Татьяна Шумилова
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Путешествие на Северный полюс. Животные Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие на Северный полюс».
Воспитатель ГБДОУ №68 г. Санкт-Петербурга Шумилова Т. В.
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Северного полюса.
1. Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы „Путешествие на Северный полюс, Животные Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• рассматривание картин, иллюстраций о природе, животном мире Крайнего Севера;
• чтение художественной литературы: А. Членов «Как Алёша жил на Севере» (отрывок из книги «Кто живет в Арктике», Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «Кто что умеет»
• Загадывание загадок, подборка стихов
• Дидактические игры «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;
• Изготовление лепбука «Животные Севера».
2. Программное содержание:
Образовательные задачи:
• закрепить представления детей о животных Севера (их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиям жизни).
• уточнение, расширение словаря по теме «Север»
Развивающие задачи:
• развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Активизация словаря:
Крайний Север, северный полюс, северное сияние, Арктика, ледокол.
Воспитательные задачи:
• воспитывать любознательность;
• развивать интерес и желание любоваться красотой окружающего мира;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
3. Материалы к совместной образовательной деятельности:
Оборудование:
• мультимедийная установка;
• ноутбук;
• аудиозапись: «Колыбельная медведицы», музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева;
• аудиозапись сигнала SOS.
• Демонстрационный:
• опорная схема для составления рассказа «Животные»;
• слайды с изображением животных и ледокола «Россия»
Раздаточный:
• Медвежонок «Умка»; льдина из папье-маше;
• письмо с заданием от «Умки»
• раскраски «Животные Севера».
• Карточки с цифрами от «1» до «5».
Ход ЗАНЯТИЯ.
- Ребята, я приглашаю вас отправиться в далекое и интересное путешествие. Вы согласны? (Ответы детей).
- Чтобы нам не заблудиться и правильно выбрать путь, я взяла с собой глобус. Посмотрите на глобус. Вот эти части Земного шара, которые находятся напротив друг друга, называются полюсами. Как называется полюс, который находится на юге?
Дети: Южный
Воспитатель: а полюс, который на Севере?
Дети: Северный
- Скажи, пожалуйста, каким цветом изображены Северный и Южный полюса на глобусе?
- Белым.
- Почему?
- Там снег, лед.
- Да, мы отправимся на северный полюс, в Арктику. Расскажите, что вы знаете о этой северной стране. Речь с движением «Северная страна».
Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем
открывают)
Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами,
руки разводят в стороны)
и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни.
Отправимся в путешествие на огромном и мощном корабле – ледоколе, который легко проложит путь во льдах. (Слайд 2).
Наше путешествие началось, садитесь поудобнее.
Звучит сигнал SOS (слайд 2)
Воспитатель: Это SOS - сигнал о помощи передает радист нашего корабля.
Вез корабль карамель, наш корабль сел на мель.
И матросы всю неделю карамель на мели ели.
- Сколько дней матросы сидели на мели, если всю неделю?
Ответы детей: Семь дней.
- Какой день недели сегодня?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Какой день будет между понедельником и средой?
- Какой по счету четверг?
- Какое имя придумала матушка-природа своим дочерям – временам года?
(Зима, весна, лето, осень)
- Сколько сыновей у каждого времени года? (По три)
- Как зовут сыновей Зимы? (Декабрь, январь, февраль)
- А какое сейчас время года? (Зима)
- Какой месяц идет по календарю? (Декабрь)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, мель позади. Наше путешествие продолжается.
- Северный полюс – это ледяная пустыня. Белый цвет, это цвет снега, холода, льда. (Слайд № 3).
Океан покрыт льдом. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс – самое холодное место на Земле. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние.
Посмотрите – Северное сияние. Значит мы на северном полюсе! Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. (На экране появляется картинка северного сияния.) (слайд №4.
- Каких животных Крайнего Севера вы знаете?.
- Морж, тюлень, белый медведь, песец и т. д.
Животные хорошо приспособлены для жизни в суровых условиях северного полюса. Многие из них – большие по величине и покрыты толстым слоем подкожного жира, что помогает сохранить тепло, у других животных - тёплая густая шерсть. У животных, которые проводят много времени в воде, есть ласты.
- Расскажите, что вы знаете об этих животных (по схеме). Воспитатель напоминает значение схем и начинает рассказ: «Это морж. Он живет на севере.». На экране - изображение животных. Дети продолжают рассказ воспитателя по отдельным карточкам схемы; затем составляется рассказ о белом медведе одним ребенком полностью по схеме, прикрепленной на мольберте. Затем воспитатель задает вопросы на закрепление знаний:
Морж. (Слайд 5.)
