Лучший педагог года

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Кладовая народной мудрости» в старшей группе (7 фото)

Наталья Федотова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Кладовая народной мудрости» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Кладовая народной мудрости» в старшей группе

онспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме : "Кладовая народной мудрости»

Аннотация.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Кладовая народной мудрости“ в старшей группе» размещена в разделах

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, городу, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.

Формирование чувства патриотизма, любви к своей родине невозможно без истории накопленной в области народно-прикладного искусства. В процессе приобщения личности к богатейшему опыту человечества, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.

Актуальность занятия состоит в том, что через него у ребёнка формируются основы краеведения, ценностные отношения к прекрасному, к миру природы, к труду через народное декоративно- прикладное искусство чувашского и мордовского народов, духовно-нравственные качества личности-взаимоуважение, человеколюбие, любовь и терпимость к окружающему нас миру.

В методической разработке «О чувашских и мордовских солнцах» предусмотрена комплексно-тематическая модель организации НОД, где сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме (через народные чувашские мелодии, стихи и предметах народно-прикладного искусства) Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Занятие имеет интегративный характер. В нё м предусмотрена интеграция основных пяти областей: познавательной (беседа на данную тему, речевой (чтение стихов, воспроизведение чувашской сказки о трёх солнцах, социально-коммуникативной (умение помочь другу в процессе изготовления узора солнца, физической (пальчиковая гимнастика, правильная посадка за столами, художественно-эстетической (рассматривание образцов народного декоративно-прикладного творчества, просмотр презентаций «Чувашский орнамент», «Мордовский орнамент», индивидуальная работа детей под наблюдением и контролем педагога).

Новизна данной методической разработки в том, что она объединяет в себе, как художественно-эстетическое развитие ребёнка, прививая ему чувство красоты окружающего мира, его эстетику, познавательное развитие, расширяя его знания о истории и традициях своего народа, гордость за его историческое прошлое, так и духовно-нравственную сторону ребёнка, воспитывая в нём доброе, доверительное отношение к другим национальностям, проживающих с ними по соседству.

В результате проведённого занятия дети приобретают определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края;

- овладевают представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

-обогащают словарный запас, развивают память, мышление, воображение;

- учатся рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

-приобретают доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

-развивают самостоятельность, творчество, инициативность;

-учатся самоорганизации, взаимопомощи.

Цель: развитие чувства патриотизма. единения с другими народностями, любви к своей малой родине, восприятие и понимание орнаментального образа солнца в чувашском и мордовском эпосах.

Задачи:

Образовательные :

-продолжать вводить детей в мир связей народного искусства с природой, жизнью человека;

-помочь детям вспомнить легенду и рассказывать о ней в определенной последовательности;

-закрепить умения воспроизводить узор солнца способом ниткописи ;

Развивающие:

-развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов - образов символов чувашских и мордовских узоров солнца;

Речевые:

-развивать речь, обогащать словарь детей

Воспитательные:

-воспитывать умение восхищаться с красотой чувашских и мордовских узоров, одобрять прекрасное, воспитывать любовь к Малой родине, чувство единения с другими народами.

Предшествующая работа:

-чтение с детьми легенды «О солнцах на сурбанах», мордовской сказки «Чипаз»;

-беседы с детьми о чувашских и мордовских узорах солнца;

Словарная работа: активизировать разговорную речь детей; обогащать словарь с существительными, прилагательными; с естественной интонацией внятно и отчетливо произносить все слова.

Демонстрационный материал: народные изделия ручной работы чувашских и мордовских мастериц, изобразительные модели оригиналов с узорами солнца; текст легенды; иллюстрации; иллюстрации государственных символов Мордовии и Чувашии.

Раздаточный материал: альбомные листы бумаги с контуром узора солнца, клей, нить красного цвета.

Методические приемы: беседа, напоминание, рассказывание легенды взрослым совместно с детьми, рассматривание иллюстраций, вопросы, наводящие вопросы, разъяснение слов (мудрецы-шурсухалы, легенда, показ, объяснение, чтение стихотворения, рассматривание чувашского и мордовского узора солнца, обобщение педагога, выполнение работы с детьми, рассматривание детских работ, рассказы детей о своих выполненных работах, поощрение, оценка.

