и герань.
Дети – надо эти растения поставить рядом с бальзамином.
Воспитатель ставит фиалку и герань на стол рядом с бальзамином и расставляет все три цветка в виде треугольника.
-Давайте определим, какое растение из них самое высокое, какое самое низкое, а какое средней высоты.
Дети рассматривают растения и определяют на глаз, какое из них самое высокое, по очереди сравнивая бальзамин с геранью и фиалкой.
Дети. Самое высокое растение – герань. Она выше бальзамина. Бальзамин ниже герани. Самое маленькое, самое низкое растение – фиалка. Фиалка ниже бальзамина. Бальзамин выше фиалки.
Воспитатель: Значит бальзамин средней величины. Он выше (больше) фиалки, но ниже (меньше) герани.
Дети закрепляют понятия «больше», «меньше».
Воспитатель: Расположите на столе растения слева на право по высоте. Сначала поставьте самое высокое растение.
Дети выбирают самое высокое растение (герань) и ставят его на столе слева.
- А теперь найдите растение, которое ниже герани, но не самое низкое.
Дети выбирают бальзамин и ставят слева от герани.
- Какая по высоте фиалка?
Дети фиалка самая низкая (ставят фиалку справа от бальзамина.)
Воспитатель: Кто объяснит как мы расположили цветы?
Дети объясняют, почему они так их поставили.
- Какой же по высоте бальзамин?
Дети он средний по высоте, средний по величине.
3. Часть. Поливка растений.
Воспитатель: А что нужно, чтобы растение хорошо себя чувствовало?
- Что мы делаем каждое утро?
Дети мы поливаем растения.
Воспитатель: Как узнать надо ли растение полить?
(Ответы – предположения детей).
Воспитатель объясняет: если земля к пальцам не пристала, то она сухая, растение нужно полить, а если пальцы грязные, в земле, то земля мокрая и поливать растение не надо.
Дети определяют, какие из комнатных растений группы нужно полить. Воспитатель показывает, как правильно нужно держать лейку (правой рукой за ручку, левой за носик, как поливать (носик приложить к краю горшка и вылить всю воду). Дети поливают цветы.
Воспитатель: Сколько комнатных растений мы полили?
Дети считают.
Воспитатель: Устали давайте еще немножко отдохнем.
Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять».
На раз встали потянулись,
Два согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять руками помахать – полетели, полетели и на место опять сели.
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем.
4. Часть. Игра «Угадайка».
Воспитатель: К нам в гости пришли три поросенка (показывает на фигурки трех поросят).
- Из какой они сказки?
Дети вспоминают сказку, имена поросят. Воспитатель вывешивает плакат с изображением трехэтажного дома и говорит, что поросята живут в этом доме. Каждый поросенок живет на своем этаже (рис. 1).
Воспитатель : Сколько этажей в этом доме?
- Кто сосчитает?
Дети. Один, два, три. Три этажа.
- По сколько комнат на каждом этаже?.
Дети. На каждом этаже по три комнаты.
- По сколько окон на каждом этаже?
Дети. По три окна.
- А какой формы окна?
Дети. Окна квадратные, квадратной формы.
- Покажите нижний этаж в доме (показывают, верхний этаж (показывают).
- А как можно назвать этот этаж? (Показывает на второй этаж).
Дети. Его можно назвать средним, он выше нижнего, но ниже верхнего.
- Как вы думаете, что обозначают кружочки в окнах?
Дети. На окнах цветы, комнатные растении.
- Как вы думаете, есть ли у поросят такие же растения, как у нас?
(Ответы – предположения.)
- Что может нам помочь ответить на этот вопрос?
(Ответы – предположения.)
- Верно, цвет кругов: они красные, синие и розовые, как наши цветущие герань, фиалка и бальзамин. Поросята просят нас угадать, какого цвета средний круг на втором этаже (показывает на не раскрашенный круг). Найдите нужный карандаш и объясните, почему вы его выбрали. Поросята подсказывают: у них одинаковые комнатные цветы, но поставлены они были по разному.
Дети определяют нужный цвет карандаша (розовый, объясняют, свой выбор и раскрашивают круг. Поросята благодарят детей за то, те правильно определили, какие цветы они дома выращивают.
Подведение итога.
Все молодцы!
Что мы с вами сегодня делали?
Понравилось вам?