- Чем покрыто тело моржа? (Жиром).
- Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).
- Как называются ноги моржа? (ласты).
- Морж какой? (клыкастый, неуклюжий на суше,ловкий в воде, ластоногий, сильный).
- Что есть у моржа на морде? (Клыки).
- Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны для защиты от врагов, помогать при выходе из полыньи, движении по льду).
Тюлень (Слайд 6.)
- Чем покрыто тело тюленя? (Шерстью).
- Что он делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше)
- Почему тюлени не мёрзнут в ледяной воде?
- У них много жира.
- Тюлень какой? (белый, красивый, ластоногий).
Воспитатель: Ребята, вы знаете. Какое самое большое, сильное и выносливое животное Севера?
- Белый медведь.
Белый медведь (Показ слайда 7.).
- Какой он? (Большой, сильный, толстопятый).
- Чем покрыто тело? (Белой шерстью).
- Какая шерсть у белого медведя? (Густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).
- На кого охотиться белый медведь?
- На рыбу, тюленей, моржей.
- Зачем медведю мех на лапах?
- Чтоб не скользить по льду.
- Зачем медведь закрывает нос лапой, когда идет на охоту?
- Чтобы не заметили его черный нос.
- И последнее задание, на смекалку: Почему белый медведь не охотиться на пингвинов?
- Пингвины живут на южном полюсе, в Антарктиде.
Игра «Чья семья?»
- Морж, моржиха и моржонок – это семья моржа
- тюлень, тюлениха и тюлененок – это тюленья семья. (белёк)
- медведь, медведица и медвежонок – это медвежья семья.
Игра «Сосчитай тюленей, моржей, медведей». Воспитатель выставляет на мольберт животное и начинает счёт, показывая карточку с цифрой «1», затем следующие карточки с цифрами. Это повторяется с каждым новым животным.
Один тюлень – два тюленя – три тюленя – четыре тюленя – пять тюленей;
Один морж – два моржа – три моржа – четыре моржа – пять моржей;
Один медведь – два медведя – три медведя – четыре медведя – пять медведей.
Сюрпризный момент.
- У нас в гостях белый медвежонок «УМКА». Давайте познакомимся с ним и скажем добрые и ласковые слова: Игра «Назови ласково» (существительные и прилагательные)
- «Умка» какой? (маленький, беленький, мягкий, добрый, храбрый, смелый)
- ответы детей
- почему ты один, без мамы? Ребята, как вы думаете, чем занимается мама "Умки"?
- ответы детей
- Ребята, давайте поможем «Умке» найти удобное место для отдыха на льдине. Игра «Где находится «Умка» (употребление предлогов)
-УМКА где стоит?
- У льдины. За льдиной. Возле льдины. Перед льдиной.
УМКА где спрятался?
- За льдиной.
- УМКА где отдыхает?
- На льдине.
Игра «Угощение для «Умки»
- Ребята, давайте угостим «Умку». Выберите угощение (в корзине муляжи пирожных, фруктов, овощей и т. д. и, конечно, муляжи рыб).
Дети объясняют свой выбор – какие угощения предложили «Умке» и почему.
УМКА: спасибо, ребята, за вкусную рыбу. Расскажите, а каких животных вы встретили во время путешествия?
Пальчиковая гимнастика «Животные Севера».
Кто на Севере живет? (Хлопки в ладоши – удары кулачками
Кто там ест и кто там пьет? попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные
Вот песец из норки смотрит, (Соприкосновение подушечек пальцев с
большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит, (Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан, (Ладони «лодочкой» двигаются вперед).
Покоряет океан.
Игра «Найди животных Севера». В двух коробках игрушки диких, домашних, жарких стран и северных животных. Дети делятся на 2 подгруппы и выполняют задание.
УМКА: да, это мои соседи.
«Умка» передает конверт с заданием. Игра «Составь слова»
-А теперь, выполнив мое задание, вы узнаете, что мне нравится больше всего. В конверте карточки с буквами – Ребята, соберите мои любимые слова.
(Дети делятся на 2 подгруппы, им раздаются карточки с буквами. Дети собирают слова: «СЕВЕР» и «СНЕГ».
УМКА благодарит ребят за правильно выполненное задание, уютное место для отдыха на льдине и передает конверт с подарками (раскраски, прощается с детьми и возвращается на льдину.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на Северный полюс – в Арктику. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового и интересного вы узнали?
- Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вам небольшой подарок от УМКИ - раскраски о животных Севера.
Под аудиозапись «Колыбельная медведицы" дети прощаются с гостями.