Ход мероприятия

Звучит чувашская мелодия на её фоне воспитатель зачитывает строки стихотворения П. Хузангая «Приглашение в Чувашию»

Знаете ли Вы страну такую,

Древнюю и вечно молодую,

Где в лесу тетерева токуют,

Словно песней сердце околдуют,

Где коль праздник – от души ликуют,

Коль работа – гору дай любую!

Знаете ли Вы такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Дети: Сегодня мы будем говорить о родной Чувашии и о чувашской вышивке.

Воспитатель: Да, действительно сегодня мы будем говорить о Чувашии и о знаменитой чувашской вышивке и не только. Обратите внимание какие красивые полотенца, наволочки, подзорники, передники вышивали женщины своими руками. Это целые произведения искусств. (Рассматривание образов из собранной коллекции изделий). Посмотрите внимательно на узоры. Что мы видим на них (Показ презентации «Чувашские орнаменты»)

Дети: Мы видим ромбы, ступеньки, ромбики, полоски красного, чёрного, жёлтого цветов. Редко встречается зелёный цвет.

Воспитатель: А вот посмотрите ещё и на эти узоры (Звучит мордовская мелодия. Показ изделий декоративного творчества мордовского народа). Что вы можете сказать о них? (Показ презентации «Мордовские орнаменты»)

Дети: Эти узоры похожи на те, которые мы уже видели. Здесь тоже можно увидеть ромбы, полоски, ступеньки красного, чёрного цветов, но больше зелёного тёмно- синего и жёлтого.

Воспитатель: Правильно узоры очень похожи. Это мордовские узоры. Существует у каждого народа свой язык узоров, обозначающий какой-то предмет или его качество. (Показ таблиц толкования мордовских и чувашских узоров). Посмотрите внимательно какой узор повторяется у этих двух народов?

Дети: Это узор восьмиконечной звезды, означающий символ солнца, как у чувашского, так и у мордовского народов.

(Показ государственных символов Чувашии, а затем Мордовии)

Воспитатель: Посмотрите теперь на государственные символы Чувашии и Мордовии. Что общего вы увидели на них?

Дети: Символ солнца. Только у чувашских государственных символов солнц три.

Воспитатель: Да, действительно это символ солнца. Он одинаков как для чуваш, так и мордвы. Только у чувашских государственных символов солнц три и давайте вспомним почему.

Воспитатель: А давайте вспомним чувашскую легенду о солнце, вспомним о чем же там говорится?

(Совместно с детьми вспоминают легенду. Воспитатель помогает детям вспомнить легенду с наводящими вопросами).

Поэтому в любой чувашской вышивке очень часто можно видеть 3 солнца. Их можно увидеть и на гербе и на флаге Чувашии.

Ау мордвы на государственных символах солнце одно, потому, что мордва очень любили своё солнце и поклонялись Чипазу (мордовское название бога Солнца, думая о том, что оно у них самое доброе и заботливое.

Узор солнца и у чуваш и у мордвы одинаков и это всё потому, что издревле эти две народности жили всегда рядом, в мире и согласии и всего у них было поровну и ничего они между собой не делили, были очень дружными. Силу их духа не мог сломить ни один враг Недаром гласила мордовская пословица: «Солнце не померкнет, народ не сломится».

Сейчас я вам предлагаю своими руками создать узор солнца,передавая всю свою любовь, нежность и тепло. Но сначала подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика Солнышко:

- Утро красное пришло, (прём глазки)

- Солнце ясное взошло. (руки поднимаем вверх, потягиваемся)

- Стали лучики светить (руки в замочек и поднимаем пальцы вверх)

- Малых деток веселить.

- Прилетели тучки (пальчики разгибаются по одному)

- Спрятались лучики. (пальчики прячутся в кулачок)

Воспитатель: Занимаем свои места. помним о правилах работы с клеем и ножницами. Какую форму имеет наш узор?

Дети: Узор имеет форму восьмиконечной звезды.

Воспитатель: Вначале мы аккуратно наносим клей ко всему контуру, а затем наклеиваем красную нить,постоянно придерживая работу. А теперь приступим к работе.

Индивидуальная работа детей под контролем воспитателя.

(В ходе занятия воспитатель помогает детям индивидуально).

Воспитатель: Итак, посмотрите внимательно на все работы, которые у вас получились. Как вы думаете, у всех они получились?

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии? (ответы детей) Что запомнилось больше всего вам на занятии? (ответы детей) Я хочу сказать вам, что вы были активны, мне было интересно с вами работать. За совместную работу спасибо. Спасибо за ваш труд. А в память о нашем занятии возьмите на память эти работы.

Список используемой литературы

1. Арсентьев Н. М., Багрова Т. С., Шапкарин К. И. Здравствуй, Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей. Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005.

2. Багрова Т. С. Близкий сердцу край. Саранск: типография «Красный Октябрь», 2002

3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

4. Васильева Л. Г. Этнохудожественное развитие детей 3-4 лет. Чебоксары: Новое время, 2016

5. Жачева Е. Н. Чувашская вышивка. Чваш трри: техника. Приёмы. Книга – альбом. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство,2006.

6. Жиренко О,Е., Яровая Л. Н. и др. Внеклассные мероприятия: 1 класс. - 3 –е изд. перераб. и доп. - М. : ВАКО, 2006.

7. Иванов – Орков Т. Н. Узоры земли чувашской. Современные художественные промыслы и сувениры. Книга – альбом. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство,2007.

8. Махалова И. В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» -Чебоксары: Чувашское книжное издательство,2015.

9. Шемаров В. С. Чувашия – республика моя. - Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1991.

Интернет – ресурсы:

https://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/7378/7427

https://viperson.ru/wind.php?ID=327952&soch=1

www.gap.archives21.ru/default.aspx…

Фото «Кладовая народной мудрости»
Конспект непосредственной образовательной деятельности  в старшей группе - фото
онспект непосредственной образовательной деятельности в Старшая группа старшей группе по теме Кладовая Народная культура фольклор народной мудрости Аннотация Публикация Конспект непосредственной образовательной деятельности Кладовая народной мудрости в старшей группе размещена в разделах Конспекты занятий
Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Безопасное лето» Конспект непосредственной образовательной деятельности В старшей группе на тему «Безопасное лето» Цель: закрепление знаний детей о правилах.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Кладовая здоровья» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Кладовая здоровья» Цель: формировать представление.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Цыпленок и солнышко» в старшей группе г. о. Жуковский МДОУ детский сад № 10 Конспект непосредственной образовательной деятельности «Цыпленок и солнышко» в старшей группе (в.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Цель: Ознакомление детей со свойствами продуктов питания через детское экспериментирование. Задачи: формирование навыков экспериментальной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Играем в городки» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Играем в городки» Цель: 1. Формировать интерес к русской народной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Мой флаг»Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Мой флаг» Задачи: Познакомить с государственной символикой России: флагом. Развивать мелкую моторику детей, аккуратность в работе. Воспитывать патриотические.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Свойства стекла» Цель: 1. Познакомить детей с историей возникновения стекла. 2. Расширять и систематизировать знания о производстве стекла и изделий из него,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Веселая ярмарка»Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Веселая ярмарка» Воспитатель в костюме Матрешки входит в зал. (дети в зале) - Эй народ честной здравствуйте!Вы меня узнали? - Дети (да) - Правильно я Матрешка!Я.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Моя Россия»Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Моя Россия» Учитель-логопед: Авакян Л. В. Педагог психолог: Ельцова Ю. А. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», Социализация».

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «Чудесная кладовая» Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «Чудесная кладовая» Цель: Продолжать формировать представление у дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Кладовая народной мудрости» в старшей группе
Опубликовано: 14 января 2019 в 19:51
+67Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности «Кладовая народной мудрости» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Федотова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД